С 1832 по 1847 год правящим архиереем Саратовской епархии был Преосвященнейший Иаков (Вечерков) – человек яркий и замечательный. По воспоминаниям современников, , владыка отличался pедкими нpавственными качествами: был мягок, кpоток, щедр и великодушен.В период архипастырской деятельности преосвященный Иаков много потрудился в борьбе с расколом, был выдающимся миссионером.
Во время частых поездок по епархии святитель посещал самые отдаленные, укрывающиеся в лесах раскольничьи скиты, ласково убеждал обитавших в них старцев и стариц обратиться в лоно Православной Церкви. Своими архипастырскими убеждениями и примером личной жизни за 15 лет служения в Саратовской епархии преосвященный Иаков возвратил в лоно Православия около 20 000 раскольников.
Раскольники глубоко уважали святителя за его кротость и благочестие и не раз говорили ему: «Владыко, святый! Вот если бы такими, как ты, были все священники, то мы бы чтили и уважали их». В деле обращения инородцев преосвященный Иаков также достиг значительных успехов. В его святительство было крещено в Саратовской губернии около тысячи калмыков и столько же евреев.
Много времени уделял общению с саратовскими семинаристами , к воспитанию которых относился с особым трепетом. Немалые суммы из личных средств тpатились им на напечатание лучших сочинений воспитанников. Для этой же цели был создан особый капитал. Почти каждую купленную или подаpенную ему книгу владыка Иаков пеpедавал в семинаpскую библиотеку, а пеpед отъездом в 1847 г. на Нижегородскую кафедру пеpедал семинаpии все свое немалое книжное собрание.
Много и охотно он занимался аpхеологией и этногpафией, собирал древние книги и рукописи, монеты, окаменелости, найденные при археологических раскопках. Именно епископ Иаков стоял у истоков саратовского краеведения. По инициативе Владыки Иакова и при его деятельном участии впервые проводились раскопки на Увеке, на месте золотоордынского города Укек, был создан музей при Духовной Семинарии . К изучению истории родного края он широко привлекал и самих семинаристов.
Преосвященный Иаков был и замечательный проповедник. Слова и речи его отличались простотой, задушевностью, искренностью, особой назидательностью и доступностью людям образованным и необразованным.
Во время совершения Божественной литургии святителя охватывало чувство особенного смирения и благоговения. Он говорил, что «где нет смирения, там литургия для литургисающего во грех, а не во спасение».
Как в Саратове, так и в Нижнем Новгороде все от мала до велика любили и почитали своего доброго архипастыря и приходили к нему за советом и благословением.
Владыка Иаков с нежностю относялся к природе, любил детей, религиозному воспитанию которых придавал большое значение.
Мы хотим познакомить наших читателей с обращенной к юным христианам проповедью владыки, которую на память воспроизвел и оставил в своих записках старец Оптиной пустынни Феодосий (Попов). Эти записки были опубликованы в книге православного писателя Сергия Александровича Нилуса (1862 – 1929) «Сила Божия и немощь человеческая. (Записки игумена Феодосия и другие повести)». Эта одухотворенная проповедь поражает необыкновенной мудростью, глубиной и, вместе с тем, простотой. Так и слышишь голос проповедника, чувствуешь его любовь и большое уважение к детям.
Предлагаем вашему вниманию следующий отрывок из книги.
…. В одну из поездок моих в Оптину пустынь, за беседами с богомудрыми старцами, довелось мне услыхать об одном из членов этого святого братства, игумене Феодосии, скончавшемся в 1903 году и последние годы своей жизни приютившемся на покой под тихую сень скита великой духом Оптинской обители. И все, что рассказывали мне об этом старце, до того было близко моему сердцу, так трогательны были еще живые воспоминания, что я невольно им заинтересовался. Богу угодно было раскрыть мне душу этого молитвенника и дать мне в руки такое сокровище, которому равного я еще не встречал в грешном своем общении со святыми подвижниками, работающими Господу в тиши современных нам православных монастырей.
Сокровище это — автобиографические заметки в Бозе почившего игумена, которые он составил незадолго до своей праведной кончины. Со времени учреждения православных монастырей не было примера, чтобы кто-либо из их насельников и подвижников оставил о себе воспоминания, касающиеся самой интимной стороны жизни монашеского духа, сохранил бы подобную историю своей души, стремящейся к Богу, своих падений и восстаний, и поведал бы о силе Божией, в его немощи совершавшейся и неуклонно руководившей им на пути к земному совершенствованию в благодати и истине и к Царству света невечернего.
Записки игумена Феодосия о своей жизни ( гл. ХI)
Из жизни нашей в городе Аткарске врезался особенно мне в память еще один эпизод, оставивший неизгладимый след на всю мою жизнь. Эпизод этот связан с посещением Аткарска преосвященным Иаковом, епископом Саратовским, впоследствии архиепископом Нижегородским.
Объезжая епархию, он посетил Аткарск и служил в соборе Литургию. Муж он был высокоучительный и проповеди свои говорил народу всегда без тетради, экспромтом, отчего и не оставил по себе следа в церковно-проповеднической литературе. Народ любил преосвященного и с великим благоговением внимал его поучениям. Изумительна была простота и сердечность его речи, и так она шла близко к народному сердцу, так глубоко в него проникала, что даже я, в то время одиннадцатилетний мальчик, запечатлел в своей памяти во всех подробностях одну из таких его бесед, которую и хочу теперь записать в своих воспоминаниях.
Народ считал преосвященного святым. И вот святой этот муж, совершив Литургию в Аткарском соборе, вышел в своей святительской мантии на амвон, оглядел добрым и проницательным взглядом предстоящих, заметил в их среде детей, в том числе и меня, и сказал:
— Дети! Подойдите ко мне поближе!..
Нас выступило вперед несколько человек, и впереди всех — я. Я стал прямо перед лицом владыки, и он, как бы ко мне обращая свое слово, начал говорить так:
— Хочу я, дети, побеседовать с вами о молитве. Знаете ли, как надо себя приучать к молитве?.. Нужно сперва понемногу молиться, но как можно чаше. Молитва, как искра: она с течением времени может превратиться в великий пламень, но, чтобы воспламенить эту искру, нужно неослабное усердие, нужно время и нужно уменье. Возьмем, например, два угля: один — огненный, а другой — простой, холодный. Попробуйте воспламенить этот холодный огнем другого — что для этого нужно сделать? Надо приложить холодный уголь к огненному. Но и приложив их так-то, вы холодного угля не воспламените, если не будете понемногу и постоянно дуть на огненный уголь. Если будете дуть на него слишком сильно, то из него будут вылетать искры, но холодный уголь не воспламенится, и труд ваш будет напрасен. А вот если будете дуть на огненный уголь постоянно и умеренно, то скоро весь ваш холодный, приложенный к нему уголь превратите в огонь. Тогда будут пламенеть не только оба ваши угля, но, если вы их и отдалите друг от друга на известное расстояние, загорится и все, что вы между ними поставите или положите, и тогда может разлиться целое море пламени.
Но чтоб зажечь в печке сырые дрова или воспламенить и раздуть влажный уголь, сколько для этого нужно и времени, и труда, и терпения, а, главное, постоянства!.. И вот говорю вам, мои деточки, — молитва есть огнь, и еще говорю, что она — угль горящий, а сердца наши — холодные угли. Поэтому и надо нам каждый день молиться — это все то же, что приложить холодный уголь своего сердца к огненному углю молитвы и раздувать его понемногу. Поверьте мне, дети, что если вы послушаетесь меня и будете каждый день молиться понемногу, но постоянно, то сердца ваши воспламенятся любовью огня Божественного, но только смотрите не молитесь порывами — не выдувайте искр из огненного угля молитвы: помните, что за порывом вслед ходит лень, и искрами не воспламените угля своего сердца. Начинайте так: сперва по три поклончика, говоря «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» и поклон, «Пресвятая Владычице наша Богородице, спаси мя грешнаго» и тоже — поклон; «Вси святии, молите о мне грешном» — поклон, — да и будет. А завтра опять, непременно, повторяйте. И так продолжайте изо дня в день и впредь; и заметите тогда, дети, что поначалу лень вас будет одолевать, как тяжесть какая, но, если вы будете постоянно класть по три поклона, то после увидите, что, вместо трех, вас потянет класть и более, и тогда, сама молитва будет от нас требовать умножения поклонов. Это уже будет означать, что уголь сердца стал возгораться силою веры и воспламеняться любовию к Богу и что постоянство ваше стало приносить вам и плоды, от которых умножается жажда молитвы…
Испытайте-ка, деточки, мои слова на деле и увидите, что это так и бывает, как я вам говорю. Прибегайте к Богу, как к родимой матери: Он благ и всеведущ, Он любит нас, как мать любит своих детей. Если вы будете просить Его, Он непременно услышит вас и исполнит вашу просьбу, если только она не противна Его святой воле. Он Сам сказал: «Просите, и дастся вам», — и поэтому смело прибегайте к Нему во всех ваших нуждах: идешь в училище, — преклони колени, но так, чтобы тебя никто не видел, кроме Бога, и попроси, чтобы Он озарил твой ум и память, и ты увидишь, что скорее и лучше будешь знать уроки, чем другие или сам ты прежде, когда не обращался за этим к Богу. Так поступайте всегда, перед всяким вашим делом. Молитесь, деточки, молитесь чаше; прощайте обижающим вас, и Бог мира будет всегда с вами. Каждый вечер и день кайся перед Господом, в чем согрешил, и моли Его благость, и в чем согрешил, уже старайся не делать более, и, если как-либо и опять согрешишь, опять тотчас кайся и говори: «Господи, я согрешил — помилуй меня и помози мне исправиться». И Он простит тебя и поможет твоему исправлению. Молитесь, дети, чаше Богу, и Он спасет вас.
Поучение это так врезалось в мою память, что вот уже сколько лет прошло, а я его записываю, как по книге читаю.
Как кончил владыка свое поучение, я принял его благословение, и с тех пор, с вечера того памятного дня, начал ежедневно класть три поклона: Господу Иисусу, Божией Матери и всем святым.
Подготовила Елена Гаазе