9 мая не церковный праздник, но это не значит, что верующий человек не должен праздновать его, не должен помнить о тех людях, которые отдали жизни за нас. В наши дни, когда нормой стало забвение и неуважение своей истории, мы, христиане, должны противостоять этому.
9 мая не церковный праздник, но это не значит, что верующий человек не должен праздновать его, не должен помнить о тех людях, которые отдали жизни за нас. В наши дни, когда нормой стало забвение и неуважение своей истории, мы, христиане, должны противостоять этому.
Такими словами напутствовал собравшихся воспитанников нашей воскресной школы настоятель собора иеромонах Пахомий перед отъездом в Волгоград. Поездка была не паломнической в строгом смысле этого слова, а скорее военно-патриотической. Хотя и планировалось посещение святынь города, но главной целью стало стремление лучше узнать историю тех страшных дней, почтить память погибших, поучиться у них мужеству и любви к Родине.
Познавательная экскурсия началась сразу после отъезда. По дороге из Саратова О.В. Гришанова рассказывала о трудовых подвигах наших земляков в эти годы. Слезы подступали при рассказе о юных девочках по семьдесят раз сдававших кровь раненым бойцам, о двенадцатилетних мальчиках, собиравших самолеты. И такими мелкими и смешными казались все наши проблемы перед лицом этих поистине сверхчеловеческих подвигов.
Ранним утром мы начали знакомство с Волгоградом. Экскурсовод рассказала об истории его возникновения и развития до Великой Отечественной войны. Вот только мало что можно было увидеть из живых свидетельств того времени – все уничтожено в страшных и кровавых боях за 6 месяцев Сталинградской битвы. Каждый квартал города – настоящая легенда. Здесь брали в плен фельдмаршала Паулюса, этот вокзал 13 раз переходил из рук в руки.
А вот и всем известный дом Павлова, где мы узнали подробности его 58-ми дневной обороны. Она известна любому прилежному школьнику. А вот о чудесном спасении умирающего грудного младенца в подвале этого дома, которому солдаты оставили икону Казанской Божьей Матери, пожалуй, не встретишь в учебниках истории. А эта женщина жива и по сей день.
Вообще, Волгоград уникальный город. Город-музей, где даже фонарные столбы являются экспонатами. Город-братская могила, каждый сантиметр которого куплен сотнями человеческих жизней. Поэтому так естественно было воспринято предложение о. Пахомия спеть «вечную память» на Мамаевом кургане.
Пораженные, слушали мы о подвигах танкистов, живыми факелами бросавшимися под вражеские танки, медсестер, вытаскивающих раненых с поля боя, связистов, становившихся живым (точнее, мертвым) проводом, и в сердцах звучали слова, запечатленные на мемориале,: «люди ли шли в атаку, смертны ли они?». И, глядя на тысячные списки погибших, сами себе отвечали: «да они были простыми смертными, и мало кто уцелел, но все исполнили свой долг до конца перед священной Матерью-Родиной».
Глядя на братскую могилу, в которой похоронено 35000 человек, можно придти в отчаяние, если бы не слова, которые звучат в эти дни: «Христос воскресе!». Он победил смерть, а, значит, не напрасна была боль этих людей, их жизненный подвиг имеет вечный, высший смысл. И горе матери, вечно плачущей над погибшим сына, небезутешно, раз над ее головой возвышается крест Храма всех святых, недавно возведенного на Мамаевом кургане. Притихшие смотрели ребята на панораму Сталинградской битвы в мемориальном ансамбле-музее, где на 120 метрах холста коллектив художников-баталистов студии М.Б. Грекова изобразил основные этапы этого события. А экскурсовод тем временем рассказывала о подвигах солдат-героев. Хотя, как она отметила, для нас они все герои. Жить в этом аду уже было подвигом.
В ходе многочисленных экскурсий не забыли все же, что мы – воскресная школа. Быть может некоторых волгоградцев и удивил стройный хор, распевавших «Христос воскресе из мертвых» в одном из центральных кафе. Посетили мы Свято-Духовский мужской монастырь, где послушали рассказ об известном детском православном лагере «Афон», кафедральный Казанский собор, искупались в источнике Иоанна Богослова.
А затем снова прогулки по красивой набережной и цветущим аллеям. Уезжали переполненные впечатлениями. После таких поездок сухие слова военных хроник обретают живое лицо погибших героев. И не пустой формальностью звучат слова о. Пахомия о том, что наше недостойное поведение, надругательство над историей страны становится предательством памяти тех, кто «души положили за други своя».
Марина Шмелева