Камо грядеши? (в переводе на русский – Куда идешь?)

Со словами «Господи, куда идешь?» апостол Петр обращался ко Христу дважды. Первый раз во время Тайной Вечери, когда обещал положить за Него свою душу (Ин. 13, 36–37), но вскоре трижды от Него отрекся. Второй раз – при обстоятельствах, дошедших до нас в предании. С такими же словами и Господь обращается к нам: «Куда идешь, человек?» На правильном ли ты пути?.. И хорошо, если мы Его слышим.

Крест апостола Петра

Во времена правления императора Нерона происходило одно из самых жестоких гонений на христиан. Апостол Петр, бывший в это время в Риме, видевший, что христиане преследуются и предаются мучениям и казням, паства рассеяна, Римская Церковь разрушена, в очередной раз дрогнул, и поддавшись убеждениям немногих оставшихся христиан, покинул Рим. По дороге Петр встретил Христа. В глубоком смятении он спрашивает Его: «Господи, Ты куда?», на что Господь ему отвечает: «Я иду в Рим, чтобы снова быть распятым». Петр понял: он опять ошибся, пожелав избавиться от своего креста. Развернувшись, он молча пошел обратно в Рим, где и был приговорен к распятию. Да, Петр ошибся не в первый раз, но милосердный Господь опять дал ему возможность ошибку исправить. Петр эту возможность не пропустил. Он поднял свой жизненный крест и донес его до конца.

Мы не апостолы, и масштаб деятельности у нас не тот, но и в нашей жизни бывают ситуации, когда тяжко, больно, страшно, хочется бросить всё и убежать – «Гори оно всё синим пламенем!» Вспомним при этом апостола Петра, он тоже хотел убежать. Но остался…

«На чужом горбу в рай не попадешь»

Возьми крест свой и следуй за Мною (Мк. 8,34)

У каждого человека в жизни свой крест, данный ему Богом с учетом всех его индивидуальных качеств, обстоятельств, никогда не превышающий его возможностей. Смиренное несение креста с упованием на милость Божию ведет человека ко спасению. Но наши духовная немощь и неверие часто приводят нас к попытке от креста избавиться или, хотя бы, облегчить его тяжесть, забывая, что Господь всегда рядом и всегда готов каждому помочь, дав сил и терпения.

В связи с этим вспоминается притча. Идут путники по дороге и каждый несет крест. Дорога с подъемами, каменистая; от тяжести болит всё тело, руки заняты: ни мух отогнать, ни пот вытереть. И вот нашелся «хитрец» – на привале он, не желая терпеть, отпилил потихоньку часть креста. Далее идет налегке, делая вид, что ему по-прежнему тяжко. Но вот впереди ущелье, и ни обхода, ни моста. А за ущельем – прекрасная райская даль. Путники попытались перебросить через ущелье свои кресты, и у каждого крест оказался впору. Все с радостью перешли через ущелье. Кроме одного: у самого «хитрого» крест оказался коротким. Тогда некоторые пытались дать ему свой крест для перехода, но крест оказывался впору только его хозяину. Как говорят в народе: «На чужом горбу в рай не въедешь». Облегчив жизнь, человек лишил Бога возможности его спасти. Бог может вразумлять нас разными способами, но не всегда мы их принимаем.

Бог пришел спасти

Прародители, нарушившие заповедь Божию, не проявили раскаяния (хотя Бог и давал им такую возможность), и Бог изменил жизнь людей. Между Богом и человеком возникла преграда (средостение) – грех. Изменилась природа человека, он стал смертным, взятое от земли тело возвращалось в землю, бессмертная душа (даже праведных) попадала в ад. Рождение, жизнь в трудах и скорбях, смерть, ад – таким стал путь человека. Но замысел Бога в отношении человека не остался неисполненным – Бог устроил путь спасения человека через оправдание и освящение. Оправдание – это разрушение перегородки между Богом и человеком; это дарование человеку возможности победы над грехом; это прощение Богом человека. Как сказал апостол Павел: Всё почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения (Евр. 9, 22). Это значит, что оправдание могло быть совершено только через жертву, искупающую всё человечество. Эта жертва должна быть не просто смертью, но смертью выше человеческой. Этой жертвой и стал Бог – Богочеловек Иисус Христос. Если оправдание человек получил, можно сказать, даром, то освящение, то есть восстание падшей души человека, зависит от самого человека – его свободного волеизъявления на то, чтобы в совместных трудах с Богом из грешного становиться праведным.

Выбор

Крестной смертью и Воскресением Христос взял на Себя грехи мира, освободив человека от рабства греху. Вознесением показал наш истинный путь по окончании земного пути. Седением одесную Отца открыл высокое предназначение человека – быть рядом с Богом. Евангелия открывают, что ждет нас в «жизни будущего века» в зависимости от нашей земной жизни. Но выбор пути – делать нам и сейчас, поскольку, даже обладая полнотой власти, Бог не поставит Свою волю выше свободной воли человека, оставляя за ним право выбора.

Аз есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего, – говорит Господь Иисус Христос (Ин. 15, 5). Очевидно, что единственная для нас возможность спасения – подчинить свою волю  воле Божией; быть в Нем и позволить Ему быть в нас. Господь зовет всех, но идут за Ним далеко не все, только «малое стадо». Отношение мира к этому «малому стаду» определил еще св. Антоний Великий: «Будет время, когда скажут: ты безумствуешь, потому что не хочешь принимать участие в общем безумии, но заставим тебя быть как мы».

Трудно устоять перед потоками  лжи, провокаций, угроз и прямого давления, которые окружающий мир обрушивает на человека. Трудно устоять перед соблазном «взять от жизни всё», и этого «всего» побольше, да еще чтобы нам за «это» ничего не было. А Евангелие говорит: терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21,19).

Да, мы малое стадо. И мир ненавидит нас (см.: Ин. 15, 18–19). И Господь сказал: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33).

Без Церкви нет спасения

«Главный дар Богочеловека миру – Церковь. В ней все дары Троичного Божества» (св. Иустин Попович).

Восшедши к Отцу, Господь не оставил нас. Избрав апостолов и ниспослав им Духа Святого, Он тем самым основал Церковь: единую, Святую, Соборную и Апостольскую, став ее Главой. Не ограничиваясь личным спасением каждого, Церковь объединяет всех – и спасенных, и спасающихся, в духовное единство – в тело Христово. Простираясь в Вечность, в Царство Небесное, она и есть это Царство, предначинаемое на земле, конечная цель и завершение домостроительства нашего спасения.

Для того, чтобы, по словам апостола Петра, нам соделаться причастниками Божеского естества (2 Пет. 1, 4), Господь и основал на земле Церковь, а в Церкви этой цели служат Таинства. Главным образом, через них подается нам Дух Святой, соединяющий нас со Христом Спасителем и в Нем друг с другом в тело Христово. Спрашивают: может ли человек крещеный, но не участвующий в жизни Церкви, считать себя христианином? – ответ: христианином можно либо быть, либо не быть. А быть им можно только в Церкви, живя ее жизнью и участвуя в ее Таинствах. Других вариантов нет. Господь создал на земле Свою Церковь ради спасения людей, и без нее нет ни спасения, ни христианства.

Отцы Церкви, зная великую силу Божественной литургии (главного богослужения Православной Церкви), исповедовали свое пред ней благоговение. А преподобный Серафим Саровский, когда говорили, что ему, больному, трудно приходить к Литургии, отвечал: «Да я на четвереньках приползу, если уж совсем не будет сил ходить».

Путь

Средний путь (его еще называют «царским») – это путь умеренности и постепенности, когда человек, оценивая свои силы, не берет на себя непосильных подвигов, рискуя впасть в гордыню, но и не делает излишних послаблений, впадая в теплохладность. По словам св. Димитрия Ростовского – «царский путь, это умеренные подвиги, умеренная жизнь и чистая совесть». О становлении на средний путь и движении по нему нас учат отцы Церкви: Иоанн Лествичник, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник и многие другие.

Церковь – корабль нашего спасения. Чем ближе мы к Церкви, чем крепче наша вера, тем больше мы полагаемся и отдаемся на волю Божию, тем меньше на нас влияют стихии окружающего нас мира. Нам надо быть внимательными к делам и словам нашим, постоянно сверять их с учением Церкви. Например, ни у кого не вызывает сомнения необходимость добрых дел. Но делаем ли мы их из любви к Богу и ближним или же для предъявления апостолу Петру при входе в рай? Или же кто-то из нас судит не дело или заблуждение, а самого человека, обрекая его на все кары, вплоть до геены огненной, будто бы Господь делегировал нам право на осуждение? Бывает и так: случилось что-то не то сделать – свалим на беса, это «бес попутал»; почему это случилось – обязательно «Бог попустил»; что делать, как исправлять – «Господь управит». Если случился пожар – значит, «Господь посетил». Да не посещал Господь – пьяный человек заснул на диване с папиросой, вот и загорелось. Рассуждающий так человек идет ли по пути? Нет. Он сидит на обочине, да еще на скамейке, да еще в тени. Известный саратовский протоиерей Георгий Лысенко (ныне отошедший ко Господу) с горечью говорил: «Да что вы всё на Бога, да на Бога, а сами-то вы что делаете?!»

Так что же делать? Счастлив человек, если милостью Божией у него есть духовник, духовный отец, прошедший своей жизнью опытный путь наставничества. Такой, о котором св. Силуан Афонский на вопрос «как говорят совершенные?», ответил: «совершенные не говорят от себя». Сейчас небывалый урожай на сектантов, доморощенных проповедников, лжестарцев. Как искать, как выбрать, как не ошибиться? Один мой знакомый часто ездил на Святую Гору  в поисках старца и никак не находил «подходящего». А однажды прибегает счастливый – старца нашел! Спрашиваем – как узнал, что он старец? Отвечает: «а он сказал всё в точности, как я хотел».

В любом случае у нас всегда есть Священное Писание, Священное Предание, отеческие сочинения как ориентир и руководство к действию и уверенность, что милосердный Господь нас не оставит.

«С радостью нужно нести послушание и вообще крест жизни, – а не “воздыхающе” (не с оханием, не с ропотом, не подневольно). И подумалось: как же мы далеки от этого! И как это нелегко!» (митрополит Вениамин Федченков).

Иеродиакон Паисий (Шурухин)