Кто из нас не слышал о добром улыбчивом старике с белой бородой, в красной шубе, с мешком подарков за спиной? Дети всего мира ждут его появления в ночь с 31 декабря на 1 января, пишут ему трогательные письма, загадывают желания. Для взрослых этот образ — воспоминание о весёлых детских торжествах, яркой безмятежной жизни. Он стал таким привычным атрибутом новогодних праздников, что мы даже не задумываемся: откуда же взялся этот самый Дед Мороз? На происхождение этого образа повлияли традиции многих народов, в истории его появления переплетены реальные и фантастические события …
Безусловно, одним из первых прототипов Деда Мороза является языческий образ Зимнего божества. Ещё более двух тысяч лет назад жители Севера в зимние ночи бросали на порог своих жилищ лепёшки, мясо — задабривали Мороза. Немного позже в славянской мифологии появляется Морозко (или Мороз Воевода) — яркий персонаж старинных сказок и обрядового фольклора, заботливый хозяин снежного царства. Говорят, что характер он имел очень суровый, но с веками подобрел и даже приобрёл внучку — Снегурочку.
В святочных обрядах восточных славян можно встретить Деда Трескуна, которого звали на зимнюю трапезу, а он щедро одаривал хозяев подарками. И таких персонажей фольклорных сказаний существует много. Удивительно то, что всех их объединяет ряд особенностей, в том числе и внешних: большая седая борода, шуба, посох, много подарков.
Но наибольшее влияние на формирование любимого нами образа, по мнению учёных, оказали истории и рассказы о свт. Николае Мирликийском — добром чудо-творце, покровителе потерянных детей и мореплавателей. Чудес по молитвам этого великого христианского святого так много, что его почитают не только христиане, но и представители других религий.
Как святитель оказался прототипом современного Деда Мороза? Как обрёл внешний вид доброго старика в шубе, с мешком и посохом? Ведь свт. Николай за всю свою жизнь ни разу не бывал в холодных странах, а средиземноморские климатические условия его Родины (район современной Турции) сильными морозами никогда не отличались.
17 веков назад в малоазиатской провинции в семье пожилых супругов родился мальчик Николай. С детства он был не похож на тех детей, которые весь день с громкими криками играли на улицах. Этот мальчик помогал любому, кто попадал в трудное положение. Николай постоянно совершал добрые дела, и от этого другие люди тоже становились добрее.
Уже в молодые годы Николай становится епископом г. Миры (центр провинции Ликии) и продолжает помогать людям. Среди спасённых им были несправедливо осуждённые на казнь простые люди и брошенные в тюрьму римские военноначальники, потерпевшие кораблекрушение моряки и дети-сироты…
Известно предание о трёх бедных девушках, которых отец готов был сделать блудницами. Свт. Николай, узнав об их бедственном положении, подбросил через окно (по другой версии — через дымовой ход) три мешочка с золотом. Удивительно, но именно благодаря этим мешочкам главным атрибутом Деда Мороза стал мешок с подарками. Существует еще одна версия, согласно которой святитель подбросил мешочки в девичьи носки, вывешенные сушиться. Отсюда, по-видимому, пошла известная европейская традиция вывешивать под Новый год носочки для подарков.
После Крещения Руси Николай Угодник стал здесь одним из самых почитаемых святых. К его заступлению прибегают люди во всякой беде. Память святителя Православная Церковь празднует два раза в году: 19 (6) декабря — Николай «Зимний» и 22 (9) мая — Николай «Вешний». Видимо, на образ Деда Мороза в лице Николая Чудотворца повлияла зимняя дата памяти святого, празднуемая незадолго до Нового года и Рождества.
Ещё один интересный факт, связанный со свт. Николаем,— дарение подарков детям под Рождество. Ведь свт. Николай был известен своей любовью к детям. Он оберегал брошенных детей-сирот и помогал тем, кому трудно давалось учение. В воспоминание о милосердии святого появился обычай дарить детям подарки в день празднования его памяти. Постепенно этот обычай сместился во времени, и подарки стали преподносить под Новый год или Рождество.
Даже одежда свт. Николая сыграла важную роль в формировании образа Деда Мороза. Красное облачение епископа и его посох стали ассоциироваться в народе с красной шубой и сказочным посохом. Под Рождество взрослые одевались в красный сюртук, брали посох, мешок с подарками и ходили по домам, спрашивая, хорошо ли вели себя дети? Детвора оставляла свои ботинки и носочки за дверью (или у камина), чтобы на следующее утро найти в них сладости и игрушки. Постепенно из отдельных эпизодов жизни всеми чтимого свт. Николая сформировался образ любимого нами Деда Мороза.
Так христианство по мере воцерковления общества преобразовало многие языческие символы, придав им более глубокое значение. Потому сегодня, возвращаясь к своим традициям, нельзя возрождать только рафинированное язычество, отбросив тысячелетний пласт христианской культуры.
Вера Попечителева