21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, митрополит Саратовский и Вольский Игнатий совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Саратова.
Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Саратовского Восточного округа, настоятель собора иерей Александр Бородовицын; клирик собора протоиерей Михаил Беликов; клирик собора, секретарь-референт епархиального архиерея иерей Андрей Фомин; клирик собора, секретарь епархиального архиерея иеромонах Алексий (Скворцов); ключарь собора, проректор по дополнительному образованию Саратовской православной духовной семинарии иерей Борис Бурлаков; руководитель административного секретариата Саратовской епархии иерей Сергий Феофанов; благочинный собора, руководитель епархиального отдела по работе с волонтёрскими движениями иерей Алексий Грачёв; клирик собора протодиакон Александр Пушкарёв; клирик Казанского храма г. Саратова протодиакон Олег Дроздов; клирик собора иеродиакон Паисий (Шурухин); клирик собора, помощник проректора по воспитательной работе Саратовской православной духовной семинарии диакон Иоанн Новиков; клирик собора диакон Артемий Струкачёв.
«Этим праздником открывается новозаветная история,— сказал владыка в своем слове. — Рождается Матерь Божия, Матерь Того, Кто придет и спасет мир от вечной смерти. Событие это произошло относительно неприметным образом: у престарелых родителей, у которых уже по законам природы не могло быть детей, родилась Дочь. Тем самым Господь показывает нам, что Он властитель мира и что Он никогда не посрамит тех, кто на Него уповает. В Палестине в то время бездетность считалась наказанием Божиим, даже можно сказать проклятием. И вот у престарелых родителей рождается Дева, Которая станет Богородицей.
Матерь Божия отличалась в течение земной жизни особой кротостью и смирением, и если мы посмотрим внимательно на новозаветную историю, то увидим, что Она всегда оставалась в тени Своего Сына — о Ней мало повествует Евангелие, но очень много говорит Предание. Она стояла у Креста, переживала смерть Пречистого Сына. Трудно представить, что Она испытывала, еще Богоприимец Симеон предрек, что Ей оружие пройдет сердце. Что это такое, трудно вообразить, но, несмотря на всё Свое горе, Она до последнего доверяла Богу, хотя сердце Ее страдало и разрывалось, когда Он умирал.
И вот Она родилась. Вся жизнь Ее была страданием, переживанием, смирением и упованием на Бога, Которого Она любила больше всего на свете. И когда Спаситель вознесся, Ей очень хотелось к Сыну. Но Она тем не менее прожила больше шестидесяти лет, ожидая того мгновения, когда перейдет на Небеса. И когда произошло Ее успение, Сам Господь Ее забрал. Ее положили в гробницу в Гефсимании, и один из апостолов поспешил туда, потому что отсутствовал и не смог попрощаться с Ней. И когда вошли в гробницу, там тела не было.
Пречистая Богородица имеет особое дерзновение молиться за каждого из нас. В жизни почти каждого человека, за исключением некоторых трагических случаев, есть или была мама. Мы знаем, что такое материнская любовь — она особая, потому что мать готова за своего ребенка отдать жизнь. И мы должны понимать, какую жертву принесла Богородица Своим страданием, Своим доверием Богу, Своей кротостью и Своим смирением. Она получила особый дар ходатайствовать за все человечество, за каждого из нас. Когда Спаситель умирал на Кресте, Он весь род человеческий усыновил Ей, и Она за всех нас болеет сердцем, переживает и молится перед Своим Пречистым Сыном.
Давайте не будем забывать, что Ту, Которой мы вручены, Которая является и нашей Матерью, мы не должны огорчать. Мы, конечно, любим что-то просить, когда нам плохо. Мы знаем наизусть молитву “Царице моя Преблагая” и с радостью поем ее в храме, и мы чувствуем на нее отклик материнской любви. Но не надо забывать Ее просто благодарить — за то, что Она есть, за то, что Она нас любит, а не только за то, что посылает нам помощь. Давайте об этом помнить, потому что для родительского, материнского сердца благодарная любовь детей — большое счастье».
После Литургии было совершено славление, освящено коливо.
Фотографии Владимира Дергунова
Фотографии Ивана Привалова