15 декабря в XII корпусе Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского состоялось пленарное заседание XXI Пименовских чтений. В этом году они посвящены теме «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего». В числе присутствовавших и духовенство Свято-Троицкого собора.
Перед началом заседания гости и участники чтений осмотрели выставку «Духовно-нравственная культура России в живописных образах и теологической рефлексии». Собравшиеся ознакомились с тематическими материалами, посвященными российской цивилизации, охватывающими ее основные исторические этапы. Представленные в экспозиции материалы обладают учебным и образовательным значением, призваны помочь преподавателям и учащимся в изучении гуманитарных дисциплин, прежде всего — истории России, обществознания, основ православной культуры, православной теологии, религиоведения и культурологии. Проект был подготовлен философским факультетом СГУ и Саратовской православной духовной семинарией при поддержке Правительства Саратовской области.
На торжественном открытии форума присутствовали заместитель председателя Правительства Саратовской области — министр образования региона Михаил Игоревич Орлов, ректор Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского профессор Алексей Николаевич Чумаченко, министр внутренней политики и общественных отношений Наталья Валерьевна Трошина, министр по делам территориальных образований региона Сергей Юрьевич Зюзин, исполнительный директор Фонда Святых царственных страстотерпцев Валерия Руслановна Яковлева, представители общественности, научного и культурного сообщества, педагоги, студенты семинарии и вузов города.
Заседание открыл ректор Саратовской православной духовной семинарии протоиерей Сергий Штурбабин. Поприветствовав присутствующих, он объявил регламент выступления.
Затем к участникам заседания обратился со словом митрополит Саратовский и Вольский Игнатий.
«Дорогие друзья, глубокоуважаемые представители власти, образовательного сообщества, братья и сестры! Сердечно поздравляю с открытием наших чтений, — сказал он. — Пименовские образовательные чтения 2023 года для нас особенные. Во-первых, в этом году мы встретили столетие со дня рождения приснопамятного владыки Пимена и тридцатилетие со дня его блаженной кончины. Наши чтения носят его имя. Во-вторых, мы исполнили свой долг по отношению к двум другим правящим архиереям Саратовской епархии — архиепископу Досифею (Протопопову) и епископу Вениамину (Милову): лежавшие ранее на Воскресенском кладбище, они упокоены теперь в кафедральном соборе, как и подобает правящим архиереям. Надо сказать, это было далеко не самое простое для нас предприятие, но оно прошло достойно — благодаря пониманию и содействию многих людей, в том числе благодаря нашему губернатору, представителям власти и силовых структур, которые помогли оформить необходимые документы, благодаря самоотверженному труду нашего духовенства и сотрудников епархии и, наконец, благодаря дружной и теплой поддержке наших прихожан, православных саратовцев.
Наверное, неслучайно, что тема нынешних XXI Пименовских чтений — “Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего” — так перекликается с этими событиями. Каким окажется наше завтра? Это зависит от того, как мы сегодня отнесемся к нашему вчера. Сохраним ли мы все то ценное и бесценное, что сотворено нашими предшественниками, нашими учителями и наставниками? Усвоим ли мы их уроки? Продолжим ли мы их дело, их традицию?
Противоположность православной культуре — масс-культура потребительского мира: в ней то, что востребовано сегодня, завтра никому уже не будет нужно. Вспыхнувшие звезды погаснут, субкультура уйдет вместе с эпохой, за безумным увлечением придет жестокое разочарование и опустошение души. Культуре традиционной, культуре, которая положила свое основание на камне (ср.: Лк. 6, 48), присуще другое: сохранять, связывать, продолжать начатое, формулировать единый духовный опыт — опыт христианского осмысления бытия. Православная культура — это деятельная творящая память: она идет в будущее с опытом прошлого, со всей его болью, скорбью, но и со всей его радостью тоже. Для нее ничто не теряет актуальности: то, что происходило в далеком веке, происходит сегодня и с нами, то есть становится нашим событием. И конечно, такая культура подразумевает знание — широкое и глубокое знание истории и современности».
Владыка добавил, что, несмотря на все противоречия, которые несет в себе наше современное общество, он с большой надеждой смотрит на молодое поколение.
«Можно, конечно, действительно видеть тенденции, которые нас убивают, они всегда были в разной степени, но я вижу лица, вижу глаза, в которых читается небезразличие к нашей истории, к нашему бытию. Есть люди, которые являются солью земли, и на них будет зиждиться все общество. Все то, что является непреходящим, сохранится.
Чем важна наша деятельность? Можно пытаться изменить общество какими-то внешними постановлениями, регламентами, но самое главное — это воспитание. И прежде всего — воспитание самих себя. Надо начать с себя. Господь создал каждого человека для вечного бытия. И от того, как человек себя проявляет, живет на этой земле, зависит всё, потому что человек — это микрокосмос, и та энергетика, которой он делится, влияет на окружающих. Если мы начнем с себя, то наше общество будет другим. Можно сколько угодно говорить о каких-то запретах — это касается и абортов, и многого другого,— но человек, который воспитан в традиционных ценностях, никогда не будет даже рассуждать, можно убивать ребенка во чреве или нельзя. Есть вещи, которые просто неприемлемы: как можно бросить стариков, как можно забыть свою историю, своих предков?
Человек, который верит в Бога, знает, что он даст ответ за все, что делает на этой земле. И даст ответ не перед суровым судией, а перед любящим Отцом. И самое, наверное, страшное — если окажется, что жизнь прожита в удовлетворении своих похотей, страстей. Если жизнь прожита зря, то в вечности мы можем оказаться банкротами».
Архипастырь напомнил, что от того, что мы делаем здесь, зависит не только то, что с нами будет завтра, но и то, что будет с нами в вечности.
«Человек вызван к бытию не для того, чтобы прожить несколько десятков лет и прекратить свое существование, а для того, чтобы жить вечно. И от того, какой является эта временная жизнь, будет зависеть вечная. Стоит, наверное, побороться за вечность. Есть такое выражение в Евангелии: верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом (Лк. 16, 10). Мы хотим начать со многого, а не надо — надо начать с малого, с себя. Самый большой враг, который мешает нашему развитию — духовному, душевному, культурному, — это мы сами. Наша инертность, наше желание удовлетворять страсти и идти по течению современного, достаточно циничного, холодного, жестокого и расчетливого мира.
Я вспоминаю 90-е годы, там были свои проблемы, но сейчас молодое поколение более рассудительное, более вдумчивое. Есть люди, которые думают о завтрашнем дне, несмотря на все тенденции среди молодежи. Очень много молодых людей, которым можно будет передать всё то, что накоплено. У нашего общества есть будущее».
«Даже когда Христос приходил на землю, были люди, которых это не интересовало, которые жили своей жизнью, — добавил владыка. — Апостолы, ученики Христовы, не были многочисленными, но от проповеди христианства поменялась вся история человечества. Христианство и по сей день, можно сказать, не такое многочисленное, но является солью земли.
Я хотел бы поблагодарить представителей других традиционных религий, потому что многие ценности, которые мы проповедуем, они проповедуют тоже. Поэтому нам нужно искать точки соприкосновения, а не точки, которые нас разъединяют. Разве есть такой человек, который желает, чтобы его в старости бросили дети? Наверное, нет таких. Разве кто-то из детей хочет, чтобы их бросили, оставили в детдоме? Наверное, нет. В этом едины люди разных вероисповеданий, как и во многом другом.
Есть очень простая заповедь: И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк. 6, 31). Это сказал Сам Господь. Нам надо научиться примерять на себя то, чего мы хотим по отношению к другим. И тогда уроки прошлого будут для нас великой ценностью, будут залогом успешного, хорошего, настоящего будущего», — заключил архиерей.
После этого перед собравшимися выступил ректор Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского профессор Алексей Николаевич Чумаченко. Он отметил, что тема чтений представляется не только важной, но живой и творческой. Она предполагает интеллектуальный и духовный поиск, определение важнейших смысловых связок и знаковых понятий нашей истории и культуры, утверждение и обогащение нашей национальной самоидентификации, осознание опыта прошлого, актуализацию его в настоящем, что уже по определению означает — в будущем.
«Правильно построить свое “завтра” мы сможем, только если хорошо поймем, что произошло с нами вчера, — добавил Алексей Николаевич. — А для этого нужно, чтобы наш труд, наш поиск был честным, ответственным и компетентным. Многолетний опыт Пименовских образовательных чтений доказывает, что их участники — это именно такие исследователи истории и культуры: их работа — это именно просвещение, то есть несение света. Мы надеемся, что результаты вашего труда станут известны многим, что они многим помогут определить личную позицию и правильно использовать собственные возможности».
С приветственным словом к гостям и участникам форума обратился заместитель председателя Правительства Саратовской области — министр образования региона Михаил Игоревич Орлов. Он зачитал приветственный адрес губернатора Саратовской области Романа Викторовича Бусаргина, который глава региона направил участникам и гостям форума. В нем, в частности, говорится:
«Дорогие друзья! Приветствую вас на XXI Межрегиональных Пименовских чтениях!
По традиции, в рамках чтений обсуждаются важнейшие вопросы гуманитарной сферы, нравственного развития нашего общества, молодого поколения. Тема сегодняшних Пименовских чтений имеет огромное значение для сохранения самобытности отечественной культуры, объединяющей в себе национальное многообразие нашей огромной страны. Культура не может находиться вне духовных ценностей, которые заложены в православной вере, в заповедях добра и справедливости, нормах морали и этики. Русскую культуру отличает истинный гуманизм, ее лучшие представители — наши великие классики — всегда задавались вопросами духовного выбора, победы лучшего в человеке.
Время стремительно меняется, каждое новое поколение проходит свой опыт взаимодействия с миром, с окружающими людьми. Задача культуры и православия — помочь нашим детям сформировать верные ориентиры, привить уважение к семейным ценностям, любовь к Родине, уберечь их сознание и душу от негативных влияний чужеродных норм, понятий, идеологий, представлений о жизни.
Пименовские чтения предоставляют возможность каждому из нас еще раз убедиться в значении православия и отечественной культуры для сохранения и защиты ценностей нашего народа.
Желаю всем участникам чтений интересных дискуссий, взаимопонимания и благополучия».
Михаил Игоревич также добавил, что чтения являются ярким примером того, как интегрируются духовные ценности и ценности культуры и образования. Он отметил, что когда-то участвовал в подготовке первых Пименовских чтений.
Далее слово было предоставлено главе Саратова Ладе Михайловне Мокроусовой. Она отметила, что благодаря таким форумам укрепляется взаимодействие Церкви и общества. Даже в годы советской власти, когда определяющей идеологией был атеизм, православие сохранялось в традициях и жизни народа. Нравственные ценности — это то, что позволяет нам даже в самых сложных условиях оставаться людьми, подчеркнула глава города.
Протоиерей Сергий Штурбабин огласил приветственный адрес председателя Саратовской областной думы Михаила Александровича Исаева:
«С каждым годом чтения объединяют вокруг себя все больше и больше самых разных людей — представителей духовенства, политиков, ученых, преподавателей, людей, ищущих духовную опору и новые вехи для саморазвития.
Все это лишний раз доказывает нужность и актуальность диалога, совместного нахождения решений, основанных на нравственных ценностях. Сегодня люди как никогда нуждаются в духовных скрепах, познать которые одному, тем более в наше непростое время, порой просто не под силу.
Пименовские чтения всегда предлагают для размышления сложные и актуальные темы. Они направлены не только на поиск истины, обогащение культурного и интеллектуального багажа. Красной нитью всех обсуждаемых здесь вопросов, конечно, выступает любовь к своему Отечеству, к его традициям и истории.
Уверен, что в ходе чтений прозвучит много важных вещей, которые в дальнейшем могут стать алгоритмом к духовному возрождению общества.
Желаю всем участникам мероприятия плодотворной работы!».
Затем митрополит Игнатий наградил победителей I регионального этапа XVIII ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» в Саратовской митрополии.
Заседание продолжилось выступлениями представителей научного сообщества.
Доктор философских наук, доктор богословия, профессор кафедры библейско-богословских дисциплин Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Владимир Николаевич Катасонов познакомил слушателей со своим докладом «Русский логос: то, что всегда», в котором отметил, что Россия построила свою культуру, свою цивилизацию с опорой на православие. И только с возвратом к этим традиционным ценностям мы сможем сохранить то, что передано нам нашими великими предками, умножить и передать эту культуру нашим потомкам.
Выступление доктора философских наук, профессора, заведующей кафедрой философии культуры и культурологии Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского Евгении Викторовны Листвиной было посвящено теме «Культура и традиция: проблемы взаимодействия в цифровую эпоху». Она обратилась к феномену традиции, ее определению в контексте сохранения духовного и культурного наследия, рассмотрела ракурсы восприятия традиции в современном мире, отметила опасность утраты традиций национальных культур в глобальном цифровом мире. Евгения Викторовна также обратилась к вопросу об объективности и субъективности традиций и к явлению реконструкции традиций в современном обществе, в том числе к творческим реконструкторским практикам. Что ищет в традиции современный человек — жестких рамок или пластичного материала, которому можно придать удобную для себя форму? Отвечая на этот и другие вопросы, автор обратилась к различиям «поколения книги», «поколения телевидения» и «поколения интернета» и сложностям передачи традиции между ними.
Модест Алексеевич Колеров, кандидат исторических наук, начальник отдела изучения и публикации документов Государственного архива Российской Федерации, представил участникам чтений доклад «Введение в русскую политическую философию в годы эмиграции, 1917–1991», в котором рассматривается идейная история русской эмиграции. Он рассказал о соотношении опыта русской эмиграции и опыта СССР и добавил, что последние тридцать лет в нашей культуре сложился миф, что эмиграция сохранила русскую культуру и триумфально вернулась на родину после «самоубийства» СССР. Модест Алексеевич рассмотрел различные аспекты существования СССР, которые изучались деятелями русской эмиграции. Он отметил, что в идейном пространстве русской эмиграции практически не существует таких важнейших в советской истории дней, как 9 мая (День Победы) и 12 апреля (День космонавтики), и объяснил причины этого. Автор доклада резюмировал, что нужно непредвзято изучать идейную историю русской эмиграции, чтобы быть честными с самими собой.
Кандидат богословия, доцент, настоятель храма святых равноапостольных Мефодия и Кирилла при Саратовском государственном университете, заведующий кафедрой церковной истории Саратовской православной духовной семинарии протоиерей Кирилл Краснощёков обратился к собравшимся с докладом «Советская гражданская обрядность как элемент гонений на Русскую Православную Церковь». Он был посвящен масштабным и, вероятно, самым протяженным по времени государственным усилиям по внедрению новой гражданской обрядности, предназначенной для воспитания «нового человека», свободного от религиозных пережитков. В докладе были показаны искусственность и безжизненность советской гражданской обрядности, ее неспособность удовлетворить духовные потребности человека. Отец Кирилл исследовал советские ритуалы — «звездины», или «октябрины», «красные свадьбы», «красные похороны», «торжественные регистрации брака», «гражданские панихиды».
Секретарь комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии священник Максим Плякин и член комиссии Валерий Владиславович Теплов подготовили выступление «Церковно-государственные отношения в Саратовской области по документам архиепископа Пимена (Хмелевского)». В докладе на примерах из документов архиепископа Саратовского и Волгоградского Пимена проиллюстрирована политика властей Советского Союза по отношению к религиозным организациям и верующему народу. При декларированном невмешательстве государства в дела религиозных организаций и «отправление религиозного культа» в реальности деятельность епархиального архиерея в немалой степени состояла из противостояния активной антирелигиозной политике органов власти.
В завершение ведущий заседания протоиерей Сергий Штурбабин рассказал о секционных заседаниях чтений, которые пройдут в пятницу и субботу.
Фотографии Владимира Дергунова