В начале сентября во время своей паломнической поездки воспитанники воскресной школы и прихожане Троицкого собора познакомились с жизнью двух монашеских обителей: Иоанно-Богословского мужского и Свято-Успенского Вышенского женского монастырей Рязанской епархии. Каждый из этих монастырей имеет свою историю. В дореволюционный период она была очень разной; в советские годы — стала общей: монастыри разделили судьбу гонимой Церкви, были закрыты, претерпели поругание. Сегодня они возрождаются, и их насельники показывают нам пример и мужества, и трудолюбия, и любви к Богу и людям.Монастырь во имя св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова расположен в селе Пощупово Рязанской области. Сегодня это вполне благоустроенный монастырь с прекрасными храмами, хорошо отреставрированными уютными старинными келейными корпусами. С трудом верится (а я видела это собственными глазами), что еще несколько лет назад, до начала реставрации, на ярусах монастырской колокольни росли вполне крепкие деревца. Они выросли за то время, когда монастырь был закрыт (почти шесть десятилетий ― с 1930 по 1989 гг.). На его территории находились сначала детская колония, затем колхозная мехколонна со складом горюче-смазочных материалов.
— Когда в 1989 г. сюда приехали первые братия, земля была залита мазутом, а вокруг Успенского храма стояли прогнившие гусеничные трактора. Вспоминаются мудрые слова: когда люди стараются на земле рай без Бога построить, обычно ад получается,— рассказал паломникам насельник обители иеродиакон Мелхиседек.
Послушание отца Мелхиседека — проведение для паломников экскурсий по монастырю. Однако то, что мы услышали, было вовсе не экскурсией в привычном для нас смысле, а настоящей духовной беседой, интересной и понятной и детям, и взрослым.
Иоанно-Богословский монастырь — один из древнейших в России. Он был основан в 12 в. греческими монахами, которые пришли на эту землю для просвещения язычников. Они принесли с собой чудотворную икону св. ап. Иоанна Богослова. В 1237 г., когда хан Батый подступил к Иоанно-Богословскому монастырю, его воины были устрашены видением святого апостола. Посетив обитель, Батый не только не разорил ее, но оставил при чудотворной иконе свою охранную золотую печать. Разорение пришло в 20 в., от рук русских людей. После закрытия монастыря чудотворный образ исчез…
В начале 1989 г., вскоре после возвращения монастыря Церкви, его наместником был назначен архимандрит Авель (Македонов). Его память бережно чтят в обители, возрождение которой — результат его трудов. При жизни архимандрит Авель пользовался огромной любовью насельников монастыря и паломников, многие люди приезжали к нему за духовным советом. Он отошел ко Господу 6 декабря 2006 г. и был погребен в монастырском храме-усыпальнице во имя прп. Серафима Саровского, вместе с несколькими другими настоятелями-подвижниками. Многое в монастыре напоминает и о том, что в течение девяти лет, с 1970 по 1979 гг., отец Авель был настоятелем русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон. Благодаря его стараниям здесь, в рязанской глубинке, есть мощи величайших святых: свт. Николая Чудотворца, вмч. и целителя Пантелеимона, св. Пророка и Предтечи Господня Иоанна, свт. Спиридона Тримифунтского. В храме-усыпальнице устроена также костница по типу афонских: здесь собраны останки насельников монастыря, могилы которых были варварски разорены в советское время. Даже сегодня, подчеркнул отец Мелхиседек, усопшие братия безмолвно пекутся о нашем благе, как бы говоря живущим:
— Мы, лежащие здесь, когда-то были на вас похожи. А пройдет немного времени, и вы станете такими, как мы. И вещи, которые вы всю жизнь с таким пристрастием собирали, тоже превратятся в прах. Поэтому собирайте такие сокровища, которые останутся с вами навсегда, которые вы заберете с собой в жизнь вечную, и там они сослужат вам добрую службу. Что мы можем взять с собой в вечность, в духовный мир? Наши юные паломники, конечно же, ответили:
— Добродетели!
— Когда мы ждем высокого гостя, все приводим в порядок дома. А добродетели – это дорогое убранство души. Если она украшена добродетелями, ее обычно посещает не просто высокий гость, а Царь Царей — Господь, Своей благодатью. И у людей ни уныния, ни одиночества уже не остается.
Я не могу не сказать о том, что эта беседа, так всем запомнившаяся, происходила незадолго до полуночи: паломники задержались в дороге, и отец Мелхиседек встретился с ними после тяжелого дня, продолжительных монастырских служб, когда времени и до утренней службы (она начинается в будни в 5.30, в воскресенье в 7 часов утра) оставалось совсем немного. И тем не менее наш экскурсовод отнесся к нам с таким вниманием и радушием! С такой же любовью встретили нас и на следующий день, причем в такое же позднее время, в Свято-Успенском Вышенском монастыре.
***
Вышенский монастырь получил широкую известность во второй половине 19 в., когда там поселился удивительный подвижник — свт. Феофан (Говоров). Он провел здесь 28 лет: с 1866 г. и до своей кончины в 1894 г., причем с 1873 г. святитель находился в глубоком затворе. Именно в затворе он понес самые свои значительные труды и подвиги: усердно молился, переводил с древних языков святых отцов (в частности, ему принадлежит русский перевод «Добротолюбия»), написал несколько собственных богословских книг, толкования на Священное Писание, вел широкую переписку с иноками и мирянами, жаждущими духовного руководства. Его наследие настолько значительно, что в 1988 г. свт. Феофан был причислен к лику святых как подвижник, оказавший совершенно исключительное влияние на духовное возрождение общества.
— Книги и письма святителя Феофана Затворника — это настоящая школа христианской жизни, их обязательно нужно прочитать каждому верующему человеку,— в дороге паломникам с особой теплотой рассказывал о святителе настоятель нашего храма игумен Пахомий, поэтому все ждали встречи с ним с нетерпением.
После того как все паломники приложились к главной святыне обители — мощам свт. Феофана, и чтимым иконам, сестры монастыря также рассказали нам о восстановлении своей обители.
В 1920-х гг. монастырь был закрыт, и с 1938 г. в монастырских стенах прочно обосновалась областная психиатрическая больница. Только в 1990 г. часть зданий передали Церкви, с 1993 г. здесь возобновилась монашеская жизнь. Были восстановлены сначала небольшой Успенский храм, затем Казанский собор — главный храм обители. В монастырь вернулись мощи его небесного покровителя свт. Феофана, который очень любил место своего затвора. Однако возрождение происходит с невероятным трудом. До сих пор большую часть монастырских строений занимает больница, причем обитель и лечебница ничем не отделены друг от друга.
Это тот случай, когда цифры красноречивы: сегодня непосредственно в Вышенском монастыре проживают 10 сестер (еще 20 насельниц — на подворье обители, на расстоянии 2 км от нее) — и более 400 пациентов больницы! Как тут не вспомнить очень меткое замечание старца Паисия Святогорца: там, где нет духовников (где иссякает духовная жизнь и стремление к ней), пустеют храмы и наполняются психиатрические лечебницы…
И все же обитель живет. Недавно здесь произошло радостное и долгожданное событие — открылся музей святителя: были восстановлены и освящены покои и домовый храм святого в том монастырском корпусе, где он нес свой затворнический подвиг. К сожалению, из-за сложностей в дороге мы приехали в монастырь так поздно, что не смогли его посетить.
Знакомство с двумя современными монашескими обителями было для паломников очень интересным и назидательным. Даже столь краткий взгляд «со стороны» помогает понять, как труден монашеский подвиг, насколько напряженную молитвенную и трудовую жизнь проводят те, кто сегодня решил посвятить свою жизнь Богу. И еще — какие страшные, разрушительные гонения перенесла наша Церковь в 20 в. и сколько усилий необходимо еще приложить для ее возрождения. Осознание этого помогает с еще большей благодарностью воспринимать все то, что дает нам Господь сегодня — возможность жить полноценной церковной жизнью, частью которой являются и приходские паломничества…