Благовещение

blagoveСобытие праздника Благовещения, одного из 12-ти главных праздников Православной Церкви, называется «началом», «главизной» спасения человечества Богом. Отправной точкой этого «начала» явилось согласие Пресвятой Девы Марии стать Матерью Божией – согласие на приход в мир Спасителя, данное Ей от лица всего человечества более 2-х тыс. лет назад. Об истории, событии, традициях праздника рассказывает священник Александр Станотин.

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы был известен с самой глубокой древности. Св. Афанасий (4 в.) в своей беседе на этот праздник называет его первым в ряду праздников и особенно почитаемым, так как он напоминает о начале домостроительства спасения людей. В 5 и 6 вв. по причине ересей, унижавших лицо Богоматери и искажавших догмат о воплощении Господа Иисуса Христа, представились особенные побуждения для Церкви возвеличить торжество праздника, за это время оно обогатилось многими песнопениями, в которых раскрыто таинство воплощения Сына Божия и величие Богоматери.

Изображения Благовещения присутствуют уже среди росписей катакомб 2 и 3 вв., тем не менее можно с большой степенью вероятности утверждать, что установление особого праздника Благовещения произошло не ранее 4 в. В начале 8 в. армянский автор Григор Ашаруни писал, что праздник Благовещения был установлен свт. Кириллом Иерусалимским, то есть в 3-й четверти 4 в. Поскольку сведения о константинопольском богослужении 5–6 вв. немногочисленны, ничего определенного о праздновании Благовещения в этот период в Константинополе утверждать нельзя, но уже к концу 7 в. это один из самых почитаемых здесь праздников

Мы отмечаем Благовещение 25 марта/7 апреля. Впервые эта дата появляется в сочинениях авторов 3 в. Тертуллиана и сщмч. Ипполита Римского, но была связана с другими церковными праздниками. Позже свт. Афанасий Великий напишет, что Христос воплотился в утробе Девы на 25-й день марта, потому что в этот день первоначально Бог создал человека.

В византийской традиции дата 25 марта имеет огромное значение – это день не только Благовещения, но и сотворения мира; от нее отсчитываются даты других праздников: Рождества Христова, Зачатия и Рождества св. Иоанна Предтечи.

Раз в несколько лет праздник Благовещения совпадает с Пасхой. Несмотря на такое совпадение, праздничное богослужение Благовещения не отменяется, а совершается вместе с пасхальной службой. Такая Пасха получила название Кириопасхи.

***

Основой двунадесятых праздников, посвященных Богородице, является Свщ. Предание. События же праздника Благовещения описаны в Евангелии от Луки (Лк. 1, 26–38). Апостол описывает, как спустя полгода после того, как праведная Елисавета зачала св. Иоанна Предтечу, Архангел Гавриил явился Деве Марии. Произошло это в Назарете, маленьком городке на севере Израиля. Божий посланник возвестил будущей Богородице счастливую новость – именно через Нее в мир придет Иисус Христос, Мессия, Которого народ Израиля ждал не одну сотню лет, о Котором писали пророки.

Мария приняла слова Божиего вестника с сомнением и страхом, потому что была Девой и не понимала, как возможно ей родить? Девушка происходила из династии царя Давида и была сиротой. По иудейской традиции, Ее обручили пожилому вдовцу Иосифу: добродетельной девушке запрещено было оставаться одинокой. Мария спросила Гавриила: Как будет это, когда Я мужа не знаю? И получила ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя. Слова Марии, обращенные к Архангелу, были исполнены смирения перед волей Господа: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. Только после Ее согласия Слово становится плотью.

С этого момента начинается евангельская история. Впереди – Рождение Христа, бегство в Египет, искушения в пустыне и исцеления одержимых, Тайная Вечеря и арест, Распятие и Воскресение – Пасха…

На иконах Богородицы принято изображать три звезды – на плечах и на головном покрове Пресвятой Девы. Звезды символизируют девство, хранимое Ей до Рождества, в Рождестве и после Рождества Христова. Вместе с тем в Евангелии есть упоминание о братьях Христовых – так, по древней традиции, называли детей Иосифа, который был женат ранее и имел детей в предыдущем браке.

В евангельском повествовании о Благовещении каждый может увидеть что-то особое для себя. Так, журналист портала «Православие и мир» Мария Сеньчукова обратила свое внимание на то, что проходило мимо меня. Молодая Девушка оказалась значительно мудрее священника – Захарии. Тот, получив подробное описание чуда, смутился и немедленно запросил больших объяснений: По чему я узнаю это? Ибо я стар, и жена моя в летах преклонных (Лк., 1, 18) Мария же, так же смутившись приветствием Ангела во-первых, ничего не сказала, хотя, по Преданию, была воспитана при храме и уж отличить духа злого от Ангела, безусловно, смогла бы. Пречистая с детства общалась с Ангелами. Но, будучи образцом смирения и скромности, услышав обращение: Благодатная! – Она не готова принять столь высокую похвалу. И молчит в смущении – чтобы не только избегнуть гордости, но и удостовериться в том, что обращающийся – вестник от Господа.

Во-вторых, узнав о принесенной вести, Мария задала единственно возможный разумный вопрос: Как будет это, когда Я мужа не знаю? Опять же, Она могла бы сразу бездумно принять, обрадовавшись чести, которой удостоилась. Возможно даже, Гавриил проверял чистоту Девы, дважды обращаясь к Ней: Благодатная. Можно сказать, что Захария задал тот же вопрос, но нет, совсем не тот же. Разница в деталях, но существенных. Даже некоторым высокомерием отдает пояснение ученым Захарией своего недоверия: Ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Мы можем увидеть здесь и недоверие, и сомнение в возможности чуда, хотя Свщ. Писание, которое знал Захария, говорит, что невозможное человекам, возможно Богу (см.: Мф. 19, 26). То же, о чем говорит Деве Гавриил, не просто удивительно – это невозможно. Такого не было никогда. Пророчество Исаии о рождающей Мессию Деве уже смущало Симеона Богоприимца – одного из переводчиков Писания на греческий язык. Вопрос Пречистой поэтому не просто закономерен – он благоразумен. В-третьих, даже услышав ответ о действии Божией благодати, – Она не просто соглашается со словами Гавриила, но еще раз подчеркивает, что слова Ангела она принимает лишь постольку, поскольку он вестник от Господа: Се, Раба Господня.

***

Праздник Благовещения один из любимых на Руси, имеющий свои народные традиции. Понять их корень помогает книга русского писателя И. Шмелева «Лето Господне». Автор дает нам ответ на важный вопрос: «Почему хочется делать добро?» – потому что «светло у меня на душе, покойно». Это чувство рождается не от количества принятых подарков или выпитого вина. Оно приходит от осознания величия самого праздника, который дает основу другим великим праздникам: «Завтра праздник таков великий, что никто ничего не должен делать, а только радоваться, потому что если бы не было Благовещенья, никаких бы праздников не было Христовых».

2013-04-07-04А вот как объясняет И. Шмелев традицию выпускания голубей и птиц на этот праздник словами Горкина: «Завтра с тобой и голубков, может, погоняем… первый им выгон сделаем. Завтра и голубиный праздничек, Дух-Свят в голубке сошел. То на Крещенье, а то на Благовещенье. Богородица голубков в церковь носила, по Ее так и повелось».

Все мы знаем, что особенность церковного праздника в том, что отлагаются большие домашние дела, чтобы сходить в храм на службу, посвятить этот день Богу. Праздник без службы – не праздник. Но хочется обратить внимание на другое и выразить это словами еще маленького Ивана Шмелева: «Благовещенье… и каждый должен обрадовать кого-то, а то праздник не в праздник будет. Кого ж обрадовать?»

Иерей Александр Станотин