Что же такое благочестие? «Благочестие» означает благое, то есть доброе почитание Господа.
Благочестие – устроение души и разума,при котором все поведение человека имеет благой, то есть основанный на божественном нравственном законе мотив и имеет целью принести благой плод, то есть плод угодный Богу, всецело подчиняющийся Его воле. Такое устроение может быть достигнуто только непрестанной работой над собой, решимостью жить по заповедям и непременным постоянным деятельным участием в жизни Церкви – в Святых Таинствах. Следует добавить, что ложное благочестие обязательно искажает целостность личности и может быть причиной серьезного душевного повреждения.
Ибо слово «благочестие» слагается из двух слов «благое» и «честное». Благое и честное, соединенные воедино, составляют благочестие. На деле же благочестие обнаруживается в благом, истинном,нелицемерном почитании Бога. Ибо много нас,христиан, но не все мы почитаем Его «благо», чаще же чтим Его только устами, сердцем же далеко отстоим от Него; только сохраняем вид благочестия,силы же его отрекаемся; только называемся христианами, творим же дела язычников. Разве в том благочестие, чтобы именоваться правоверными, а следовать неверным? Устами исповедовать веру истинную, а беззаконной жизнью отвергать Того, в Кого веруем? Челом поклоняться Христу до земли, а скверными делами и поруганием вторично распинать Его? В этом ли богопочитание? В этом ли христианство? К каждому из таких относятся слова Господа в Апокалипсисе: «знаю твои дела; ты носишь имя будто жив, но ты мертв»(Апок. 3,1).
Святитель Дмитрий Ростовский
Богатство мирское не прейдет вместе с людьми, но еще и здесь погибнет прежде них, а часто погубляет и своих владельцев, но богатство благочестия – и здесь и там, и само пребудет постоянно, и стяжавших его сохранит в великой безопасности.
Не унывай, хотя бы тебе пришлось потерять богатство, хотя бы тело, хотя бы настоящую жизнь, хотя бы все, только бы сохранить благочестие –потому, что если с ним отойдешь, Бог все возвратит тебе в большем блеске: и тело воскресит в большей славе, и вместо богатства даст такие блага, которых не может выразить никакое слово. Иов не нагой ли сидел на гноище, проводя жизнь, тягостнее тысячи смертей? Но как он не оставил благочестия, то опять в преизбытке получил все прежнее: здоровье и красоту тела, весь состав детей, имущество, и, что всего важнее, блистательный венец терпения. Как бывает с деревьями, что хотя бы кто и сорвал плод с листьями, хотя бы отсек все ветви, но если останется корень, дерево вновь вырастет в совершенной целости и еще большей красоте,– так бывает и с нами: если останется корень благочестия, то хотя бы отнято было богатство, хотя бы расстроилось тело, все опять возвращается нам с большей славой.
Если бы благочестие сделалось как бы законом и властью, если бы мы детей своих прежде всего наставляли быть друзьями Божиими и учили, больше всего и прежде всех наук, духовным, то прекратились бы все скорби, настоящая жизнь освободилась бы от бесчисленных зол и, что говорится о будущей жизни, именно, что «печаль и воздыхание удалятся» (Ис.: 35, 10),— этим мы наслаждались бы уже и здесь.
Свт. Иоанн Златоуст
Внешнее, видимое благочестие без внутреннего — лицемерие и обман.
Свт. Тихон Задонский
Не слушай диавола, когда он будет тебе нашептывать: «Отдай мне сегодня, а Богу отдашь завтра». Нет,– все часы жизни проводи так, чтобы это было благоугодно Богу. Содержи в мысли, что после настоящего часа не будет тебе дано другого, и что за каждую минуту этого часа ты должен будешь дать самый подробный отчет. Помни, что нет цены этому времени, которое в твоих руках. Считай потерянным тот день, в который хотя и делал добрые дела, но не преодолевал своих дурных склонностей и пожеланий.
Преподобный Никодим Святогорец
Приучая наших детей к правилам благочестия,не будем забывать, что все же это внешнее проявление внутренней жизни христианина. Уделяя первостепенное внимание главному – правильному внутреннему устроению наших детей, увидим их и внешне благочестивыми, и это будет закономерным следствием внутреннего благочестия. Культивируя же внешнее благочестие, рискуем вырастить вялость веры и теплохладность.
А. Новиков Из книги «Азбука православного воспитания детей»