Хлеб в нашей жизни занимает особое место. Он является символом всякой пищи и тех трудов, которые необходимы для ее добывания. Господь Иисус Христос называл Себя «Хлебом Жизни».Он благоволил хлебу быть в Таинстве Евхаристии преосуществленным в Тело Свое. Кроме Евхаристического Хлеба Православная Церковь содержит несколько видов освященного хлеба. Один из них – артос. Слово артос переводится с греческого как «квасной хлеб» — общий всем членам Церкви освященный хлеб.
Употребление артоса начинается с первых веков христианства. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.
Освящается артос в первый день Святой Пасхи на литургии после заамвонной молитвы окроплением святой водой, особой молитвой и каждением. На артосе начертается Крест, увенчанный терновым венцом, или образ Воскресения Христова.
Во всю Светлую Седмицу артос сохраняется в храме на аналое перед иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. На литургии Светлой Субботы его с особой молитвой раздробляют и раздают верующим. Артос делят на мелкие части и потребляют в течение года от Пасхи к Пасхе как духовное врачество от болезней и немощей.