21 ноября (4 декабря) Православная Церковь совершает Богородичный двунадесятый праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. О событии праздника, его вероучительных основах и некоторых нравственных уроках рассказывает клирик нашего собора священник Александр Станотин.
Событие праздника Введения во храм, как и праздника Рождества Божией Матери, в библейском повествовании не упоминается. О нем мы узнаем из Священного Предания, которое в Православной Церкви почитается наравне со Священным Писанием.
Именно Предание донесло до нас историю из детства Божией Матери, которая и стала основой праздника.
Родители Пресвятой Богородицы, Иоаким и Анна, когда их Дочь достигла трехлетнего возраста, решили исполнить данный ими ранее обет посвятить Ее Богу и направились в Иерусалимский храм. Около его входа стояли призванные отцом Отроковицы юные девы с зажженными светильниками, для того чтобы Мария возлюбила храм со всей пламенной сердечностью. Пресвятая Дева, несмотря на Свой юный возраст, легко преодолела крутые ступени храма и была встречена и благословлена первосвященником, по преданию – Захарией, отцом Иоанна Крестителя. По особому откровению Она была введена во Святая Святых, куда имел право входить только первосвященник однажды в год. Вот как об этом пишет Скабалланович М.Н., автор известной книги «Толковый Типикон»: «А какое значение в деле воспитания и предуготовления будущей Богоматери имел Ее доступ в этот алтарь ветхозаветного храма, в это место таинственного присутствия святейшего и грозного Иеговы, это понятно и без объяснения. Нужно войти в душу и понять образ мыслей древнего благочестивого еврея, чтобы понять и то, чем было в его глазах Святая Святых. Скрытое за тяжелою открывающеюся лишь раз в году завесою, страхом мгновенной смерти охраняемое не только от входа в него, но и от нескромного взгляда внутрь его, погруженное в потрясающий таинственный и священный мрак, – оно для еврея поистине немногим отличалось от самого неба; быть там значило то же, что видеть Бога и говорить с Ним, всем существом почувствовать действительное присутствие, действительную близость Бога». Таким образом была явлена исключительная роль Марии в судьбе человечества.
Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Преблагословенная Мария осталась в помещении для девственниц, находившемся при храме. Вокруг храма, по свидетельству Священного Писания (Исх. 38; 1 Цар. 1, 28; Лк. 2, 37) и историка Иосифа Флавия, имелось много жилых помещений, в которых пребывали посвященные на служение Богу. Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы от младенчества до вознесения на небо. Сокровенна была и Ее жизнь в Иерусалимском храме. «Если бы кто спросил меня, – говорит блаженный Иероним, – как проводила время юности Пресвятая Дева, – я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее». Но в церковном Предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу.
***
Тропарь праздника раскрывает вероучительную основу событий, происходивших еще в ветхозаветном Иерусалиме более 2 тыс. лет назад:
«Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение».
«Днесь благоволения Божия предображение». Первые слова тропаря готовят нас уже к Рождеству Христову. В переводе на русский язык они могут прозвучать следующим образом: «Сегодня любви Божия предзнаменование». Это знамение того, что должно произойти чуть позже, когда Бог придет на землю по своей любви ко всем людям.
«Человеков спасения проповедание». С этого момента начинается проповедь о спасении людей.
«В храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает». Слово «предвозвещает» говорит нам о том, что Дева Мария не есть Мессия, хотя Ее рождение и жизнь при храме уже есть чудо. Своим входом в храм Она предсказывает рождение Христа. Если первосвященник ввел девочку во Святая Святых, то что можно ждать дальше! Мир, можно сказать, замирает в ожидании большего чуда.
«Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение». Слово «смотрение» включает в себя несколько понятий, в том числе и видимый образ, цель, Провидение Божие. Таким образом, Божия Матерь становится целью, к которой Бог вел многочисленное потомство праведного Сифа, сына Адама и Евы. По словам свт. Григория Паламы, «избрание будущей Матери Божией начинается от самых сыновей Адамовых и проходит через все поколения времен… Когда же наступило время избрания, то из дома и отечества Давидова были избраны Богом Иоаким и Анна, которые, хотя были бездетны, но по своей добродетельной жизни и добрым нравам были лучше всех, происходивших из колена Давидова».
«Зиждителева исполнение». Слово «Зиждитель» написано с заглавной буквы, что говорит нам о том, что под ним подразумевается Бог-Зиждитель –Строитель. Таким образом Бог выступает как премудрый Строитель прихода в мир Спасителя, терпеливо ведя, подготавливая к этому событию человеческий род. Всё, что нужно было для прихода в мир Мессии, исполнилось. Поэтому, начиная с дня праздника Введения и до Рождества Христова, во всех храмах начинают звучать слова рождественского песнопения: «Христос раждается, славите; Христос с небес, срящите; Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися». – «Христос рождается – славьте! Христос (грядет) с небес – встречайте! Христос на земле – возноситесь (на небо)! Пой Господу вся земля! Люди, воспойте (Ему) в радости, ибо Он прославился».
***
Чему может нас научить этот праздник?
Думаю, в нашей жизни бывали такие моменты, когда мы, глядя на чужих детей, думали: «Господи, почему в этой семье всё так хорошо? Дети послушные, уважительные. А что делать мне с моими? За что мне такое послано?» Ведь так хочется, чтобы дети были если не святыми, то хоть чем-то приближенными к ним. Чтобы ответить на эти вопросы, надо посмотреть на жизнь родителей Марии и на жизнь других родителей, чьи дети впоследствии стали святыми.
Богоотцов Иоакима и Анну мы почитаем праведными за их богоугодную жизнь. Все мы знаем, как долго пришлось им ждать ребенка и что им пришлось испытать в этот период ожидания. Но, будучи воспитанными в вере, они упование возложили на Бога. И Бог возвысил их, дав им не просто дитя, а Ту, Которой предстояло стать Матерью Бога на земле.
Родители святого пророка Иоанна Крестителя, пророк Захария и праведная Елисавета, тоже по Промыслу Божию долго были бесчадными. Святой Захария, сын Варахии, был священником в Иерусалимском храме, а святая Елисавета была сестрой святой Анны. Думаю, о них можно сказать, что их родители смогли вложить в своих детей самое важное – веру и надежду на Бога. И эта вера стала опорой в их жизни, в ней они смогли возрасти до вершин духовной высоты. Вершиной их жизни стало рождение мальчика, которому суждено было стать тем, о ком Спаситель сказал: «нет больше пророка, нежели Иоанн».
Родители великих русских святых – преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского – отличались своей благочестивой жизнью. Святой Силуан Афонский с благодарностью вспоминал о своем отце, который стал для него примером смиренной, исполненной веры в Бога жизни. И таких примеров можно привести много. Доброе дерево, по евангельской притче, дает и добрый плод.
Чтобы наши дети были лучше нас, в первую очередь нам необходимо обратить внимание на нашу жизнь. Сами-то мы – верим ли искренне, молимся с радостью, духовная жизнь для нас стала необходимостью или же превратилась в необходимую обузу нашего земного бытия?
Если мы сами не помогаем нашим престарелым родителям, то, думаю, не следует ожидать и требовать в свое время внимания и помощи от наших детей. Если мы не стремимся к Богу, не стоит удивляться тому, что наши дети могут совсем о Нем забыть.
Чему мы можем научить наших детей? Что передать им? Думаю, в первую очередь искать ответ надо в собственной жизни.
В завершение мне хочется привести слова протопресвитера Александра Шмемана, сказанные им на праздник Введения Божией Матери во храм: «В мире нашем царят гордыня, агрессивность, в нем всё сведено к орудиям власти и властвования – к производству и к орудиям производства, к соперничеству, насилию, нежеланию в чем-то уступить, где-то смириться, умолкнуть, погрузиться в тихую глубину жизни. И именно всему этому противостоит, всё это обличает – одним своим присутствием – образ Девы Марии, Пречистой Матери, образ бесконечного смирения, но также и силы и красоты смирения, образ чистоты – и ее силы и красоты, образ любви – и победы этой любви.
Дева Мария, Пречистая Матерь ничего не требует – и всё получает. Ничего не добивается – и всем обладает. В образе Девы Марии всё то, чего почти уже не осталось в нашем мужском, гордом и агрессивном мире: сострадание, жалость, забота, доверие; про Себя Она говорит: “се раба Господня”, а мы называем Ее Царицей неба и земли, Владычицей и Госпожой. Дева Мария ничему не учит, ничего не доказывает – но вот одно ее присутствие, один свет и радость этого присутствия просто снимают выдуманные, вымученные нами проблемы.
Христос говорил: “Ищите прежде всего Царствия Божия”. Так вот, в Деве, Матери, Заступнице – мы не умом, а сердцем чувствуем, что значит искать и найти Царство и что значит жить им».
Иерей Александр Станотин