Догмат троичности – важнейший догмат христианства и основа всего православного богословия. Этот догмат является собственно православным. Исповедание его отличает христиан от иудеев, мусульман и вообще от всех, кто знает только единство Бога, но не знает тайны Триипостасного Божества.
«Христианское богословие не знает абстрактного божества: нельзя мыслить Бога вне трех Лиц» (Владимир Лосский).
Вспоминаемое в день праздника Пятидесятницы событие – схождение Святого Духа на апостолов и рождение Христовой Церкви, завершает домостроительство спасения людей Богом (потому Пятидесятница называется в церковном богослужении «конечным праздником»). Спасение от всевластия греха, смерти, диавола совершается совместным действием всех Лиц Святой Троицы, во свидетельство этого праздник Пятидесятницы имеет еще одно название – день Святой Троицы. День, когда Христова Церковь сугубо – с особой радостью и торжеством – славословит и благодарит Святую Троицу за все Ее великие благодеяния человеческому роду. В знаменательный день праздника вспомним, что говорит нам о Боге Троице учение Святой Православной Церкви.
О Боге и Его свойствах
Бог – полнота всех качеств и совершенств в их высочайшем и бесконечном виде.
Св. Василий Великий
О единстве Божием. «Верую во единого Бога…» – Символ веры говорит не просто о вере в Бога, но о вере в единого Бога. Догмат о единстве Божием, один из основных догматов христианства, отвергает ложное учение язычников, которые, почитая тварь Богом, думали, что богов много. Идеей монотеизма (единобожия) преисполнено всё библейское повествование. Аз есмь Господь Бог твой… да не будут тебе бозе инии разве Мене (Исх. 20, 2–3). Это первое свидетельство Бога о Самом Себе и первая заповедь Божия, данная людям в ветхозаветные времена. Никтоже Бог ин (иной), токмо един (1 Кор. 8, 4), – свидетельствует и Свщ. Писание Нового Завета.
Сама идея полноты и совершенства Бога не позволяет мыслить о нем иначе как о едином. «Если Бог не один, то нет Бога», – пишет церковный писатель Тертуллиан. Иначе говоря, божество, ограниченное другим существом, теряет свое божественное достоинство.
О непостижимости существа Божия. Существо Божие непостижимо не только для человека, но и для Ангелов. В Свщ. Писании сказано, что Бог во свете живый неприступнем… (1 Тим. 6, 16). «Что такое Бог, сего объяснить не можем… В отношении к Богу высокое для нас ведение – признаться в своем неведении», – пишет св. Кирилл Иерусалимский.
Известен рассказ о блж. Августине: он, прогуливаясь по берегу моря с мыслями о Боге, увидел отрока, переливавшего раковиной воду из моря в ямку в песке. Эта картина внушила блж. Августину мысль о несоразмерности между нашим ограниченным умом и величием Божиим: нашему уму так же невозможно вместить представление о Боге, как вычерпать раковиной море.
«…Как спасаюсь? – пишет св. Василий Великий. – Через веру. А вера довольствуется знанием, что Бог есть (А не что Он есть)».
Что мы знаем о Боге. Тем не менее в известной мере мы имеем знание о Боге – постольку, поскольку Сам Он открыл его людям. «Бог сообщил нам познание о Себе, насколько мы вместить можем… открыл всё, что нам знать полезно, и умолчал о том, чего не можем вместить», – пишет св. Иоанн Дамаскин.
Следующие понятия о существе и существенных свойствах Божиих можно заимствовать из Откровения Божия: Бог есть Дух (Ин. 4, 24) – Вечный (Пс. 89, 3; Откр. 4, 8; Рим. 14, 25); Всеблагий (Бог есть любовь) (Мф. 19, 17; 1 Ин. 4, 16; Пс. 144, 8–9); Всеведущий (1 Ин. 3, 20; Рим. 11, 33); Всеправедный (праведный и правосудный) (Пс. 10, 7; Рим. 2, 6, 11); Всемогущий (Пс. 32, 9; Лк. 1, 37); Вездесущий (Пс. 138, 7–12); Неизменяемый (Иак. 1, 17); Вседовольный (полнота и источник всех благ) (Деян. 17, 25); Всеблаженный (полнота и источник всякого блаженства) (1 Тим. 6, 15).
Понятиями о совершенствах Бога, единого по существу Своему, не исчерпывается вся глубина богопознания, дарованного нам в Откровении. Христианская истина единства Божия углубляется истиной единства триипостасного.
Тайна Святой Троицы
Когда я называю Бога, я называю Отца, Сына и Святого Духа.
Св. Григорий Богослов
Бог одинаково Единица и Троица.
Св. Максим Исповедник
Слова Символа веры: «Верую во единого Бога Отца…» нужно понимать в смысле отношения к тайне Святой Троицы: 1) Бог есть един по существу, но троичен в Лицах (Ипостасях): Отец, Сын и Святой Дух – Троица Единосущная и Нераздельная; 2) Ипостаси различаются по личным, или ипостасным, свойствам: Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица; Сын Божий предвечно рождается от Отца; Дух Святой предвечно исходит от Отца; 3) три Ипостаси, или Лица, Пресвятой Троицы – совершенно равного Божественного достоинства. Как Отец есть Истинный Бог, так равно и Сын есть Истинный Бог, и Дух Святой есть Истинный Бог, но притом так, что в трех Ипостасях есть един только Триипостасный Бог.
Истина троичности Лиц в Боге при единстве существа прикровенно содержится в Ветхом Завете: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф… (Ис. 6, 3). Св. отцы и учители Церкви утверждают, что здесь выражены как троичность Лиц в Боге через трикратное «Свят, Свят, Свят», так и единство Существа – словами «Господь Саваоф». И совершенно ясно говорит о Триедином Боге Новый Завет: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа… (Мф. 28, 19). Св. Амвросий Медиоланский замечает: «Сказал Господь: во имя, а не во многие имена, потому что один Бог… потому что не два и не три Бога».
Явление Бога в Троице совершилось при Крещении Господа Иисуса Христа, отчего и само это событие называется также Богоявлением: Сын Божий, вочеловечившись, принял Крещение в водах Иордана; Отец гласом свидетельствовал о Нем; Святой Дух явлением Своим в виде голубя подтвердил истинность гласа Божия, как об этом говорится в тропаре праздника Крещения Господня: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение…»
Единство трех Ипостасей является тайной, выходящей за пределы человеческого восприятия, никакие сравнения из жизни тварного мира не способны изобразить его. Желая сделать учение о Троице более доступным для понимания, отцы Церкви прибегали к подобиям из природы: солнце, его свет и тепло; корень, ствол и плод дерева и т. п. Но всегда оговаривались при этом, что эти сравнения условны и далеко не достигают до истины. Мы веруем в тайну Святой Троицы по непреложному свидетельству Слова Божия.
Борьба за догмат
Период 4–8 вв. известен в истории Церкви как эпоха Вселенских Соборов и время богословского оформления христианского вероучения. Каждый Собор собирался в связи с той или иной ересью, возмущавшей Церковь. Опровергая ее, богословы находили те точные формулировки, которые ложились в основу православной догматики.
4в. стал в этом плане веком «троичным». Учение о Святой Троице получило законченный вид главным образом в борьбе с арианством – ересью, отвергавшей Божество Сына Божия. Отрицая единосущие Сына Отцу, она угрожала самой сути христианства – учению о спасении: если Иисус Христос не Воплотившийся Бог – Богочеловек, то спасение не состоялось.
Ересь арианства была осуждена на I Вселенском Соборе, однако и после этого, при потворстве гражданских властей, продолжала распространяться. Главным противником ереси и неутомимым защитником истины в это время был св. Афанасий Великий, возглавлявший Александрийскую Церковь, названный за свой исповеднический подвиг «тринадцатым апостолом» и «отцом Православия». В условиях постоянных и ожесточенных гонений на православный епископат св. Афанасий в течение долгого времени оставался фактически единственным правящим православным епископом на всем христианском Востоке. И при этом, как говорит св. Иустин Попович, «вся истина Православия была в св. Афанасии, а не в многочисленных арианствующих и полуарианствующих епископах». Своими архипастырскими и богословскими трудами святитель положил основание для окончательной победы над арианством на II Вселенском Соборе. Дело св. Афанасия продолжили каппадокийские богословы.
Термин «единосущия» Христа Отцу, принятый на I Вселенском Соборе для опровержения ереси, был многим непонятен и нуждался в дополнительном разъяснении. Великой проблемой 4 в. стало найти терминологию, выражающую Божественное единство и различие – одновременность в Боге «Единицы» и «Троицы». При этом суть библейской веры нужно было запечатлеть в словах, адекватных времени и понятных всем. Титаническими («нечеловеческими», по выражению В. Лосского) усилиями отцов Церкви задача была решена. Выдающаяся роль в этом принадлежит «великим каппадокийцам»: Василию Великому, Григорию Богослову и Григорию Нисскому, называемым «троицей, славящей Святую Троицу». В выдвинутой отцами формуле: «единая сущность при трех Ипостасях» Церковь признала точное определение содержимой ею троической веры. Изложение православной триадологии запечатлено в Символе веры, принятом на I и II Вселенских Соборах.
Об именах Божиих
В 4 в. термин «Троица» стал одним из основных христианских терминов, применяемых по отношению к Богу, одним из главных «имен Божиих». При этом, согласно отцам Церкви, говорить об именах Божиих можно лишь на основе проявлений Бога «вовне», действий Его в тварном мире; в Своей же непостижимой и неизреченной сущности – Сам в Себе – Он неименуем. По словам св. Григория Нисского, «одно есть… соответственное Богу имя – вера, что Он выше всякого имени».
Подготовила Людмила Кузнецова