Чем для нас является молитва «Отче наш»?

Молитва – разговор с Богом, а «Отче наш» — самая распространенная молитва у нас в Церкви. По церковному Уставу, она произносится за каждым общественным и частным богослужением. Наверняка каждый христианин согласится, что в молитве недопустимо лукавство. Не лукавим ли мы, когда произносим молитву Господню?

Сам текст молитвы (приведем Синодальный перевод молитвы без конечного славословия): «Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Мф. 6,9-13).

1.«Отче наш, сущий на небесах». В греческом переводе слово «авва» переводится как πάτερ («отец»). Изначально слово «авва» использовалось в семейном быту: этим именем ребенок называл своего отца. Подлинным сыном Божиим является человек, который верует в Иисуса Христа и исполняет Его заповеди. Сыновство можно сравнить с правом на наследство – все дети имеют право на наследство, но получают его лишь те, кого отец укажет в завещании. Местоимение «наш», прибавленное к слову «Отче», подчеркивает общинный, соборный характер этой молитвы. Относится ли это к нам? Исполняем ли мы (или хотя бы стремимся по-настоящему исполнять) заповеди Божии? Пытаемся ли деятельно участвовать в жизни церковной общины (своего прихода)?

2. «Да святится имя Твое». Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Да святится – значит “да прославится”». Прославится именно в нас. Действительно ли мы славим Бога нашей жизнью?

3. «Да приидет Царствие Твое». Святитель Киприан Карфагенский пишет: «Царством же Божиим, возлюбленнейшие братья, может быть и Сам Христос – нам вожделенно ежедневное присутствие Его, и мы просим, чтобы Он вскоре явил нам Свое пришествие». Вожделеем ли мы Христа? Желаем ли соединиться с Ним в Таинстве Евхаристии, когда идем на Божественную литургию? Или Он нужен нам только для выполнения наших просьб, облегчения страданий и преумножения наслаждений?»

4. «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе». Человек – соработник Бога (т.е. не пассивное ожидание исполнения воли Божией), и в течение всей своей жизни учится подчинять свою волю воле Божественной. Действительно ли мы хотим исполнять волю Божию, а не свою? Готовы ли мы по-настоящему довериться Богу – и отдать в Его руки всё самое дорогое, что у нас есть?

5. «Хлеб наш насущный дай нам на сей день». Святитель Григорий Нисский толкует «хлеб насущный» как «сегодняшнюю потребность», или «телесную потребность», подчеркивая, что мы должны просить у Бога только самого необходимого и только на один день. Действительно ли это так? Или нам хотелось бы попросить «насущного» хлеба на недели или даже месяцы вперед, да побольше?

6. «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Святитель Киприан Карфагенский пишет: «…мы должны просить, чтобы нам оставлены были долги так, как и мы оставляем должникам нашим, зная, что не может быть получено нами отпущение грехов, если мы не сделаем того же относительно должников наших… Итак, тебе не остается никакого извинения в день суда: ты будешь судим по собственному своему приговору, с тобою поступят так, как сам ты поступишь с другими». Прощаем ли мы тех, кто чем-то погрешил перед нами? Хотя бы стремимся простить и признаёмся ли, что зачастую простить не получается?

7. «И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого». По мысли святителя Киприана Карфагенского, искушение приходит от дьявола, но при попущении Бога. Святитель Василий Великий про испытания говорит следующее: «Бог по особенному домостроительству предает нас скорбям, по мере веры каждого посылая и меру испытаний». Веруем ли мы, что Бог не посылает нам испытание выше сил? Не ропщем ли на Него за неприятные обстоятельства нашей жизни?

Таким образом, если молиться, не пытаясь изменить себя, то итоговый «честный» вариант молитвы может выглядеть примерно так: «Отче наш (хотя временами Отцом я Тебя не считаю и вообще непонятно, почему «наш», ведь в жизни общины я не участвую), сущий на небесах! Да святится имя Твое в каком-нибудь благодатном старце, потому что не мирянское это дело; да приидет Царствие Твое, если оно будет приятным для меня; да будет воля МОЯ и на земле, как на небе; хлеб наш с избытком дай нам на несколько месяцев вперед; и прости нам долги наши, пусть даже мы не прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого, но если попустишь случиться чему-то плохому, то я на Тебя обижусь».

Для христианина важно по-честному смотреть на себя. Произнося эту молитву, каждый раз нужно задуматься – действительно ли я веду духовную жизнь так, как этого Бог хочет от меня? Как на самом деле звучит моя молитва для Него? Молитва «Отче наш» в каком-то смысле является сокращенной Нагорной проповедью, благодаря чему по ней можно сверять доброкачественность своей духовной жизни, с учетом того, что мы читаем ее достаточно часто. Самое главное – привыкнув к ней, в какой-то момент нужно найти силы внутри себя и не начать относиться к ней формально…

Иерей Борис Бурлаков