Догматы истинной веры: объяснение Символа веры

str9999Мы продолжаем объяснение Символа веры и знакомство с православной догматикой, начатые в предыдущих номерах газеты. Сегодня речь пойдет об одной из основных истин христианства: о том, что мир не произошел случайно – его сотворил Всемогущий Бог.

1-й член: Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.


О Триедином Боге-Творце

Что может быть плачевнее и безумнее людей, которые дерзают утверждать, будто все сущее произошло само собой, и все творение лишают Промысла Божия? Свт. Кирилл Иерусалимский

Догмат о творении, кратко изложенный в Символе веры, основан на словах Свщ. Писания: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1,1); Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое… (Кол. 1,16).

Раскрывая этот догмат, Церковь учит, что один Бог нетварен и существует вечно, все остальное сотворено Им. Бог сотворил: мир невидимый, или духовный (к нему принадлежат Ангелы); мир видимый, или вещественный; и человека, разумной душой принадлежащего к миру духовному, а телом – к миру вещественному. Все это, а также время и пространство Бог создал из ничего – привел из небытия в бытие Своей волей: Той повеле, и быша (Пс. 32, 9), – говорит Свщ. Писание.

В творении участвовали все три Лица Святой Троицы: Бог Отец, Бог Сын (или Бог Слово) и Бог Святой Дух. Символ веры именует Отца «Творцом неба и земли» (1-й чл.), о Сыне говорит: «Имже вся быша» (2-й чл.), Духа называет «Животворящим» (8-й чл.). Воля трех Лиц, являющаяся творческим действием, едина; поэтому Отец не может быть Творцом без того, чтобы не был Творцом Сын и не был Творцом Дух. Три Лица творят совместно, но каждое – присущим Ему образом. Известно основанное на Свщ. Писании святоотеческое выражение: «Отец творит Словом в Духе Святом». По слову св. Василия Великого, Отец – первопричина всего сотворенного, Сын – причина действующая, Дух – причина совершенствующая. Св. Ириней Лионский называет Сына и Духа «двумя руками Божиими».

По какой причине Бог сотворил все? Святоотеческое богословие отвечает: по преизбытку любви и благости. Бог захотел, чтобы было еще что-то, участвующее в Его блаженстве, причастное Его любви. Цель творения – слава Творца и блаженство тварей.

Ангельский мир

Библейское повествование умалчивает о том, как Бог сотворил Ангелов, однако они являются постоянными действующими лицами в книгах Ветхого и Нового Заветов. Человечество знает о них со времен своего райского состояния. Ниже приводится в кратком виде учение Церкви об ангельском мире.

Из Свщ. Писания можно заключить, что невидимый мир сотворен прежде видимого, и Ангелы – прежде людей (Иов 38, 6–7). Именование Ангел (т.е. вестник) отражает один из образов их служения людям: Бог посылает Ангелов возвещать Свою волю людям. Так, Архангел Гавриил послан был возвестить Пресвятой Деве Марии о зачатии Спасителя (Лк. 1, 26–35).

По природе Ангелы – духи бесплотные, одаренные умом, волей и могуществом. Число Ангелов, по Писанию, необычайно велико: их тысячи тысяч и тьмы тем (Дан. 7, 10). В святоотеческой традиции общепринято мнение, что Ангелы численностью превосходят всех людей, когда-либо живших, живущих и еще имеющих родиться. Ангельский мир иерархичен. Свщ. Писание содержит наименование девяти ангельских чинов. Назначение Ангелов – славить Бога и служить Богу в делах Его промышления о вселенной. «Одни из них предстоят великому Богу, другие своим содействием поддерживают целый мир», – говорит св. Григорий Богослов. Ангелы принимают деятельное участие в жизни людей, помогают им в деле спасения. Особенно близок к человеку Ангел Хранитель. Он дается Богом каждому христианину, чтобы охранять его от зол и бед (Пс. 90, 11–13) и помогать совершать добро.

Не все Ангелы добры и благодетельны. Есть ангелы злые, называемые также духами нечистыми, бесами, демонами. Они сотворены Богом добрыми, а злыми стали потому, что нарушили долг повиновения Богу, отпали от Него и впали в гордость и злобу, за что были свергнуты с неба (Иуд. 1, 6). Предводитель падших ангелов называется диаволом (т.е. клеветником и обольстителем) и сатаною (т.е. противником, т.к. всегда противится Богу и Его правде). Сами отпав от Бога, нечистые духи стараются и людей отвратить от Него, коварством и хитростью склоняя их на зло, внушая им ложные мысли и недобрые пожелания. Однако насильно заставить человека совершить грех диавол не может. Человек сам выбирает добро или зло – Бога или диавола.

Видимый мир

После невидимого мира Бог создал мир видимый. Повествование о его сотворении начинается словами: В начале сотворил Бог небо и землю и находится в первой из книг Библии – книге Бытия (гл. 1, 2), написанной пророком и боговидцем Моисеем за 1,5 тыс. лет до Р.Х. Оно очень кратко, но заключает в себе всю историю мироздания.

Св. Филарет Московский, основываясь на книге Бытия, пишет: «Свщ. Писание открыло нам о сотворении мира то, что вначале Бог из ничего сотворил небо и землю. Земля была необразована и пуста. Потом Бог постепенно произвел: в первый день мира – свет. Во второй день – твердь, или видимое небо. В третий – вместилища вод на земле, сушу и растения. В четвертый – солнце, луну и звезды. В пятый – рыб и птиц. В шестой – животных четвероногих, живущих на суше, и наконец человека… Человеком творение кончилось, и в седьмой день Бог почил от всех дел Своих… При сотворении все было добро зело, т.е. чисто, прекрасно и безвредно» (Православный катехизис).

Творение совершалось в течение шести дней – шести последовательных ступеней. Все (кроме человека, сотворенного особым образом) творилось повелительными изъявлениями Бога – «да будет». Слово Твое исходило, и тотчас являлось дело (3 Езд. 6, 43), – говорит Свщ. Писание. По числу дней творения этот период назван Шестодневом.

Св. Моисей описывает шестидневное творение мира так, чтобы быть понятным для всех, – не как ученый естествоиспытатель, а как мудрый и богопросвещенный учитель веры. Над этим повествованием смеялись атеисты. Называли его примитивным и ненаучным. Однако прошло время, и сама наука посрамила лжемудрецов: в свете новейших научных открытий Шестоднев оказался точнейшей картиной миротворения, данной людям еще в глубокой древности – более 3,5 тыс. лет назад. В связи с чем стоит привести слова одного из гениев науки знаменитого физика Джона Томсона: «По мере того, как мы продвигаемся с вершины на вершину знания, внезапно обнаруживается, что каждую из них давным-давно освоили богословы».

Человек

Человек по происхождению существо не от мира сего, не от Ангел, не от Архангел, но от Самого Бога… Сам Бог… вложил в его душу пресветлый Свой образ. Эта боголикость души и составляет величие всякого человека. Прп. Иустин Попович

Создание всего тварного бытия – миров духовного и вещественного – Бог завершил сотворением человека, равно принадлежащего к обоим мирам, являющегося как бы их сокращением и потому называемого «малым миром».str8777

Отцы Церкви говорят о человеке как о наивысшем создании Божием, как об увенчании творческого процесса Создателя. В определенном смысле, человек полнее, богаче, содержательнее даже ангельских духов. Поставленный на грани умозрительного и чувственного, он сочетает в себе эти два мира и причастен всем сферам тварной вселенной. «Славой Божией» называет человека св. Ириней Лионский. По словам отцов, человек был сотворен в последний день, чтобы войти во вселенную как царь в свои чертоги.

Особенности сотворения человека свидетельствует об особом о нем попечении Божием. Сотворению его предшествует совет во Святой Троице: Рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию… (Быт 1, 26). После чего Бог лично сотворяет человека: Персть взем от земли и вдуну в лице его дыхание жизни… (Быт. 2,7). «Из видимой и невидимой природы, – говорит св. Иоанн Дамаскин, – Бог Своими собственными руками сотворил человека… из земли создал тело, а душу, разумную и мыслящую, дал ему дыханием Своим».

О душе и теле. Человек – богозданное единство невещественной души и вещественного тела. «Человек не есть одно тело или одна душа, но состоит из души и тела», – пишет блж. Августин. Душа – высшая часть человека, живительная сила, одушевляющая тело и управляющая им; тело – временный, земной, дом души и ее орудие. Когда душа покидает тело, оно умирает. Большинство отцов считает, что в душе, одаренной от Бога разумом, свободной волей и бессмертием, и заключен образ Божий в человеке. «Душа драгоценней всего сотворенного, ибо только человек сотворен по образу и подобию Божию», – свидетельствует св. Макарий Великий.

Об образе и подобии. В библейском описании сотворения человека проведено известное различие между «по образу» и «по подобию». Говоря о совете Троичного Божества, св. Моисей повествует, что Бог решил создать человека по образу и по подобию Своему. При описании же самого сотворения слова «по подобию» опущены (Быт.1,26–27). «Почему не осуществлено предполагаемое? – спрашивает св. Григорий Нисский.

Причина та, что “по образу” мы имеем по сотворению, а “по подобию” приобретаем по своей воле». Отцы учат, что «по образу» находится в самой природе человеческой души: в ее разуме, свободе, чувствительности, а «по подобию» – в уподоблении Богу через все мысли и дела, слова и чувства, намерения и желания. Образ дается каждому человеку в начале его бытия как реальность, подобие же – как возможность, реализовать которую, с помощью Божественной благодати, предоставлено самому человеку.

Достижение богоподобия определено Богом как цель человеческой жизни: Будите совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть (Мф.5,48). Восточнохристианская традиция обозначает эту цель термином «обожение» – человек призван стать по благодати тем, чем Бог является по Своей природе. Учебником искусства богоуподобления является Святое Евангелие.

Сотворенные по образу Божию, первые люди Адам и Ева (созданная из ребра Адама) вышли из рук Бога непорочными, безгрешными, богоустремленными и могли, с помощью Божией, достичь поставленной цели.

***

Создав все тварное бытие, Бог не оставил его Своим попечением. Далее будет рассмотрено учение Церкви о Промысле Божием по отношению ко всему творению, и в особенности – к человеку.

подготовила Людмила Кузнецова