«Мы никогда не решали, сколько у нас будет детей. Мы просто знали, что они должны быть»,— говорят прихожане Свято-Троицкого кафедрального собора Иван и Алла Приваловы. Мы беседуем в сквере около их родного храма — в устроенной здесь для детей песочнице играет их двухлетняя дочь Сашенька. Она размахивает лопаткой, пересыпая песок, ловко преодолевает горки и бегает смотреть рыбок на пруду — они здесь необыкновенные, золотые, подплывают близко-близко, так что можно загадывать желание…
Старшие дети Приваловых — Маша и Андрей — на занятиях в детском развивающем центре «Колосок» при храме во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Узнаю, что шестилетняя Маша ходит еще в музыкальную школу и на уроки рисования в Радищевский музей. Четырехлетний Андрюша пока не посещает дополнительные занятия, но родители думают записать его в спортивную секцию.
Телефон Ивана, пока мы разговариваем, звонит каждые две минуты — отец семейства работает на шести работах! — поэтому на вопросы отвечает в основном Алла. Расспрашиваю ее, как произошла их судьбоносная встреча, ведь история семьи — это прежде всего история любви. Оказалось, это был служебный роман. Будущие супруги работали в Саратовском государственном университете: Алла — специалистом по охране труда, а выпускник мехмата Иван — помощником системного администратора. Алла была ответственна за медосмотр сотрудников, а Ивану очень не хотелось делать флюорографию. Так и познакомились.
— С тех пор флюорографию делал всего пару раз, — шутит Иван.
Алла более ответственно подходит к вопросу сохранения здоровья. На ее руке — тугая повязка. На интервью она приехала со станции переливания крови. Донором Алла была и раньше, но после смерти близкой подруги и крестной Сашеньки — Веры Попечителевой (певчей хора Троицкого собора. — Ред.) — стала относиться к этому более серьезно. Когда Вера заболела, Алла узнала, как остро нуждаются онкологические пациенты в крови и ее компонентах, особенно — плазме. В то время она была кормящей мамой и не могла быть донором, теперь же старается сдавать кровь как можно чаще — в память о Вере.
Говорим о том, каким был путь каждого из супругов к Богу. Оказывается, Иван и Алла пришли в Церковь вместе — незадолго до свадьбы. Пришли по-настоящему. Аллу еще в детстве водила в церковь крестная ее мамы; они жили в Покровске (Энгельсе) и вместе посещали богослужения по большим праздникам. Ивана же когда-то привел в Троицкий собор его дед. После его смерти он продолжал иногда приходить сюда, но, как признается, «мимо служб» — ставил свечи и уходил.
Новая страница в их жизни началась со знакомства с настоятелем Троицкого собора игуменом Пахомием — ныне Епископом Покровским и Николаевским. К тому времени супруги профессионально занялись фотографией и предложили батюшке свою помощь. Став штатными фотографами, они стали воцерковляться. Теперь их снимки нередко украшают издания Саратовской и Покровской епархий. А их самих часто можно увидеть на богослужениях, обвешанных детьми и фототехникой.
Семьи, в которых выросли Иван и Алла, не были многодетными. Младшая сестра Ивана жила в другом городе; Алла же, напротив, с детства была в няньках у младшей сестренки: девочка часто болела, и приходилось помогать маме и много заниматься с ней. Но о том, будет ли у нее самой один ребенок, двое или трое, она никогда не думала. Просто всегда хотела иметь детей. Мечтал об этом и Иван. Они сразу договорились: если будет сын, то его в память о дедушке Ивана назовут Андреем, а как назвать дочку, выберет Алла.
Первой родилась дочка. Маша появилась на свет 23 апреля 2010 года, через несколько дней после праздника святых жен-мироносиц. Поэтому назвать ее решили в честь равноапостольной Марии Магдалины.
Разговор переходит на тему стереотипов, которые существуют в отношении многодетных: считается, что это замученные жизнью и бытом люди, неблагополучные в материальном плане. Но Иван и Алла, очевидно, из совсем других многодетных родителей, которые как раз эти стереотипы разрушают. Они молодые, красивые, успешные, социально активные люди. Спрашиваю у Аллы, как ей удается все успевать: ведь «каждый маленький ребенок вылезает из пеленок, и теряется повсюду, и находится везде» и многодетные мамы часто напоминают обезьянку из известного мультфильма.
— Так оно и есть, — улыбается Алла. — Только «обезьянки» бывают разными. Есть такие, которые вечно ничего не успевают и плачут, как тяжело им живется. А есть такие, которые смиряются и потихоньку справляются, и находят в этом радость.
Став прихожанами Троицкого собора, супруги вошли в большую и дружную приходскую семью, где быть многодетными — это нормально. Сообщество многодетных есть и в «Колоске», который, по определению его создателей, является «семьей семей». Общаясь с другими молодыми родителями, Приваловы открыли секреты оптимизации «многодетного» быта, узнали, как адаптироваться к изменениям, которые происходят в семье с рождением каждого нового малыша. А еще здесь принято делиться кроватками, колясками, детскими вещами, что очень выручает в первое время.
Есть у Приваловых и свой рецепт семейного счастья:
— Мы всегда вместе. Так сложились обстоятельства, это ни в коем случае не в упрек нашим родителям, что бабушки и дедушка не могут нам помогать. В храме нас выручают приходские бабушки и другие прихожане, готовые присмотреть за детьми, пока мы фотографируем. Есть и друзья, которые могут посидеть с ними, если нам нужно куда-то уехать. Но это бывает не так часто, поэтому мы стараемся везде брать детей с собой.
А еще у Приваловых нет разделения на «мужские» и «женские» обязанности: приготовить еду, помыть посуду, поменять памперс, переодеть ребенка — все это общее дело.
Спрашиваю у главы семьи:
— Отвезти детей в сад и забрать их оттуда — кто этим занимается?
— Тот, кто в данную минуту может это сделать, — отвечает он. И добавляет: — У меня много разных работ, мне проще.
— Как же проще, если много? — возражаю я.
— Я могу построить свой график так, что отвезти и забрать детей для меня не проблема, — улыбается Иван.
Отец семейства уверен, что в многодетных семьях время распределяется по-другому. Если детей трое и больше — у них образуется свой коллектив, в котором они учатся общаться, получают бытовые и «общежительные» навыки, становятся более самостоятельными. Конечно, бывают конфликты, дети капризничают, ругаются, даже дерутся — но при этом стоят друг за друга горой.
— В большой семье дети растут не просто со своими сверстниками, но прежде всего с родными людьми, — говорит Иван. — Поэтому очень важно, чтобы старшие чувствовали свою причастность к появлению младших: чтобы они видели не просто мамин животик, в котором растет конкурент за внимание родителей и игрушечные ресурсы, а понимали, что это очень близкий человечек — брат или сестра.
Алла кроме «круглосуточной работы мамой» ведет активную социальную жизнь. Она — помощник протоиерея Алексия Абрамова, который возглавляет епархиальную комиссию по защите материнства и детства. Недавно они проводили противоабортную акцию «Подумай сердцем». Говорим с ней о том, почему женщины, особенно те, кто находится в браке, отказываются от счастья многодетного материнства. Моя собеседница считает, что не всегда из-за эгоизма и нежелания связывать себя по рукам и ногам «семерыми по лавкам». Зачастую женщина чувствует себя незащищенной, боится материальных трудностей, и в этом, по мнению Ивана, виноваты мужчины:
— Это нежелание нести ответственность, жертвовать собой.
Но, избегая таким образом трудностей, люди сами лишают себя большой радости.
— Бывает, — рассказывает Иван, — приходишь с работы домой «в отличном настроении», когда хочется кого-нибудь разорвать, и тут навстречу выбегает Саша с криками: «Папа, папа!». Усталость и злость тут же уходят. Дети — такие батареечки счастья, которые очень хорошо подзаряжают.
Фото из архива Аллы и Ивана Приваловых
Газета «Православная вера» №13 (561)
[Ольга Новикова]