Интересным, совершенно неожиданным образом в июне этого года я оказалась в самом центре Республики Карелия — в городе Петрозаводске. Своими глазами увидела всемирно известный природный комплекс Кижи, находящийся в 68 км от города. Два совершенно разных места, которые в то же время связаны между собой живописной карельской природой.
У Онежского озера
Карелия… Она представлялась мне неким чудным зеленым островом, по которому бродят дикие звери и лишь иногда, случайно, можно встретить затерявшегося в лесах путника или причудливого жителя равнин, проживающего уж точно в юрте. Все оказалось, конечно, иначе.
В одну из самых северных республик нашей страны, которую также называют «страной тысячи озер», я отправилась с подругой Марией. И началось наше путешествие с посещения столицы Карелии — города Петрозаводска. Уже на перроне мы поняли, что теплые свитеры и куртки являются неотъемлемым атрибутом карельского лета. Солнце, казалось бы, греет, но северный ветер пробирает до костей!
Первое, куда мы отправились — это главная достопримечательность города — набережная Онежского озера, второго по величине в Европе. Почти на каждом шагу там расположены интересные скульптурные композиции, которые ежегодно в День города дарят Петрозаводску города-побратимы.
В конце набережной, откуда вечером можно наблюдать изумительные закаты, расположился так называемый Старый город — место, где стоят старинные деревянные дома. В центре города, на Круглой площади расположился Национальный музей Республики Карелия, куда мы не преминули зайти.
Как оказалось, город сравнительно молодой — он был заложен в 1703 году по указу Петра I. Первой постройкой на территории Петрозаводской слободы стал оружейный завод, вокруг которого образовались поселения. В 1777 году императрица Екатерина II подписала Указ о преобразовании Петровской слободы в город Петрозаводск, а в мае 1784 года Петрозаводск становится губернским городом Олонецкой губернии. Интересно, что первым правителем губернии был известный русский поэт Г. Р. Державин. К началу XIX века Петрозаводск оставался небольшим городом, где действовали губернская и женская гимназии, духовная семинария, любительский театр. Медленно текла жизнь в городе, и мало было желающих жить в «подстоличной Сибири».
В начале XX века город стал оживать. Здесь открылись библиотеки, клубы, театры. В 1931 году был основан первый вуз, имелось три театра. Гордостью города по праву считается Национальный музей Карелии, открытый в 1871 году и ставший одним из старейших музейных учреждений России. Музей обязательно понравится и детям, потому что в каждом зале имеется «интерактивный уголок», где различные экспонаты, среди которых оружие, народные костюмы, можно примерить и потрогать.
Во времена Великой Отечественной войны, в период оккупации, на территории Петрозаводска было создано шесть концентрационных лагерей. 33 долгих месяца томился город в фашистской неволе. 29 июня 1944 года город был освобожден от врага. Жители приступили к его восстановлению. Петрозаводск пережил второе рождение, «поднимаясь из руин и пепла». Сейчас этот край известен не только богатой природой, но и своими сказителями былин — Т. Г. Рябининым, В. П. Щеголенком. Есть в музее и стенд, посвященный карело-финскому поэтическому эпосу «Калевала».
Направляясь снова к набережной, мы прошли реку Лососинку, где нас на мгновение посетило ощущение, что нет вблизи нас ни людей, ни оживленного города. Есть тишина — и лес кругом. Казалось, что вот сейчас заметим мы карельскую ягоду: чернику, бруснику, клюкву. Но, как сказал нам позднее местный житель, приехали мы не в сезон. Так что если кому-то захочется насладиться вкусом карельских ягод — поезжайте лучше в августе. И вот мы снова на набережной города, смотрим на вечные воды озера. Незаметно наступила белая ночь, первая в нашей жизни.
Остановились у самого, на мой взгляд, яркого памятника, «Рыбаки». Эта скульптура стала первым украшением набережной и подарена была в 1991 году американским городом-побратимом Дулутом, штат Миннесота. По замыслу скульптора, Рафаэля Консуэгра, скульптура представляет собой двух рыбаков — русского и американца, которые закидывают сеть, и символизирует совместный созидательный труд.
Музей под открытым небом
На второй день пребывания в Карелии мы отправляемся в Кижи. Кстати, местные жители этого острова ставят ударение именно на первый слог. Кижи сейчас — это государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник.
Остров Кижи находится в водах Онежского озера в центре живописной группы островов, которые носят название Кижские шхеры. Основа музейного собрания — ансамбль Кижского погоста — входит в список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. По давней традиции русского Севера, на погосте (то есть кладбище) строили две церкви, зимнюю и летнюю, а также колокольню, стоящую между ними.
Церковь Преображения Господня — самая величественная и яркая в этом ансамбле — была построена в 1714 году и признана вершиной деревянного зодчества в России. Она срублена из сосны и увенчана 22 разновеликими главами, покрытыми осиновой черепицей — лемехом, который меняется каждые 30 лет. Вся 37-метровая церковь была построена преимущественно без гвоздей, только лемех на главках и декоративные детали были прибиты гвоздями.
Сосна со временем не чернеет, а приобретает красивый цвет черненного серебра, который в течение дня меняет свой оттенок. Дерево было приготовлено не на острове, плотники уходили на материк. Это была обязанность наиболее опытных рабочих. По звуку и виду они определяли зрелость бревна. И валилось оно только зимой, во времена крещенских морозов, когда, как считалось, дерево спит. Дерево рубили, а не пилили, чтобы смола не вытекала из «капилляров», а смолу было важно сохранить — она лучший консерватор древесины. Благодаря мудрости плотников эта изумительная деревянная церковь и дошла до наших дней.
Но время неумолимо, и вот уже более 10 лет идет реставрация Преображенской Церкви. Экскурсовод, который знакомил нас с островом, рассказал, что главная проблема не в финансировании, в поиске мастеров.
В реставрационном центре, находящемся прямо на острове, работают с каждым бревном: их моют, сушат, делают УЗИ, на каждое бревно составляют паспорт, и по каждому бревну принимается решение — оставлять его или нет. Реставрация идет кропотливо. Лишь к 2020 году церковь, возможно, откроется для посещения…
В летнем храме службы проходили с мая по октябрь, а далее продолжались в находящейся рядом зимней церкви Покрова Богородицы, который часто называют архитектурным эхом Преображенской церкви. Дошедший до нас образ этой церкви сложился в 1764 году, и его архитектурные особенности говорят о сильном родстве со «старшей» церковью. Храм Покрова Богородицы венчают девять куполов. В настоящее время этот ансамбль — единственный из сохранившихся на территории России, созданный по принципу «многоглавие рядом с многоглавием». Колокольню поставили в конце XIX века, и своей вертикалью она гармонично соединила два храма.
На острове находятся различные постройки северного типа, привезенные сюда специально. Мы увидели деревянную церковь конца XIV века, построенную преподобным Лазарем Мурманским — греческим монахом, который провел большую часть своей жизни на русском Севере. Церковь Воскрешения Лазаря — самая древняя изо всех сохранившихся до наших дней памятников русского деревянного зодчества.
Интересно, что изначально в храме не было потолка — не знали его северяне в то время. Рассказали нам один из секретов «молодости» церкви — оказывается, долгое время она находилась в другой церкви, как в чехле.
Далее мы видим дома крестьян. Дома зажиточного и бедного крестьянина почти не отличались. В традиционном для Севера доме располагались жилые и хозяйственные помещения. В условиях сурового северного климата такая планировка дома позволяла выполнить большую часть хозяйственных работ, не выходя на улицу.
Жилую часть опоясывает протяженный балкон-галерея — гульбище. Гульбище является традиционным украшением крестьянского дома в Заонежье. «Дом без гульбища — что мужик без бороды», — так говорили северяне. В Заонежье существовала традиция росписи и раскраски крестьянского дома снаружи, на одном из домов следы раскраски сохранились до сих пор.
Обычно в таком доме жили несколько поколений — от прадедов до правнуков. Иногда число домочадцев доходило до 25 человек. Интерьер традиционен — печь, от нее отходят две полки — воронцы. Рукомойник, лохань, красный угол, он же «большой» угол — это было место работы «большака» — хозяина дома. Зимой пожилые спали на кровати, кто помоложе — на скамьях, полу, печи.
Удивительно было заходить в эти высокие, большие избы и находить там девушек и юношей, которые не спеша занимались различным рукоделием. Эти люди — сотрудники музея, которые работают здесь лишь летом. Они сохраняют традиции русского Севера — плетение из бересты, бисера, плетение сетей, изготовление лемеха, карельских вепсских лодок — и передают эти знания новому поколению. В музее работают летние детские школы, где детей из ближайших городов обучают этим древним ремеслам и рукоделиям, таким образом сохраняя давние традиции.
Находясь здесь, совершенно забываешь, кто ты. Эта природа, деревянные строения, сами работники комплекса — все это создает прекрасную атмосферу, где крики чаек или свободно передвигающиеся по острову козы совсем не удивляют. А главное — проникаешься любовью к тем, кто жил здесь когда-то, строил эти церкви, прославляя подобной красотой Создателя.
Время нашего пребывания на острове заканчивается, последний взгляд на высокие темно-зеленые деревья, весь остров в целом — и надо садиться в лодку, которая за полтора часа домчит нас обратно до Петрозаводска. Мы прощаемся с городом, надеясь, как и все путешественники, на возвращение.
Юлия Ульянова