Несмотря на огромное почитание, которым пользуется этот образ, и многие чудеса, совершавшиеся от него, об истории самой иконы мы знаем до обидного мало. Легенды, ходившие среди саратовцев о происхождении «чудотворного Спаса», которые даже воспроизвел епископ Вениамин (Милов) в своей статье о Троицком соборе[1], скорее всего, недостоверны. Многое позволила прояснить реставрация образа, выполненная в 2004–2006 годах, хотя на все вопросы не ответила и она.
При исследовании образа искусствоведы определили стиль, в котором создано изображение, как «живоподобие». Этот стиль характерен для второй половины XVII века, самым ярким его представителем был «государев жалованный изограф» Симон Ушаков (1626–1686). Стиль «нашего» Спаса и ушаковских икон (в том числе Нерукотворного Спаса, 1677), несомненно, сходен, но саратовская икона, несмотря на явные признаки «живоподобия», несет в себе (по признанию работавших с образом реставраторов) «монументальность и аскетизм», свойственные традиционной древней русской иконописи.
Итак, по искусствоведческим признакам, икона написана в конце XVII или в начале XVIII века. Что же о нейсмогли сказать мастера-реставраторы?
При реставрации было установлено, что образ был написан на крупнозернистом холсте, на который вместо традиционного толстого слоя мелового левкаса (белый грунтовый слой, поверх которого пишется собственно иконное изображение) был нанесен тонкий слой грунта, состоящего из гипса с кальцитом. Такой грунт использовался живописцами с древних времен, однако в XV–XVI веках в русской иконописи он встречается крайне редко. С начала XVII века он снова становится широко распространенным, а в XIX веке уже не употребляется. Отсюда исследователи заключили, что Спас, находящийся в наши дни в Троицком соборе, не копия, снятая в XIX веке «в меру и подобие» оригинального образа, а именно сама древняя икона. Доска иконы — не старая, но холст, на котором написан образ, первоначально находился не на этой доске, а на какой-то другой основе и лишь впоследствии был наклеен на теперешнюю доску. Размер доски немного превышает размер холста, и поэтому разница в высоте рельефа доски и холста была некогда выровнена левкасом, причем эта «подлевкаска» была выполнена с использованием так называемых беритовых белил (их применяли в XIX веке). Из этого специалисты заключили, что наклейка холста на доску и «подлевкаска» полей иконы произошли уже в XIX столетии. Сам образ написан темперой. Анализ красок показал, что в изображении убруса (полотенца, на котором, по преданию, запечатлелся лик Спасителя) использовался «составной голубец» — берлинская лазурь со свинцовыми белилами. Эту краску в иконописи стали использовать с XVIII века. Краски, которыми был написан лик Спасителя, а также краски, лежащие под остатками золота на нимбе, были определены как наиболее древние.
Саратовский краевед протоиерей Михаил Беликов в своей книге «Старый собор и старый город» высказывает предположение, что первоначально икона Спаса была церковной хоругвью. В этом случае она могла быть написана в первое десятилетие XVIII века для новопостроенного каменного Троицкого собора. Хоругвь, постоянно находящаяся в богослужебном употреблении, конечно, за несколько десятилетий обветшала, чем и могло быть вызвано «поновление» изображения убруса-полотенца в течение XVIII века. Отец Михаил указывает на договор, заключенный в 1780 году соборным протопопом Георгием Ивановым с мастерами А. Добрыниным и Я. Кособрюховым на написание ими икон для новоустроенного в верхнем храме иконостаса и еще нескольких образов, сверх которых мастера обязывались написать еще и «большую хоругвь на покупной [протопопом] материи». Заказ был выполнен в конце 1781 года. Возможно, именно в это время образ Нерукотворного Спаса сняли с пришедшей в негодность старой хоругви и наклеили на новую доску, продлив тем самым богослужебную жизнь святыни, а вместо старой хоругви написали новую.
Прославление чудесами и, одновременно, хотя бы частично документированная история святыни начинаетсяв 1812 году. Вот что говорит об этом летописец Троицкого собора, саратовский краевед Василий Павлович Соколов: «Прославление иконы началось с 1812 года благодаря следующему событию. В этом году к соборному священнику пришел приказчик рязанского купца Якова Михайлова и сказал, что хозяин его, Михайлов, чудесным образом исцелившийся от какой-то опасной болезни, написал ему, приказчику, из Рязани об этом событии и просил его, чтобы он отыскал образ Спасителя, который, по его словам, должен был быть в соборе над южною наружною дверью, и просил при этом приказчика сделать на образ ризу. Образ отыскали и внесли его внутрь церкви; приказчик сделал ризу сребропозлащенную и отслужил перед образом благодарственный молебен, причем лицам, принимавшим участие в молитве, приказчик рассказал о чудесном исцелении, дарованном Спасителем его хозяину. С тех пор и стали служить этому образу молебны и в храме, и в домах обывателей».
О том, насколько распространилось среди саратовцев почитание святого образа, свидетельствуют события, произошедшие во время холерной эпидемии 1847 года. Холера свирепствовала в Саратове с 19 августа по 8 сентября, унеся за этот короткий период времени жизни около трех тысяч жителей города. Однако гораздо более (до восьми тысяч) было тех, кто переболел и выжил. И вот 9 марта 1848 года вдова саратовского вице-губернатора Ивана Елисеевича Сырнева (1785–1829)Наталья пожертвовала в Троицкий собор 400 рублей серебром. Она писала в прошении, поданном в Саратовскую духовную консисторию, что во время эпидемии, «когда верующие с сокрушенным сердцем прибегали к Врачу душ и телес — Спасителю, мы, грешные, испытавшие на себе великую милость Божию, положили обет, чтоб в саратовской Троицкой церкви постоянно, по совершении Божественной литургии, по средам читаем был акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу».
Деньги эти были положены «в саратовский приказ общественного призрения, с тем чтобы билет на оные деньги выдан был на имя священно- и церковнослужителей означенной церкви для получения ими процентов в вознаграждение за чтение акафистов». С тех пор и по сегодняшнее время в соборе перед образом Нерукотворного Спаса каждую среду во время вечернего богослужения совершается этот акафист.
О том, что чудеса у образа были отнюдь не единичны, свидетельствует тот же В.П. Соколов: «Что касается исцеления рязанского купца Михайлова, который или лично был в Саратове и здесь исцелился, или же только по слухам знал о существовании здесь образа Нерукотворенного Спаса и мысленно, в трудную минуту жизни своей, обратился к нему за божественною помощью, то это исцеление не единичное; чтобы убедиться в этом, стоит только взглянуть на этот образ: он весь увешан подвесами, изображающими собою разные части человеческого тела: сердца, груди, глаз, ушей, рук, ног и пр[очего,] и пр[очего]. Есть и другие изображения, например, главы Иоанна Крестителя, есть целые маленькие иконки, серебряные с финифтью шейные крестики. Все эти изображения, сделанные или из чистого серебра, или из особого сплава с примесью серебра, служат наглядным доказательством полученных от образа исцелений лицами, болевшими глазами, ушами, сердцем, грудью… И этих доказательств исцелений, дарованных иконою пламенно просившим ее о них, исцелениях, так много, что на иконе не оказывается более места для все притекающих подвесов, вследствие чего они теперь помещены в особой витрине, висящей на южной стене в верхней церкви.
Следует, впрочем, заметить, что в этой витрине помещены далеко не все подвесы: значительное количество их сохраняется в особом помещении, недоступном взорам молящихся мирян, также довольно большое количество их повешено на другие иконы, находящиеся в разных местах обеих церквей; но еще больше их “упразднено”, т. е. перелито для слития из них венцов и риз на иконы. Так, в “Описи имущества саратовской Троицкой церкви” за 1856 год находим сведения, что “из подвесов, снятых с образа Нерукотворенного Спаса, сделаны три сребропозлащенные венца на икону Спасителя с предстоящими Ему Богоматерью и Иоанном Предтечею”, и что “венцы эти 84 пробы; весу в них 62 золотника”. Икона эта находится в нижней церкви, в середине арки, отделяющей “настоящую” от прежней трапезной. Из другого места той же описи узнаем, что из “упраздненных” же подвесов, преимущественно крестиков, сделана “риза медная, посеребренная с сребропозлащенным венцом 84 пробы” на икону Спасителя и что “в венце весу 56 золотников серебра”. Эта икона находится на горнем месте в главном алтаре нижней церкви. Другая риза с тремя сребропозлащенными венцами сделана в 1862 году из подвесов же на икону Трех Святителей. Вес в ризе и венцах 74 золотника. Икона находится на южной стене около правого придела в нижней церкви. Наконец, из подвесов же сделаны в 1864 году три сребропозлащенные венчика к иконе Коронования Божией Матери, что находится на горнем месте в алтаре Трех Святителей. Весу в венчиках 63 золотника серебра.
Итак: из подвесов, взятых, за излишеством их, с образа Нерукотворенного Спаса, сделаны десять венцов и две ризы, в которых весу, в общем, более 260 золотников. Если мы примем во внимание, что эти венцы и ризы сделаны, как выше сказано, преимущественно из крестиков, т. е. самых мелких подвесов, то легко поймем, сколько их употреблено на то, чтобы из них, по расплавлении и затем слитии, причем неизбежен угар серебра, получились венцы и ризы весом более 260 золотников! Поистине много было усердствующих жертвователей, считавших нравственным долгом своим принести дар благодарения Всемилостивому Спасу за полученные ими от Него исцеления!».
В переводе на современные меры 260 золотников составляют примерно 1,11 кг серебра. Повторим за Василием Павловичем: сколько же их было, жертвователей к Спасу в благодарность за небесную помощь, что одних только «упраздненных» подвесов набралось больше чем на килограмм серебра, не считая тех подвесов, что висели на самой иконе, в специальной витрине рядом и в той витрине, что была «недоступна взорам мирян»!
Почитание иконы выражалось не только в принесении к ней подвесов. В 1857 году действительным статским советником Иваном Яковлевичем Давыдовским была пожертвована на образ серебряная позолоченная риза, убранная драгоценными камнями, стоимость ее оценивалась в 130 рублей, а в 1899 году иждивением московского мещанина Ермила Афанасьевича Соколова для иконы «был устроен хорошей работы киот». В нижнем храме собора, за клиросом в левом приделе во имя апостола Иакова Алфеева и мученицы Евдокии, находилась «копия с общечтимого в городе образа Нерукотворенного Спаса». Копия была выполнена в первой половине XIX века (В.П. Соколов высказывает предположение: «быть может, даже вскоре после прославления иконы-подлинника»), и ее создание было связано с возникшим в городе обычаем не только служить молебны и акафисты в соборе, у самой чтимой иконы, но и носить святыню к благочестивым прихожанам для служения перед ней молебнов в домах. Случалось, что требовалось присутствие иконы и в соборе, и «в домах обывателей», вследствие чего с древнего образа и была снята точная копия. В.П. Соколов отмечает: икона-копия «была в полном смысле копиею иконы-подлинника, так что только опытный глаз мог их различать, почему икона-копия и пользовалась со стороны саратовцев одинаковым с иконою-подлинником благоговейным почитанием».
До устройства вертикального киота в 1899 году чудотворная икона помещалась «на особой, оригинальной формы, подставке в роде массивного металлического подсвечника с футляром вверху, в который и вкладывается икона». После устройства киота подставку для святыни перенесли в Иаково-Евдокиевский придел и разместили на ней копию.
Желание горожан принять в своем доме чудотворную икону было столь велико, что В.П. Соколов с некоторым юмором отмечает: «Главным источником материального обеспечения старособорного духовенства, начиная с первой половины XIX столетия и по настоящее время, служили и служат, однако не доход с земельных участков и не случайные, вроде вышесказанных, пожертвования, не прекращающиеся и доныне, а почти непрерывное служение молебнов и акафистов в церкви и на дому саратовских обывателей перед чудотворною иконою Спасителя, известною в Саратове всем и каждому под наименованием “образ Спаса Нерукотворенного”».
Чудотворная икона почиталась не только среди жителей Саратовщины. Летопись собора сообщает о четырех случаях, когда с иконы снимали копии и отправляли их за пределы Саратовской губернии: первый список был выполнен в 1877 году для квартировавших в Саратове войск перед их выступлением на войну с турками; второй список был создан по заказу саратовского городского управления после чудесного избавления семьи императора Александра III 17 октября 1887 года от грозившей ей опасности при крушении поезда на станции Борки в Харьковской губернии — список был послан в Борки; третий список был отправлен от саратовских городских властей (скорее всего, в 1892 году) экипажу парохода Русского добровольного флота «Саратов». Особенно примечателен четвертый список. Он был выполнен в 1899 году и послан во Францию Берте Фор, вдове президента Французской республики Феликса Фора. Президент Фор, возглавлявший Францию в конце XIX века, был большим другом России. За усилия по сближению двух стран, за налаживание российско-французской дружбы он был удостоен Николаем II ордена святого апостола Андрея Первозванного, высшего ордена Российской империи. Орден был вручен Фору во время его визита в Санкт-Петербург в 1897 году. И когда в начале 1899 года президент Фор скоропостижно скончался от инсульта, его вдове со всей России шли соболезнования и выражения сочувствия.
6 декабря 1909 года, в день официального открытия Саратовского университета, после Божественной литургии в кафедральном Александро-Невском (Новом) соборе, состоялся крестный ход на Московскую площадь для освящения места строительства новых университетских корпусов. Во главе крестного ходашли два священника, которые несли чудотворную икону Нерукотворного Спаса.
Святыня пребывала в Троицком соборе вплоть до его закрытия богоборцами 13 сентября 1934 года. Президиум Саратовского горсовета постановил «договор с коллективом верующих расторгнуть и церковь передать Краевому Музею для научных целей». В акте осмотра здания собора уточняется: оно передавалось «под Краймузей антирелигиозного познания». Несмотря на заявленную цель передачи собора музею — размещение в нем отдела истории религии и атеизма — по Промыслу Божию именно музей и сохранил как здание собора, так и его святыни. Размещение в соборе музейного отдела истории религии и атеизма, запланированное на 1939 год (а затем намеченное на 1941 год) не состоялось, и в старейшем саратовском храме было в итоге устроено хранилище фондов музея. Среди краеведов существует предположение, что Нерукотворный Спас даже не покинул стен собора — сначала он пребывал там в качестве музейного экспоната, переданного из закрытого храма в музей, потом стал экспонатом, хранившимся в запасниках, а когда 3 октября 1942 года здание собора было передано общине верующих, образ вновь занял свое место уже как чтимая святыня.
Вечером 7 октября 1942 года в соборе состоялось первое богослужение — вечерняя праздничная служба в канун дня памяти преподобного Сергия Радонежского. Вскоре после возвращения собора Церкви в нем был восстановлен и обычай еженедельного чтения перед чудотворной иконой Нерукотворного Спаса акафиста Иисусу Сладчайшему. Вероятно, это произошло не без влияния новоназначенного настоятеля собора — иеромонаха Бориса (Вика). Отец Борис, саратовец, бывший послушник саратовской Киновии, в отрочестве получил исцеление у Нерукотворного Спаса. О юноше молился знаменитый саратовский проповедник, настоятель Нерукотворно-Спасской церкви Саратова протоиерей Михаил Сошественский. В 1937 году отец Михаил был казнен по приговору гонителей. А вот исцелившийся по его молитвам молодой человек смог вернуться к церковному служению и стал первым настоятелем собора, в котором вновь, через восемь лет после поругания от безбожников, зазвучала молитва.
С тех пор Спас постоянно находился в соборе. В августе 2003 года копия Спаса была заказана благочестивыми жителями города Пензы. 29 августа 2003 года, в день празднования в честь Нерукотворного Образа Спасителя, список был освящен в Троицком соборе в присутствии оригинала и на следующий день доставлен в Пензу, там был встречен крестным ходоми размещен в Покровском архиерейском соборе, где пребывает и поныне рядом со списком с чудотворной Казанской-Пензенской иконы Божией Матери. Во время ремонтно-реставрационных работ, проведенных в саратовском Троицком соборе в 2004–2006 годах, была произведена реставрация и чудотворного образа. Был поновлен и заново вызолочен оклад, в котором находится икона.
В 2010 году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла была учреждена медаль Саратовской епархии «Спас Нерукотворный» трех степеней. После учреждения в 2011 году в пределах Саратовской области новых епархий награда сталамедалью Саратовской митрополии.
26 марта 2020 года в Саратове и Покровске (Энгельсе) в связи с начавшейся эпидемией коронавируса состоялся автомобильный крестный ход во главе с митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином. Владыку сопровождали благочинные округов Саратовской епархии. Саратовцев и покровчан благословили старинным чудотворным образом Спаса Нерукотворного— главной святыней Саратовской митрополии, крестом с частицей Древа Животворящего Креста Господня и ковчегом с мощами многих угодников Божиих из Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова. На всем пути следования совершался молебен с акафистами Иисусу Сладчайшему и Пресвятой Богородице. Был совершен объезд Саратова и Покровска по кольцевым автодорогам с остановками в селе Пристанном, поселке Дубки, у поклонного креста близ села Сторожевка, на Кумысной поляне и в Заводском районе Саратова.
В 2021 году список с чудотворной иконы из Троицкого собора был выполнендля построенного в саратовском микрорайоне Солнечный-2 нового храма, освященного в честь Нерукотворного Образа Спасителя.
[1] См.: Вениамин (Милов), еп. Троицкий кафедральный собор в г. Саратове (к 260-летию со времени освящения) // Журнал Московской Патриархии. 1955. № 7. С. 14–15.
Историко-публицистический альманах
«Православное Поволжье. Саратовские епархиальные ведомости». 2024 г.
[Иерей Максим Плякин]