В основе христианства – событие, по отношению к которому все остальное вторично. Этот событие – Воскресение Христа. Апостол Павел недаром говорит о том, что если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера (1 Кор. 15, 13 – 14).
Главное в христианстве – Христос, победивший смерть и разрушивший адские оковы, которых не смог избежать ни один представитель ветхозаветного человечества. Но какое отношение каждый конкретный христианин имеет к событию, происшедшему более двух тысяч лет назад? Как повлияло (и влияет) это событие на сегодняшнего последователя Христа? На вопрос отвечает настоятель саратовского храма в честь Страстей Господних (Киновии) священник Кирилл Петрович.
На момент возникновения христианства весь религиозный мир можно было условно поделить на иудеев и язычников, как и делает это апостол Павел, противопоставляя христианское учение и тем, и другим (1 Кор. 1, 23). И если в ветхозаветной иудейской традиции встречаются недвусмысленные намеки на воскресение мертвых, то в языческих религиях того времени представления об участи человека были значительно более мрачными. В целом в языческой мифологии человечество виделось как обслуживающий богов персонал, созданный для удовлетворения потребностей последних, и ни о каком более высоком предназначении людей не было даже речи. По представлениям язычников, боги о людях вспоминали лишь тогда, когда уменьшалось количество жертвоприношений, боги начинали голодать, следовательно, у них портилось настроение, и они мстили разного рода карами и стихийными бедствиями. Поэтому язычники старались приносить жертв как можно больше и всем богам, чтобы никто не остался обделенным и не обратил ненароком свое внимание на жизнь людей. О том, что люди после смерти смогут попасть в обиталища своих богов, даже не было и речи – умершим предназначалось подземное царство мертвых, откуда нет выхода.
Когда апостол Павел рассказывал язычникам Ареопага о неизвестном им Боге, его слушали с интересом. Но интерес закончился моментально после упоминания всеобщего воскресения во плоти всех людей. Такая религиозная идея в языческую картину мира не укладывалась совершенно. Это касается не только утраченного древнегреческого язычества, но и современных языческих культов, идея Воскресения по понятным причинам присутствует только в авраамических религиях. К примеру, в индуизме и буддизме представление о бессмертии видится в контексте бесконечного цикла перерождений и воспринимается как главная трагедия человека, которая может быть решена лишь выходом за пределы материи. Физическое тело при этом с радостью навсегда отбрасывается освободившейся «душой». Очевидно, что с таким вероучением христианское понимание воскресения совместить невозможно. Для православия же воскресение мертвых является неотъемлемой и органичной частью вероучения – Христос спасает всего человека, вместе с материальным телом, которое является его неотъемлемой частью, а не только душу.
В современной постхристианской традиции эта идея не вызывает резкого сопротивления, ей пропитана вся традиционная культура европейских народов. До сих пор люди, говоря о смерти своих родственников и друзей, чаще пользуются словами «ушел», «оставил», а не «умер». Также в нашей стране мы можем получить поздравление с Пасхой или Христовым Воскресением даже от людей неверующих, которые не видят в такой учтивости ничего необычного. Память о победе Христа над грехом и смертью еще сохраняется. Но насколько глубоко мы сами понимаем суть подобного поздравления?
На интеллектуальном уровне представители нашей культуры воскресение мертвых признать готовы, это привычная с детства идея, которая может критиковаться отдельными представителями общества, как правило, лишь во взрослом возрасте. Проблема заключается в поверхностности восприятия этой идеи – мы не живем так, как если бы действительно считали всеобщее воскресение объективной исторической реальностью в некотором относительно недалеком будущем.
Когда поступки людей мотивированы глубоким восприятием данной идеи, большинству их поведение кажется странным, а нередко даже по светским меркам признается без сомнения героическим. Тайна «русской души» для европейцев также во многом заключается в непонимании следствий идеи воскресения. Вера в воскресение говорит нам о том, что какой бы трудной и ненужной наша жизнь нам ни казалась, в ней есть смысл. Смерть же может пониматься не только как страшный шаг в небытие или неизвестность, но как освобождение от страданий и рождение в мир лучший, где нас встретят наши друзья. Такая вера делает человека свободным, он перестает бояться смерти и не видит в ней непоправимой трагедии, не пытается ее отсрочить любой ценой. Человек, таким образом, может позволить себе стать выше смерти, пренебречь ей. Поведение в подобном состоянии поражает нас силой духа и величием, которого может достичь смертный. Первыми свидетелями такой свободы стали мученики – их бесстрашие перед казнями и пытками поражает до сих пор. Это же обстоятельство здорово удивило фашистских захватчиков в период Великой Отечественной войны – им в голову не приходило, что один-два-три человека могут решиться на нападение на значительно превосходящее по численности войсковое соединение. Им казалось, что это бессмысленное самоубийство, однако их поражение в итоге доказало обратное. Нужно отметить, что данная черта русских воинов по сей день поражает наших современников, живущих в других странах.
Бесстрашие перед лицом смерти и способность спокойно и уверенно идти ей навстречу мы встречаем и на примере случаев, когда порой незнакомые прохожие бросаются на помощь терпящим бедствие, невзирая на опасность для собственной жизни и здоровья. Это бесспорное проявление любви к ближним, по свидетельству Самого Христа (Ин. 15, 13).
Для верящего в воскресение немыслимо отречение от Христа ни словом, ни поступком. Человек, имеющий личный опыт общения с Богом как с Личностью в молитве, предпочтет смерть нарушению заповеди, если ему представится такой выбор. Многие наши земляки, новомученики земли Саратовской, именно такой выбор и сделали.
Очевидными являются и примеры материалистического восприятия собственной жизни. Наше общество в мире в числе лидеров по количеству самоубийств. Для верящего в воскресение человека такой путь решением проблем быть не может, поскольку лишь фиксирует их в вечности в нерешенном состоянии. Многие наши соотечественники боятся даже подумать о смерти, отворачиваются при виде похорон и делают вид, что их такая участь не ожидает. В общении они стараются сменить тему разговора при упоминании этой неприятной для них мысли. Неприятной не потому, что они искренне считают себя бессмертными в этом падшем мире, а потому, что видят бессмысленность своих действий перед лицом смерти, совесть обличает их неправоту в выборе приоритетов в собственной жизни.
И эта проблема не только атеистов касается. Если каждый из нас честно посмотрит на мотивацию собственных действий, поступков, то окажется, что подавляющее большинство наших усилий мы прикладываем для приобретения и накопления материальных благ. Светское мировоззрение честно называет такую установку смыслом жизни. Но принципиальная проблема данной установки заключается в том, что блага эти «скоропортящиеся», они начинают обесцениваться еще при нашей жизни, и уже окончательно отбираются у нас смертью. С точки зрения всеобщего воскресения такое поведение недальновидно, поэтому Христос и советует нам заботиться, прежде всего, о сокровищах духовных, которые в вечности всегда будут с нами, не испортятся, и никто не сможет их у нас отобрать (Мф. 6, 20).
Пока западное атеистическое общество безуспешно пытается решить проблему достижения человеком бессмертия и всемогущества с помощью биомедицинских технологий, для любого верующего человека в любой стране очевидна недостижимость данной задачи силами смертных людей, без помощи бессмертного Бога, Который есть и единственный Источник Жизни. Наш мир непрерывно разрушается и деградирует согласно следствию из второго начала термодинамики, а это означает, что никакое настоящее бессмертие в нем невозможно. Поэтому вера тех, кто оплачивает заморозку своего мертвого тела с надеждой на оживление и излечение от болезней в будущем, тщетна. Ни медицина, ни наука, ни технологии не смогут стать спасением ни для нас, ни для будущих поколений. Единственный наш шанс – довериться Христу, потому что только Он, в отличие от всех других «богов» всевозможных религий, Единственный обещает нам личное бессмертие через Воскресение во плоти в Его Царстве (Мф. 25, 46).
Священник Кирилл Петрович, 19 апреля 2020 года