Основы веры человек, приходящий в храм, познает не только из приобретенной здесь литературы. В первую очередь знакомство с верой начинается в храме на богослужении. Церковные песнопения, молитвословия, тропари и кондаки праздников и прочих событий церковного года содержат точное выражение всех истин православного вероучения. Внимательно слушая и молитвенно вникая в то, что поется и читается за богослужением, верующий впитывает в себя эти истины, принимает их умом и сердцем.
Сегодня, 15/28 августа, мы с вами празднуем Успение Пресвятой Богородицы – двунадесятый праздник, посвященный воспоминанию успения (т.е. мирной кончины, подобной сну) Божией Матери и Ее вознесения с телом на небо. Не останавливаясь на истории события праздника, которая всем хорошо известна, рассмотрим подробнее праздничный тропарь. Он поможет нам уяснить суть празднуемого события.
Тропарь праздника
«В рождестве девство сохранила еси» – этими словами начинается тропарь. В них отображено учение Церкви о приснодевстве Богородицы, о Ее духовной и телесной чистоте. Именно о таком чуде предсказывал в своем пророчестве пророк Исаия: Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7, 14). Об этой тайне идет речь на первых страницах Евангелия, она приводит в недоумение Саму Деву: как будет это, когда Я мужа не знаю? (Лк. 1, 34) – и смущает Иосифа, который, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее (Мф. 1, 19). Это тайна и для всех нас. Тайна, которую надо принять верою, не умствуя.
Думаю, что каждый верующий в праздничном тропаре может увидеть для себя что-то такое, что особо трогает сердце. Для меня это слова «во успении мира не оставила еси, Богородице». Если посмотреть на церковную историю нашей с вами Родины, то мы увидим, что множество храмов были возведены и освящены в честь Божией Матери. Что это? Дань эпохе, традиции – так принято? Думаю, что нет. Русский народ с момента своего Крещения видел, ощущал в своей жизни заступничество Богородицы за себя перед Богом. В том, можно сказать, и проявляется любовь святых и, в первую очередь, Божией Матери к нам, что, достигнув Царства Небесного, про нас не забывают. А всячески, где это возможно и, казалось бы, невозможно, помогают нам в нашей жизни. Из этой реальности рождаются и названия икон Богородицы, говорящие сами за себя: «Всех скорбящих Радость», «Взыскание погибших», «Скоропослушница», «Помощница в родах» и т.д. Такого богатства названий не могло быть, если бы не было помощи от Той, к Кому обращаются верующие в своих молитвах. И какое же великое множество чудес произошло по молитвам к Божией Матери пред Ее иконами!
Таким образом, Пресвятая Дева после Своего Успения находится с нами, утешая и радуя нас. Из жития святого Андрея, Христа ради юродивого, мы знаем, что, будучи в раю, он не увидел там Богородицы и на вопрос: «Где же Она?» – услышал от Ангела ответ: «Она ходит по земле и помогает людям». И в этот час Она рядом с теми, кто чает Ее утешения, помощи, надеется на Нее.
«Преставилася еси к животу». Слово «преставити» – старославянское. От него образуется другое слово – «преставление», означающее перестановку, перемещение, переход. В православии оно означает смерть христианина, так как, по учению Церкви, смерть есть наш переход от временной жизни в жизнь вечную, от земли на небо. «Живот» – также старорусское слово, означающее «жизнь». Таким образом, Матерь Божия перешла от от жизни земной, которую иногда называют «юдоль плачевная», к жизни вечной.
«Мати сущи Живота». Старославянское слово «сущий» означает «действительный, настоящий, истинный». Церковь учит нас тому, что Богородица стала Матерью истинной, настоящей Жизни. Она – Мать Того, Кто сказал о Себе: «Я – путь, истина и жизнь». На вопрос апостола Фомы, каким путем идти в жизнь вечную, Христос ответил: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14, 6). Как это – через Него? Что это за путь? Другой возможности достичь Царствия Небесного, кроме как поверить Иисусу Христу как Царю и Богу, полюбить Его всем сердцем и стремиться исполнять Его волю, нет. Такая жизнь – это не тюрьма и не казарма со сплошным «нельзя» заповедей и уставных предписаний, а полные тепла, света и радости отношения любящих и любимых. В этом – и жизнь, и истина. И, конечно же, если полюбил Христа, невозможно не полюбить и Ту, благодаря Которой стало возможным Боговоплощение и все последующие евангельские события, в том числе – Крест и Воскресение, после которых наша земная жизнь заканчивается не тупиком, а дверью в вечность.
«И молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша». Здесь мы прославляем Пресвятую Богородицу как Заступницу и Ходатаицу о нас перед Богом. Такое убеждение появляется от понимания того факта, что как мы призваны быть в послушании у своих родителей, так не может Сын не послушать Своей Матери. Это подтверждает и случай, описанный в Евангелии (Ин. 2, 1–11): Христос, будучи приглашенным на свадьбу, исполняет просьбу Своей Матери, совершает чудо – превращает воду в вино. Нужно вино? Пожалуйста, берите. И если ради такой просьбы Сын послушал Свою Матерь, то тем более послушает, если это будет касаться утешения, спасения человеческой души. Поэтому в Церкви рождаются удивительные по силе и проникновению молитвы. Какое упование на Божию Матерь видно в молитве «Царица моя Преблагая…» Так можно обращаться не просто к царице-владычице, но к тому, кому твоя скорбь и печаль близки как родному человеку. В нашем понимании это мать. Отсюда – чувство того, что Пресвятая Богородица является Матерью всем верующим христианам. И можно только посочувствовать тем, кто, называясь христианином, не признает ни Богородицы, ни святых, лишая тем самым себя живой помощи тех, кому дорога его жизнь.
Праздник Успения в Поместных Церквах
Праздник Успения Божией Матери широко празднуется во всех Поместных Православных Церквах, и хочется немного рассказать об особенностях этого праздника в других странах.
Болгария. Успение Пресвятой Богородицы Девы Марии – один из самых почитаемых в Болгарии православных праздников. В стране много храмов и монастырей, которые названы именем Пресвятой Богоматери. Они хорошо знакомы болгарам, которые в этот день приходят (иногда издалека) в храмы помолиться, принести дары и поучаствовать в этом большом празднике. Женщины еще накануне пекут хлеба, которые наутро относятся в храм и там освящаются.
Имя «Мария» очень популярно в Болгарии. Здесь чуть ли не каждую вторую женщину зовут Марией. Традиционно Успение Пресвятой Богородицы воспринимается как праздник женщин-матерей. Считается, что Пресвятая Дева помогает бездетным женщинам зачать ребенка.
Хорватия. Успение – очень большой праздник для хорватов. Связано это с событиями 1715 г. Тогда турки осадили далматинский городок Синь в Хорватии. Незадолго до этого лишившись Синя, они были полны решимости не только вернуть себе его, но и занять Вену, поставив под угрозу всю христианскую Европу. Напуганные жители города, понимая свое бессилие перед многочисленным и мощным неприятелем, обратились за помощью к Синьской Богоматери. Всю ночь 14/27 августа множество верующих молилось перед чудотворной иконой, названной «Милостивая Богоматерь». Утром 15/28 августа, в день Успения Богородицы, на небе появился лик Матери Божией. Турки стали заболевать и не смогли перейти реку Цетину на пути к Синю. Они бежали и никогда больше сюда не возвращались. В память об этом событии в Сине в честь Богородицы была возведена церковь, ставшая самым большим храмом Божией Матери во всей Далмации.
Иерусалим. По Иерусалимской традиции особые богослужения, посвященные празднику Успения Пресвятой Богородицы, совершаются за три дня до самого праздника. Эта традиция сложилась ввиду того, что, согласно Преданию, за три дня до Успения Пресвятой Богородице явился Архангел Гавриил и возвестил Ей о скорой встрече с Ее Божественным Сыном.
На Гефсиманском подворье (Малой Гефсимании), находящемся напротив входа в храм Гроба Господня, хранится плащаница Божией Матери, используемая на успенском богослужении. 12/25 августа в Малой Гефсимании совершается ночная Литургия, по окончании которой плащаницу Божией Матери крестным ходом несут по улицам Старого города в Гефсиманскую усыпальницу, подобно тому, как некогда апостолы, собранные вместе в Иерусалиме чудесным образом, несли с Сиона в Гефсиманию тело Богоматери.
Шествие возглавляет игумен Гефсиманского подворья Иерусалимского Патриархата. На своих плечах он несет плащаницу Пресвятой Богородицы. Впереди с зажженными свечами идут монахини иерусалимских монастырей и священнослужители. Под умиленное пение монашеского хора процессия двигается по Крестному пути Господа Иисуса Христа и с первыми лучами солнца подходит к Гефсиманской усыпальнице. За кувуклией – часовней, где было погребено Пречистое Тело Пресвятой Богородицы, установлена резная сень. Здесь будет находиться плащаница Богородицы до отдания праздника Успения.
Иерей Александр Станотин