Летний отдых с пользой для души

str10Прошло лето, но остались воспоминания о летнем отдыхе. По-разному люди выбирают место для отдыха: кто-то едет в жаркие страны, кто-то – в туристический поход. А сотрудница нашей редакции Екатерина Ульянова захотела в отпуске поработать в Троице-Сыпановом Пахомиево-Нерехтском женском монастыре. И не пожалела об этом.Еще до наступления лета я начала думать о том, как мне провести первый в моей жизни отпуск. За две недели мне хотелась сделать буквально всё: увидеть незнакомые города, познакомиться с внутренней монастырской жизнью, о которой так много прочитано книг, потрудиться во Славу Божию и, конечно, немного отдохнуть после загруженных работой дней.

Совместить все это было крайне трудно. Опыта в таких вопросах у меня не было, и поэтому за советом я обратилась к духовному отцу. Первым его советом было: найти единомысленную спутницу. Ведь одной ехать куда-либо опасно, да и вдвоём всегда легче. Мы решили ехать вместе с давней подругой Машей.

Самым сложным для нас было определиться с выбором монастыря. Но батюшка нам помог, посоветовав поехать в Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский женский монастырь в Костромской епархии. Мы с радостью приняли это предложение, хотя ни о прп. Пахомии Нерехтском, ни о самом монастыре ничего не знали.

Билеты куплены, собран багаж, и, взяв благословение у духовника, мы отправились в дорогу. От Саратова до Нерехты прямого поезда нет. Поэтому мы должны были сделать пересадку в Москве.

Наш приезд в столицу пришелся на 17 июля – канун праздника обретения мощей прп. Сергия Радонежского. Это было не случайно – батюшка благословил нас побывать на торжестве в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Из жития прп. Сергия мы помнили, что он заповедал, прежде чем идти к нему в Лавру, зайти поклониться сначала его родителям – прпп. Кириллу и Марии. Поэтому, выйдя на станции «Хотьково», мы направились в Покровский женский монастырь. Мы поклонились мощам, приложились к иконам Никольского собора и снова направились в Посад. В электричке было много людей. Видно было – народ православный: некоторые читали акафисты или молитвословы, женщины были одеты в длинные юбки и платки, кто-то даже пел духовные песнопения. Редко такое можно увидеть.

Наконец, мы в Лавре. Такого количества людей на её территории я никогда не видела. В Троицкий собор невозможно было попасть, поэтому мы с Машей решили отстоять службу в академическом храме в честь Покрова Божией Матери, к тому же в этом храме мы ещё не бывали. Он оказался достаточно просторным, но даже для такого пространства людей было слишком много. Несмотря на это, всенощное бдение прошло очень торжественно.

Утром попали на патриаршую службу в Успенский собор. Мы уже приготовились к давке, о которой нас все предупреждали, но ничего такого не заметили. Служба прошла быстро. Мы стояли у правого клироса рядом с украшенным цветами образом прп. Сергия Радонежского. Эту икону выносят только два раза в год — в дни праздников Преподобного. Мы были просто счастливы не только поклониться и приложиться к этой иконе, но и всю службу молиться около нее.

После патриаршего молебна, который служили на площади перед надкладезной часовней, мы поехали на святой источник прп. Сергия Радонежского в Малинники. Это место стало для нас открытием. Повсюду деревянные церквушки, часовни, мостики, купальни. Было такое чувство, что мы попали в сказку. Получив заряд духовной бодрости, мы с Машей снова отправились в Лавру, чтобы поклониться мощам святого. Простояв в очереди два часа, мы с благоговением поклонились открытым мощам прп. Сергия и мощам других святых в Серапионовой палате.

Уже почти ночью мы сели в поезд «Москва-Хабаровск». Всего пять часов до Нерехты, но за это время мы успели отдохнуть после такого насыщенного событиями дня. Приехали мы около шести часов утра. На вокзале было совершенно пусто. Большой ли город или маленький, мы не знали, но нам показался он совершенно безлюдным.

На вокзале мы узнали, что автобус будет только в 8 часов утра. Узнав, что село Троица, где находится монастырь, расположено недалеко от города, мы с Машей, не задумываясь, отправились туда пешком. Чем дальше мы шли, тем больше удивлял нас этот город. Почти на каждой его небольшой улице стояла величественная церковь или даже собор. Но все они выглядели совершенно заброшенными. На одном из перекрёстков мы увидели большой стенд, на котором была записана в кратком содержании летопись города. Оказалось, что Нерехта – очень древний город, основанный в 1214 г., а своё название получил от реки, на которой стоит.

Мы рассматривали по дороге дома и улицы, пели духовные песнопения, и так прошло почти два часа. Наконец, когда домов стало совсем мало, мы увидели табличку с надписью «Троица», а затем – белокаменный монастырь. Первое, что нас удивило, когда мы подходили к воротам, это стеклянный мост, соединяющий одну часть обители с другой. Интересно, что воды под ним не было, внизу росла обычная трава.

Когда мы зашли на территорию монастыря, то никого там не увидели. Было очень тихо. Мы вошли в храм и услышали знакомые слова шестого часа – значит, служба только начиналась. На Литургии молились монахини и послушницы. Так как был будний день, прихожан в храме было очень мало. Мы встали в стороне, и я немного осмотрелась: это был необычный храм из трёх приделов. Мы стояли в Троицком, расписанном удивительно красивыми фресками. На темно-синем фоне были изображены события земной жизни Спасителя, двунадесятые праздники и многие святые.

Когда Литургия закончилась, мы подошли к настоятельнице – матушке Алексии, за благословением. Батюшка заранее договорился с ней о нашем приезде. Матушка встретила нас доброжелательной улыбкой и определила в гостиницу для паломниц. Туда нас проводила послушница Тамара. Мы прошли мимо большого кладбища и пасеки, расположенных на территории монастыря, и вступили на тот самый мост-тоннель. Под ногами была растянута тонкая, но твёрдая сеть, а стены казались совсем прозрачными – можно было подумать, что мы идём по воздуху.

Выйдя из тоннеля, мы попали в другую часть монастыря. Здесь находились детский и сестринский корпуса, огороды и богадельня. А за деревянной калиткой стояло небольшое одноэтажное здание – гостиница. Нас с Машей разместили в одной комнате. Кроме нас в гостинице жили ещё две паломницы и сестра Тамара. Она рассказала нам историю монастыря.

Обитель преподобного Пахомия Нерехтского

Основателем обители был прп. Пахомий Нерехтский, ученик прп. Сергия Радонежского. Приняв монашеский постриг во Владимирском Богородице-Рождественском монастыре, преподобный был затем поставлен свт. Алексием, митрополитом Московским, во игумена Константино-Еленинской обители близ Владимира. Устроив иноческую жизнь в новой обители, св. Пахомий покинул ее, в стремлении к пустынному житию, и поселился на берегу реки Солоницы, вблизи селения Нерехта, на месте, именовавшемся Сыпаново.

При помощи нерехтчан преподобный построил здесь деревянный храм во имя Живоначальной Троицы (около 1365-1378 гг.); для собиравшихся к угоднику Божию сподвижников были устроены братские кельи, для богомольцев – гостиница, в которой сам игумен Пахомий усердно прислуживал паломникам. Для нового храма преподобный написал икону Пресвятой Троицы. Под горкой, на которой располагалась обитель, по молитвам сыпановского старца появился святой источник. 21 марта 1384 г. прп. Пахомий мирно отошел ко Господу и был погребен в Троицком храме. С давних времен сохранился благочестивый обычай: богомольцы, посещая монастырь, трижды спускались и поднимались по монастырской горе – «святой горке» – от обители к святому источнику, творя молитву преподобному.

В 1675-1676 гг. на месте деревянного храма был возведен каменный, также Троицкий. При раскопках, под алтарем прежней церкви 6 мая 1675 г. были обретены святые мощи прп. Пахомия.

В 1764 г. при проведении монастырской реформы обитель прп. Пахомия была упразднена и обращена в приходской храм. Троицкий собор действовал до 40-х гг. двадцатого века, а когда пришёл в запустение, был закрыт. Почти полвека корпуса и храмы монастыря использовались в качестве складских помещений.

Его возрождение в качестве женской обители началось в 1993 г. Тогда в Троицкий собор прибыла первая группа насельниц во главе с игуменьей Алексией (Ремизовой), на чьи плечи лег подвиг возрождения древней обители. За эти годы облик обители полностью изменился. Ныне главный храм монастыря – собор во имя Пресвятой Троицы, восстановлен почти полностью: сооружен иконостас, оборудован алтарь, восстанавливается его внутреннее убранство, прежде всего – иконы и росписи.

Насельницы, сейчас их в монастыре около 70-ти, поют и прислуживают за ежедневным богослужением, трудятся на послушаниях, заботятся о проживающих в обители престарелых и девочках-сиротах. Они обрабатывают 20 гектаров земли, содержат небольшую ферму. Это позволяет обеспечить и насельниц, и паломников молоком и овощами. Не забыты и традиционные для монастырей рукоделия. В монастыре имеются иконописная и швейная мастерские, работают мастерицы вышивки.

str11Послушания

В гостинице, как и в монастыре, был свой устав. Мы вставали в 5:30 утра, чтобы успеть в храм к монашескому правилу. Первым делом брали у матушки благословение на грядущий день, прикладывались к святыням храма. Здесь в Пахомиевом приделе находятся под спудом мощи преподобного и чудотворная Владимирская-Нерехтская икона Пресвятой Богородицы.

После Литургии, которая совершалась почти каждый день, все: и насельницы, и мы – трудницы, шли на обед. Трапеза паломников проходила отдельно, но иногда матушка приглашала меня и Машу на сестринскую трапезу, чтобы мы смогли поучаствовать и в этой части монашеской жизни. За трапезой сестрам всегда читают поучения св. отцов или жития святых, чтобы забота о теле сочеталась с попечением о душе.

Обычно после трапезы нам давали полчаса отдыха, а потом начинались послушания. Работали мы почти всегда с сестрами: пололи и поливали огороды, собирали ягоды, копали морковку, помогали по хозяйству, трудились в храме. Самым интересным послушанием для нас с Машей были работы на монастырской ферме. Она находится в двух километрах от самой обители, и на её территории также живут сестры, которые ухаживают за скотом и огородами. Мы попали в разгар сенокоса, и поэтому нас часто отправляли на ферму, чтобы собрать сено или сложить его. Работая бок о бок с сестрами монастыря, мы поняли, что молитва и безропотное исполнение послушаний служило воспитанию в них кротости, смирения и терпения.

После послушаний и полдника все отправлялись на службу, на которой мы с Машей иногда пели на клиросе. От ужина до вечернего правила у нас оставался свободный час. В это время мы отдыхали: читали книги, ходили на источник и святую горку. Отбой в гостинице – в 23 часа.

Так прошло 11 незабываемых дней в моей жизни. За это недолгое время мы полюбили монастырь, его настоятельницу и всех сестер. Прощались со слезами на глазах. Сестры даже не хотели нас отпускать, приглашали приехать зимой на каникулы или в следующем году. Мы навсегда запомним их добрые, ласковые лица, духовную поддержку, которую они нам оказали. На прощанье матушка Алексия сказала нам замечательные слова, которые, в свою очередь, когда-то давно произнес её духовник: «Стремитесь к святости, чистоте и непорочности. Как сладок этот путь. А сколько радости там. Ведь это выполнимо, возможно».

Екатерина Ульянова