Благодаря рассказу нашего постоянного «экскурсовода» по росписям – искусствоведа Ирины Анатольевны Ильиной – мы сможем «побывать» сегодня во «святая святых».
В алтаре над царскими вратами, как и при входе в храм, изображен образ «Спаса Нерукотворного» на белом плате с многочисленными оборками. Лик Его возвышается надо всем; взор Его строг, взыскателен и притягивает взгляд. Ему служат шесть святителей – митрополиты московские Петр (†1326), Алексий (†1378), Иона (†1461), Филипп (†1569), Киприан (†1406) и патриарх московский Гермоген (†1612). Напротив, в апсидном углублении, находится изображение благословляющего Христа в облаках. Ему предстоят епископ Александрийский Афанасий (†373), архиепископ Александрийский Кирилл (†444), архиепископ Фессалонитский Григорий Палама (†1357) и епископ Медиоланский Амвросий (†397).
На потолке, между двумя образами Спасителя на западной и восточной стенах, представлено заключенное в овал Распятие Господне. Крест возвышается над стеной Иерусалима, выполненной в розоватых тонах. Небесный свод выложен золотом, блеск которого отражает Славу Господню и одновременно напоминает зарево. Поставлено Распятие над обложенной камнями могилой Адама, по обе его стороны находятся орудия Страстей Господних – копье и трость с губкой. Над головой Спасителя историческая надпись – ИНЦI (Иисус Назарянин Царь Иудейский), и по обе стороны Креста заглавные буквы канонических надписей – Иисус Христос / Царь Славы / Ника / Сын Божий / Крест Трость / Место Лобное / Гора Голгофа.
От овала с Распятием расходятся в разные стороны ветви с остроконечными листьями – орнаментальный мотив росписи всего храма. На ветвях, словно произрастая, располагаются круглые розетки с изображениями двенадцати апостолов; руки их с молитвой протянуты к Христу. Таким образом, связанные между собой апостолы восходят к Жертве Спасителя, все происходят от Нее. Благодаря орнаментальному решению «Собор апостолов» становится частью узора, покрывающего весь потолок алтаря. На северной и южной его стенах представлены композиции «Великий вход» и «Служба святых отец», которые отражают таинственную сторону данных частей Божественной литургии.
Под звуки Херувимской песни священнослужители во главе с диаконом повторяют путь Господа на Голгофу. Как Спаситель вышел из Иерусалима, так и они выходят из небесного града, украшенного высокими кровлями, башнями и куполами православных храмов. Впереди шествует диакон в стихаре, расшитом крупными цветами; высоко над головой он держит чашу с хлебом, символизирующим жертвенного Агнца. По древней традиции в композиции данного сюжета изображали возлежащего на дискосе младенца – Христа. Три святителя шествуют за диаконом, они облачены в яркие фелони, в руках у них потир, крест и Священное Писание. Над святителями летят Ангелы, которые веют рипидами над Святыми Дарами.
На противоположной стене изображена композиция «Служба святых отец». В центре огромного христианского храма, выполненного в розовато-песочных тонах, в самом его сердце – алтаре, стоит престол. На престоле возвышается золотая фигурная чаша с Агнцем-Христом. Ему служат святители в крестчатых омофорах – Николай Чудотворец († ок. 335 ), Григорий Богослов (†389), Василий Великий (†379), Григорий Нисский (после 394), Иоанн Златоуст (†407), Евстафий Антиохийский (†337) и Григорий Двоеслов (†604). Благоговейно склонились они над жертвенным Агнцем. Ангелы с золотыми крыльями парят над престолом и веют рипидами, отражая непостижимый смысл и небесное великолепие происходящего.
В алтаре находится целое собрание небольших икон, украшенных окладами. По стилистическим особенностям их можно отнести к XIX столетию, за исключением очень редкого по иконографии образа святого архидиакона Стефана, который, судя по академической манере письма, пропорциям фигуры святого, его округлым румяным щекам и локонам, скорее всего, был написан в XVIII – начале XIX вв. Есть что-то, несомненно, более раннее и в трактовке оклада этой иконы с курчавыми облаками, крупными цветами стихаря архидиакона и паркетным орнаментом земли.
Среди алтарных икон можно упомянуть «Покров Богоматери», выполненный в традициях средне-волжских иконописных мастерских конца XIX в., тонко и изящно написанный образ Спаса Вседержителя и темный лик Богоматери Казанской, созданный под влиянием древних иконописных образцов. Интересна иконография иконы, отображающей Распятие Господне с Саваофом в облаках и двумя клеймами – «Неопалимой Купиной» и Богоматерью «Всех скорбящих Радость». Оклад образа украшен тончайшими эмалевыми орнаментальными вставками, относящими его создание к рубежу XIX– XX вв. Иконы эти покрыты окладами, исполненными высокопрофессионально, с помощью разнообразных технических приемов. Здесь можно увидеть и чеканку, и гравировку, и тиснение. Для придания окладам пышности использованы разнообразные растительные и геометрические орнаменты, заимствованы элементы различных стилей: византийского, старославянского, барокко, рококо и других.
В Троицком соборе хранится коллекция старинных Евангелий и богослужебной утвари. Среди них можно выделить Евангелие 1698 г., выполненное в ранний период царствования Петра I и украшенное гравюрами в старославянском стиле с пышным орнаментальным обрамлением в виде вазонов с крупными цветами. Очень интересны два екатерининских Евангелия XVIII в. От оклада Евангелия 1863 г. сохранились прекрасно выполненные угловые серебряные накладки сложного барочного орнамента и центральная композиция, отображающая Ветхозаветную Троицу с Авраамом и Саррой. Текст дополняют изящные орнаментальные заставки и изображения евангелистов, выполненные в академической манере. Оклад Евангелия 1785 г. отражает все особенности стиля барокко в ювелирном искусстве: сложнейшая чеканка передает объемы изображенных фигур и предметов, персонажи представлены в сложных разворотах и окружены большим количеством характерных деталей. Прекрасным окладом обладает и Евангелие 1851 г., созданное при императоре Николае I. Две овальные композиции – «Воскресение» и «Рождество» в сложных орнаментальных рамах выполнены в классицистическом стиле, господствующем в первой половине XIX в.
Собрание старинной богослужебной утвари украшают серебряная лжица и небольшое кадило с бубенцами и прорезным цветочным орнаментом; прекрасной работы Крест-Распятие 1775 г. с фигурами Христа, благословляющего Бога-Отца, Богоматери, Иоанна Богослова и Орудиями Страстей Господних, а также латунное Распятие рубежа XIX – XX столетий с живописными эмалевыми дробницами, окруженными стразами. Не менее интересны потир XIX в. с эмалевыми вставками и прорезным плетеным орнаментом и латунный потир на фигурной ножке рубежа веков.
В соборе сложилась коллекция старинных облачений: очень выразительна фелонь рытого бархата XIX в. со стилизованным фиолетовым цветочным узором в овальных клеймах из мелких кленовых листочков по золотистому фону. Торжественно-трагическим звучанием обладает священнический комплект из фелони и стихаря конца XIX столетия, шитый из рытого бархата с узором черных четырехконечных крестов в ромбообразных клеймах по серебристому полю.
В ризнице Троицкого собор хранятся две плащаницы XIX в., выполненные в сложной, традиционной для этого времени технике, когда в одном произведении соединены живописные и шитые фрагменты. Плащаницы представляют две наиболее распространенные иконографии, которые использовались для этого рода тканей – «Положение во гроб» и «Христос во гробе». Лики предстоящих перед гробом Христовым и Тело Спасителя написаны масляной красной в академической манере, а доличное искусно шито металлической нитью золотого и серебряного тонов.
Монументальная живопись, старинная и современная иконопись, резные иконостас и киоты, богослужебная утварь и облачения прежних веков оформляют Успенский храм, создавая внутри него благоговейную и одновременно радостную атмосферу. Бережно реставрируя сохранившиеся памятники и подбирая сюжеты, стиль росписей и орнаментов, создатели этого своеобразного ансамбля стремились отразить свое представление об идеальном храме и дополнить внутренним убранством сохранившуюся изящную архитектуру собора. Поэтому художники, резчики и иконописцы собора вдохновлялись русским искусством XVII в. Сочетание старинных произведений и образцов современного православного искусства в интерьере Троицкого собора представляет его многовековую историю и, наряду с этим, отражает его как живой организм, способный развиваться и изменяться вместе со своими прихожанами.
5 марта 2020 год