К святыням земли Саратовской

2011-06-05-2По традиции, летом педагоги и воспитанники воскресной школы отправились знакомиться с храмами родного края. Одна из паломниц делится с нами своими воспоминаниями.Раннее воскресное утро, хмурое небо, накрапывает мелкий дождик, в городе тихо и необычно пусто. А к Троицкому собору по одному и небольшими группами стекаются паломники. Сегодня нам предстоит поездка к святыням Пугачевского и Балаковского районов.

В храме тепло и уютно, с икон смотрят строгие лики. Отец Александр Степовик служит молебен о путешествующих. Приятно видеть, как внимательно молятся и старательно подпевают дети.

Последние приготовления окончены, и мы отправляемся в г. Пугачев, ведущий свою историю с 1764 г. В 1762 г. Екатерина II издала манифест, призывающий старообрядцев, некогда бежавших в Польшу, вернуться в Россию и селиться на землях между реками Большой и Малый Иргиз. Ревнителям старой веры выделялось в пользование 76 тысяч гектаров лучшей заволжской земли. Вернувшиеся старообрядцы основали несколько новых населенных пунктов, одним из которых стала слобода Мечетная. В 1835 г. это уже город Николаевск, названный в честь царствовавшего тогда императора Николая I. А в 1918 г. его переименовывают в г. Пугачев, по фамилии руководителя крестьянской войны 18 в. Емельяна Пугачева.

2011-06-05-1Несколько часов пути, и вот уже показался старинный русский городок. Первое, что мы видим, это купол Воскресенского собора, возвышающийся над всеми зданиями. Возникает чувство, будто спокойный, мудрый и сильный страж охраняет покой города. Подъезжаем к собору, первое впечатление нас не обмануло: перед нами основательный, величественный и монументальный храм.

Нас встречает архимандрит Иннокентий (Третьяков) и начинает свой неспешный рассказ об истории и судьбе этого храма. Построен он был по инициативе городского головы С.О. Локтева, на средства семьи Локтевых и пожертвования городских купцов. Строился долго, более двадцати лет. Главный престол, в честь Воскресения Христова, был освящен в 1899 г. В 1937 г. храм был закрыт, и его здание использовалось в качестве зернохранилища. Отец Иннокентий показывает оставшиеся на плиточном полу следы от тракторных гусениц. Дети серьезно слушают батюшку и с болью вглядываются в раны, нанесенные храму, тихо и благоговейно прикладываются к мощевикам и выходят на крыльцо.

Стоя под сводами храма, вдруг вспоминаю, что здесь, в Пугачеве, родилась моя мама, в том страшном 1937 г. Уже 16 лет ее нет с нами, а тут время на мгновение отступило и меня коснулось мягкое, но сильное крыло Вечности.

Неожиданно для всех отец Иннокентий весело говорит: «Ну, теперь все на колокольню». Два раза приглашать не пришлось, несколько мгновений – и над Пугачевом раздается беспорядочный веселый перезвон колоколов. Детские глаза сияют, батюшка довольно улыбается, слушая юных звонарей.

2011-06-05-6Трудники

Отправляемся дальше. Следующая остановка – Свято-Никольский женский монастырь. Этот монастырь был основан в 1764 г. как старообрядческий мужской скит выходцем из Польши, старообрядческим священником Пахомием. Позже скит был обращен в единоверие и преобразован в Свято-Никольский мужской общежительный монастырь. В 1843 г. монастырь преобразован в женский.

После революции монастырь был закрыт, а Свято-Никольский храм отдан под зернохранилище, затем под клуб. Часть сестер была передана в распоряжение уездного отдела здравоохранения и использовалась для борьбы с эпидемиями, другая часть трудилась на молочной ферме. В 1997 г. началось восстановление Свято-Никольского храма силами прихожан Воскресенского храма г. Пугачева. 20 сентября 2008 г. Епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил Чин освящения и первую Божественную литургию в восстановленном храме во имя святителя Николая Чудотворца.

2011-06-05-8Здесь нас встречает игумения Севастиана (Власова). По аккуратным дорожкам, мимо пышно цветущих клумб матушка ведет нас к храму, где хранятся главные святыни монастыря: частица мощей свт. Николая и список с чудотворной афонской иконы Божией Матери «Скоропослушница». Ребятишки то и дело ныряют личиками в огромные шапки пионов.

2011-06-05-5В монастырь мы приехали трудничать. А какой же труд без молитвы? Вместе с матушками служим молебен Николаю Чудотворцу. Вновь замечаю, как дети серьезно и дружно поют молитвы. Матушка настоятельница каждому дарит на молитвенную память маленькую иконку «Скоропослушницу» и провожает нас на послушание. Мы должны очистить от камней участок земли. Дети рассыпаются по участку и, как неутомимые муравьишки, собирают и таскают камешки. Время от времени слышно, как малыши зовут на помощь старших – слишком большой камень попался. Старшие тут же отзываются и деловито подкапывают и переносят камни. Работают все дружно и весело: от дошколят до взрослых, все хотят внести свою лепту. А матушка Севастиана уже зовет нас на трапезу. Хлебосольные монахини накрывают щедрый стол для своих гостей. Аппетитные пирожки, настоящее молочко, прохладная окрошка. Царский обед!

2011-06-05-7Общая радость

Как ни хочется остаться в гостеприимной обители, но время неумолимо, и мы вновь в пути. Едем в г. Балаково, который также был основан старообрядцами, вернувшимися из Польши. К концу 18 в. Балаково представляло собой волжское село. В начале 20 в. село значительно расширило свои границы, и в 1911 г. был подписан Высочайший указ о присвоении Балаково статуса города.

2011-06-05-9Мы направляемся к храму в честь Живоначальной Троицы. Элегантный белоснежный храм с островерхими башенками словно встал на «цыпочки» и вытянулся, сколько возможно, пытаясь дотронуться до неба. Внешне храм совсем небольшой, но зайдя внутрь, невольно замираем, – он не просто большой, а очень большой. Нас встречает игумен Амвросий (Волков), и в третий раз за сегодняшний день мы слышим рассказ о трудной судьбе храма. Ловлю себя на мысли: как похожи судьбы людей и храмов. Храмы живут одной жизнью со своими прихожанами. Вместе с людьми они радуются, ликуют, празднуют; вместе с людьми переживают боль, унижения, поругания. Так же, как и людей, их арестовывали, били, ранили и даже убивали. Но, слава Богу, настало время реабилитации: мы узнаем о подвигах людей и называем их святыми, мы узнаем в изуродованных зданиях храмы и восстанавливаем их. И вновь храмы и монастыри вместе со своими прихожанами расправляют плечи и поднимают венценосные главы.

2011-06-05-12День клонится к вечеру, о. Амвросий радушно приглашает нас посетить хозяйственный двор. Времени у нас совсем не осталось, но как отказать гостеприимному хозяину?! На хоздворе живут домашние животные: лошади с жеребятами, коровы с телятами, козы, овцы. Для деревенских жителей это обыденная картина, а для наших городских ребят – чудо! Детские ладошки с кусочками сахара тянутся к лошади, которая аккуратно его забирает. А в ответ серебряными колокольчиками рассыпается счастливый детский смех. На улице весело трещит костер, мужчины готовят шашлык. Около импровизированного стола засуетились женщины. Ребятишки хватают мяч, девчонки – на ворота. Футбол! Постепенно все собираются у костра, мелодично звучит гитара, аппетитно пахнет дымком. Последние лучики солнца незаметно гаснут в небе. Нам пора домой. Некоторое время еще слышен детский щебет, но усталость берет свое. Крепкий сон со сказочными снами хозяйничает в автобусе.

Ночной Саратов встречает нас все тем же нудным дождиком. Молча добираемся до дома, стараясь не расплескать пасхальную радость, которую подарил нам этот удивительный день.

Светлана Компанейцева