Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с давних времен. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, блаженного Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке Успение повсеместно праздновалось в Константинополе. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами в 15 день августа, день Успения Богоматери с 595 года сделался общецерковным праздником.
В службе Успения Пресвятой Богородицы сложно выделить основную мысль, сюжетную линию, канву, так много здесь действующих лиц: это и вся Святая Троица, и Сама Богородица, и ангельский собор в целом, и некоторые чины его воинства; апостолы и пророки, грешники и праведники, простые люди и монашествующие. Успенские песнопения открывают сердцу человека всю небесную иерархию, объясняют способ соединения горнего и земного миров, называя место их соприкосновения – Божию Матерь, выносившую во чреве Своем «Невместимого» Бога.
Успение входит в число наиболее значимых праздников Православной Церкви, и потому с давних времен ему были установлены дни предпразднства и попразднства, отводящие Успению семь дней празднования.
Участвуя в Успенском богослужении, верующие имеют возможность мистическим образом осознать себя участниками событий праздника, вспомнить или, может быть, заново открыть незыблемые положения православной веры, прочувствовать их нравственный посыл, вознести хвалебную, просительную или благодарственную молитву Богоматери, зная об особом Ее присутствии в храме в этот день.
Все песнопения праздника пропитаны, с одной стороны, глубокой скорбью Ангелов и апостолов, участвующих в погребении Богородицы, с другой же – их несказанной радостью, основанием для которой стало Ее воскрешение и вознесение на небо.
Фактически самыми известными, часто звучащими, а потому и самыми запоминающимися текстами любого праздника являются тропарь и кондак. Праздник Успения Божией Матери не исключение. Тропарь Успению излагает сущность воспоминаемого события:
«В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша».
Перевод: Богородица! Ты при рождении Христа сохранила девство и по смерти не оставила мира: Ты перешла к жизни, так как Ты – Мать Жизни, и Твоими молитвами избавляешь души наши от смерти.
Автор и точная дата написания тропаря неизвестны, однако его текст перекликается с «Похвальным словом на Успение» преподобного Иоанна Дамаскина, где можно встретить следующие слова:
«У Той, у Которой после рождения девство пребыло нерушимым, и тело по преставлении сохранилось невредимым; и [ныне] оно переходит к лучшей и божественной жизни, которая уже не пресекается смертью, но пребывает в бесконечные веки веков».
Соответственно, можно предположить, что к моменту написания своей проповеди преподобный Иоанн уже был знаком с текстом тропаря, значит, время его составления – период до VIII столетия.
О действенности молитв Богоматери особым образом говорится в кондаке праздника, по своей форме и исполнению очень похожем на тропарь. Богородица именуется здесь «неусыпающей» Молитвенницей, «непреложной», нерушимой Надеждой христиан.
В молитвах Неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.
Перевод: Богородицу, неусыпную в молитвах и непреложно надежную Заступницу нашу, гроб и смерть не удержали; ибо Вселившийся в Ее вечнодевственную утробу переселил Ее к жизни как Матерь Жизни.
Особо поэтичный и лиричный текст кондака Успения Пресвятой Девы вдохновил многих русских композиторов на создание прекрасных духовных концертов. Одним из самых известных является концерт Сергея Рахманинова «В молитвах неусыпающую Богородицу…» Выйдя за рамки обиходного песнопения, он в своем произведении создал масштабный по форме хоровой концерт, музыка которого наполнена глубоким духовным смыслом. Дивные по красоте мелодии Рахманинова придают традиционному жанру концерта неповторимое лирическое своеобразие. К слову, это произведение можно услышать в исполнении праздничного хора Свято-Троицкого кафедрального собора в сам день праздника, на Литургии.
Еще один яркий момент в праздничном богослужении – чтение канона. В праздник Успения их два. Они были написаны в VIII в. – Космой Маиумским и Иоанном Дамаскиным.
Тропари канонов в более пространном виде повторяют, объясняют и истолковывают все темы, так или иначе присутствовавшие в стихирах, благодаря чему верующим в более оформленном виде преподносится один из главных посылов всего успенского богослужения. В общих чертах можно его сформулировать следующим образом: Богородица, будучи хотя и особенным, но все же человеком, с радостью восприняла весть о Своей скорой кончине – она Ее нисколько не страшила; смерть – всего лишь еще один шаг к вечной, истинной жизни; каждый христианин, обращаясь к примеру Богоматери, должен учиться спокойному отношению к своей физической кончине. Но это повод к тому, чтобы каждый из нас задумался о своей жизни.
Кроме того, авторы канонов ставили перед собой вполне очевидную цель – донести до верующих мысль о важности и исключительном значении молитв Богоматери за весь человеческий род в общем и каждую в отдельности взятую душу в частности. Песнотворцы подчеркивают особое значение Богородицы в жизни людей, называя Ее «Стеной мира», «Матерью Жизни», «Неусыпающей в молитвах».
Успение Богоматери явилось переходом Ее к славе и блаженству на небесах. Потому – это день не печали, а радости всех земных и небесных. Успение Богородицы славят все чины Ангелов, «радуются земнородные, красуясь Божественной Ее славой».
Наталья Гребенюк, певчая праздничного хора Свято-Троицкого собора,
28 августа 2019 год