Cвободная воля – это дар Бога человеку. Но ко спасению человека она послужит только при согласовании ее с волей Божией. Об этом мы беседуем с клириком Свято-Троицкого собора иеродиаконом Паисием (Шурухиным).
«Естественно и богомудро употребляемая, свободная воля приводит человека к Богу и соединяет с Богом, злоупотребляемая – она приводит человека к диаволу и соединяет с диаволом» (св. Иустин Попович).
О Боге Творце и свободной воле
– Отец Паисий, сотворив человека, Бог наделил его свободной волей. Со времен грехопадения праотцев и до наших дней человек злоупотребляет этим даром, что приводит к негативным последствиям в жизни человеческого общества и всего окружающего мира. Может, лучше было бы не иметь человеку этой свободы, раз он не может ей правильно распорядиться?
– Да, человек сотворен Богом. Сотворению предшествовал совет в Троичном Божестве: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию… И сотворил Бог человека по образу Своему (Быт. 1, 26–27).
Почему же, намереваясь сотворить человека по образу и подобию, Бог творит его только по образу? Не изменил ли Бог Свое намерение? Нет, конечно. Отцы Церкви учат, что образ Божий мы имеем по сотворению, подобие же приобретаем (или не приобретаем) самостоятельно. Бог предоставляет нам возможность стать Его подобием, употребив на это нашу свободную волю. По словам св. Иустина Поповича, «цель человеческого существования – всё содержание, все свойства существа своего уподобить Богу, стать совершенным, как Бог совершен, достигнуть обожения через веру, любовь, кротость, смирение, братолюбие и прочие добродетели».
Мог ли Бог, видя, что всё, созданное Им, хорошо весьма (Быт. 1, 31), не допустить нарушения гармонии мироздания и возникновения зла? Конечно, мог – лишив тварь свободной воли, а значит, и возможности выбора. И ходили бы сейчас по земле либо еще один вид животного, либо биоробот, запрограммированный на «добро», только знал ли бы он, что это такое – «добро»?
Но Бог поступил по-иному. Ради свободы, дарованной человеку, Всемогущий Бог ограничил Свое всемогущество; Он хочет, чтобы человек признавал Его власть не по принуждению, а по свободному произволению, по любви, по признанию своего богосыновства.
– А как сами люди относятся к этой «небезопасной» свободе, нужна ли она им; могли бы они от нее отказаться в обмен, скажем, на спокойную, комфортную жизнь без катаклизмов?
– То есть опять выбор между человеком или животным-роботом. За всех не могу ответить, возможно, кто-то и на робота согласится. Лично я благодарен Творцу за то, что создал меня не бессловесным животным, а человеком – образом Божиим, личностью, с разумом, душой, свободной волей, могущим решать и выбирать. Такими сотворил нас Отец Небесный, и я не собираюсь продавать свое первородство за чечевичную похлебку.
О катаклизмах. Попробуем лучше посмотреть на всё с другой стороны. Говорят: «кашу заварили праотцы, а расхлебывать нам – это несправедливо». Да, праотцы наши первыми употребили волю во зло, с чем связано появление в мире всяких, мягко говоря, «неприятностей» и катаклизмов. Но каким образом это освобождает все последующие поколения от ответственности? Разве не нашими руками творятся сегодня беззакония и неправды? Разве мы не ушли в этом направлении гораздо дальше праотцев (которые, кстати, покаялись, прощены Богом, имена их есть в святцах). И разве не исчезло бы зло, живи мы праведно? Сонмы святых: мучеников, преподобных, праведных и других ликов святости, показали нам, что не «не может», а «не хочет» человек правильно распоряжаться данной ему свободой.
Во время земной жизни человека Бог призывает его к добру, а диавол склоняет на зло, едва ли не каждое мгновенье предлагая ему вкусить от того же запретного плода, который ели в раю наши предки. Как говорят отцы, сердце каждого человека – это поле битвы Бога и сатаны за свободную волю человека. Кому ее отдать, решает сам человек.
«Созданный боголиким, человек обладает боголикой свободой. Эта свобода имеет колоссальный, неизмеримый масштаб. По своей свободной воле человек может даже и Бога отвергнуть и принять диавола. И еще: человек может стать и богом по благодати, но и диаволом по свободному произволению», – пишет св. Иустин Попович.
О законе Божием
«Воля Божия есть самый совершенный устав и закон» (св. Иоанн Дамаскин).
– Чтобы быть с Богом, человек должен жить по закону Божию. Закон Божий – это заповеди?
– Закон Божий – это закон духовно-нравственный, свод правил и норм, данных Богом как руководство к богоугодной жизни. «Что закон Божий? – пишет св. Игнатий Брянчанинов. – Это воля Божия, объявленная Богом человекам для руководства в делах, зависящих от произвола их». Катехизис св. Филарета Московского определяет закон Божий как средство для распознавания дел худых и добрых. Таково же назначение и заповедей. По сути – это одно и тоже. Закон – совокупность заповедей, но и каждую заповедь можно назвать законом.
Из истории закона Божия. Самый первый нравственный закон дан Богом человеку еще в раю, сразу после его сотворения. Им стала заповедь послушания – запрет на вкушение плодов с древа познания добра и зла (см.: Быт. 2, 16–17). Св. Григорий Богослов назвал ее «законом для упражнения в свободе»: добровольно подчиняя свою волю воле Божией, человек должен был познать, что самым главным в жизни человека является послушание своему Творцу. По диавольскому соблазну и свободной воле праотцы нарушили, заповедь и были выдворены из рая, последствия преступления воли Божией оказались трагическими для самих праотцев, для их потомков – всего человеческого рода, и для всего окружающего мира.
Бог и после этого не оставил людей Своим попечением. Во времена Ветхого Завета Он наставлял их через ветхозаветных праведников и пророков. В XV в. до Р.Х. через пророка Моисея Им были даны на горе Синай заповеди Десятословия. Во времена Нового Завета Господом Иисусом Христом даны евангельские заповеди, в их числе Нагорная проповедь (заповеди блаженства). Да можно сказать, что весь Новый Завет, пример жизни Господа Иисуса Христа – это единая заповедь, путеводствующая людей ко спасению.
– Господь называет Свои заповеди малыми, а исполнять их трудно. Даже апостол Павел говорит: не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю (Рим. 7, 15). А мы-то ведь не апостолы…
– О «малых» заповедях. Отцы Церкви учат, что не следует понимать под словом «малые» незначительность или неважность. Так, св. Игнатий Брянчанинов пишет: «Господь назвал Свои частные заповеди малыми по простоте и краткости изложения… Назвав их малыми, Господь возвестил однако же, что нарушитель одной такой заповеди малейшим наречется в Царстве Небесном, т. е. лишится этого Царства». (см.: Мф. 5, 19).
О нас и об апостоле Павле. Согласен, что масштаб личности у нас не тот, что у ап. Павла, так ведь и поприще у него было особенное и трудности «потруднее» наших. Мы думаем: «Уж если ап. Павел так говорит, то куда нам-то немощным»… А вот св. Феофилакт Болгарский поясняет, что не о немощи своей свидетельствует апостол, а о том глубочайшем повреждении человеческого естества, которое исцелить может только Христос. Для этого и нам предстоит потрудиться. Господь и не обещал нам легкого пути сказав, что легкий путь ведет в погибель, а «Царство Небесное силою берется» (см.: Мф. 7, 13; 11,12). Трудности придется потерпеть. Как говорил св. Амвросий Оптинский, «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия – потерплю и я». Не согласен с тем, что мы – не апостолы. Господь сказал: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16). Конечно, мы не древние апостолы, но и каждый из нас также призван свидетельствовать о Христе и спасении – на своем месте своей жизнью. Свидетельствуем ли?
О немощи. У ап. Павла была какая-то немощь, от которой он просил Бога его избавить, т. к. она мешала его проповеди. Вспомним, что Господь ему ответил (это и к нам относится): Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12, 9).
– Словами «да будет воля Твоя» (из молитвы «Отче наш») мы просим помощи Божией в исполнении заповедей?
– Конечно, без помощи Отца Небесного, без действия Его благодати невозможно исполнение закона. Но не только это мы имеем в виду, произнося данные слова. Согласно катехизису св. Филарета Московского, этими словами мы просим, чтобы «всё, что мы делаем и что с нами случается, происходило не так, как мы желаем, но как угодно Богу».
В нашей повседневной жизни мы поглощены суетой, озабочены массой дел, зачастую не стоящих того внимания, которое мы им уделяем, и не всегда задумываемся о том, что действительно важно, о «едином на потребу» (см.: Лк. 10, 42). Мы часто погрешаем в своих желаниях, не знаем, чего нам следует просить у Господа, а чего – не стоит; редко кто думает, как исполнение того или иного желания отразится на нашем состоянии в жизни будущего века. Мы должны обращаться к Богу с просьбой исполнить на нас Его святую волю, потому что только Бог непогрешительно знает все наши нужды, желает нам всякого блага и всегда готов нам его даровать, если мы не препятствуем Ему в этом своим упрямством и своеволием.
И слова наши «да будет воля Твоя» должны свидетельствовать, что мы признаем Его волю, что мы отдаемся Его воле, подчиняя ей свою, что мы с благодарностью принимаем всё, что Он посылает нам по Своей милости, – нравится это нам или не нравится, хотим мы этого или не хотим. Мы должны всей своей жизнью показать наши любовь и доверие к Отцу Небесному. И в радостях, и в несчастьях, в здравии и болезнях, в старческих немощах – всегда мы должны прославлять Его милость и любовь к нам грешным, говоря: «Слава Богу за всё!» И помнить: что бы ни готовил нам Промысл Божий в земном плане, он всегда будет способствовать достижению Царствия Небесного. Потому что это Промысл Отца, который заботится о нашем спасении больше, чем мы сами.
– Как понимать выражение «Дуракам закон не писан»?
– Это выражение дошло до нас из тех времен, когда практически вся Русь была верующей, люди старались жить по закону Божию, по заповедям, понимали, что всё совершаемое не по воле Божией успеха иметь не будет. А тех, кто этого в расчет не принимал, зачисляли в разряд людей «неумных».
А вообще это выражение на обиходном, разговорном языке дает характеристику человека с некоторыми особенностями: безрассудного, упрямого, непослушного. Поступающего неизвестно по чьему повелению, но всегда по своему хотению, вопреки здравому смыслу, вопреки законам духовным, а иногда и физическим, вопреки даже тому, что сам он видит и слышит. Помните, у Корнея Чуковского: «Неправда, Фома говорит, это ложь! – И прямо по лужам идет без галош».
Такому «Фоме» уподобляется любой человек, не обращающий внимания ни на Творца, ни на данные Им законы. Нет на свете человека, о котором Бог не промышляет. Как нет и человека, для которого закон не писан; в том или ином виде он написан для всех: в Божественном Откровении, в нравственных законах совести, в природе… Бог, хотящий, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4), старается всеми способами достучаться до каждого. Но если Он стучит, а человек не открывает, Бог «ломать замок» не будет. Он уважает свободную волю человека и насильно никого не спасает. Потому и остается человеку, не хотящему услышать Бога, только посочувствовать словами Господа: трудно тебе идти против рожна (Деян. 9, 5).
Самый проигрышный вариант «героя» данного выражения – человек, считающий себя верующим, православным, но закон для него «как-бы» не писан, по принципу «прости меня, Боже, – своя воля дороже». Со всеми вытекающими последствиями.
Предопределение и свобода
– Как совместить понятия о предопределении и свободной воле? Со ссылкой на одно из апостольских посланий, некоторые считают, что кого Бог предопределил ко спасению, тот и спасется.
– Такое мнение противоречит учению Церкви о свободной воле человека. Ведь пишет же евангелист, что нет воли Отца, чтобы погиб один из малых сих и что призываются не праведники, но грешники к покаянию (см.: Мф. 18, 14; 9,13).
Апостол Павел сказал: кого Он (Бог) предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего… А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал, а кого оправдал, тех и прославил (Рим. 8, 29–30). По объяснению отцов, благодать изливается на всех, а предопределение Божие основано на Его предведении того, кто воспользуется благодатью для спасения, а кто – нет. Вот и св. Иоанн Златоуст говорит: «нежелающие воспользоваться даром должны самим себе вменять свое ослепление». Предопределение основывается на воле Божией и воле человеческой. Бог хочет, чтобы человек был спасен, если этого хочет и человек, направляя и соединяя свою волю с волей Бога, – он будет спасен.
Говоря о предведении, необходимо понимать, что для нас, живущих во времени, есть прошлое, настоящее и будущее. Бог живет вне времени, для Него ничто не уходит в прошлое и ничто не приходит из будущего; для Него всё является только настоящим, и в нем Он видит, что и как мы будем делать в своей жизни, как употребим свою свободную волю.
Св. Иоанн Златоуст при толковании слов Спасителя: Надобно придти соблазнам» (Мф. 18, 7), поясняет, что «существуют соблазны не потому, что их Спаситель предсказал, а Он их предсказал потому, что они неизбежно возникнут. Если бы люди… решили зло не творить, то соблазны бы не появились… и не были бы предсказаны.
Человек и компьютер
– Иногда, в том числе и в изданиях церковных, сравнивают человека с компьютером. Правомерно ли такое сравнение?
– Функционально человека можно сравнить с чем угодно: если стирает – со стиральной машиной; роет землю – с бульдозером; варит кофе – с кофеваркой и т. д. Компьютер – техническое средство, созданное человеком для облегчения и ускорения обработки информации. Хотя организация работы компьютера по обработке информации очень похожа на организацию работы человека: ввод информации – запоминание – обработка – вывод, я не думаю, что имеет смысл проводить подобные сравнения. Ведь человек – это мыслящее существо со свободной волей. Есть ли это у компьютера?
– А можно ли создать компьютер со свободной волей?
– Создать компьютер со свободной волей не получится, поскольку у него вообще никакой воли нет. Он работает по составленной и заданной человеком программе, даже самообучающиеся системы (роботы- солдаты, няньки и пр.) самообучаются в узких пределах их функционального назначения по программе, опять же составленной человеком. Нельзя обучить компьютер думать, а составить для этого алгоритм невозможно.
В некотором смысле о свободной воле можно говорить в отношении других ведущихся ныне разработок – по созданию искусственного разума на биологических или небиологических носителях. Мнений по поводу возможности этого много, в том числе и противоположных. Нас, мне кажется, должна интересовать не столько техническая сторона, сколько духовная: ясно, что никогда несовершенный человек не сможет повторить или хотя бы улучшить творение Всесовершенного Бога. Даже диавол, соблазняя праотцев в раю, не обещал им равенства с Богом, он сказал: будете, как боги (Быт. 3, 4). А сегодня человек, создавая подобное себе мыслящее существо со свободной волей, пошел дальше – он хочет стать «творцом», берет на себя функции Бога. Чем закончилась первая попытка обойтись без Бога (в раю), мы уже знаем.
Беседовала Людмила Кузнецова