Православный праздник Светлого Христова Воскресения имеет также название Пасха, оба названия в отношении одного празднуемого события употреблялись со времени апостолов. Однако само слово «Пасха» происходит от еврейского слова «Песах», которое традиционно переводится как «миновал, обошел, прошел мимо». Так называется главный праздник иудеев, связанный с воспоминанием исхода евреев из египетского рабства. Какое же отношение имеет древний праздник освобождения евреев к православному празднику Воскресения из мертвых Господа нашего Иисуса Христа? Оказывается, самое непосредственное.
Установление праздника Пасхи для иудеев, согласно книге Исход, происходит перед десятой казнью египетской, когда Господь поразил всех первенцев у египтян: «От первенца человеческого до первенца из скота» (Исх.13,15). После такого бедствия долго не желавший отпустить евреев из плена фараон, будучи устрашен, вынужденно разрешает израильскому народу покинуть Египет. Повеление от Бога праздновать это событие находим в 12 главе книги Исход. «И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года. Скажите всему обществу Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам… и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его… Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это – Пасха Господня. А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской… И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его. Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля» (Исх.12,1–15).
Когда исполнилось все сказанное Господом, в страхе фараон призвал среди ночи Моисея и повелел немедленно всему еврейскому народу выйти из Египта, произошло это настолько быстро, что тесто, поставленное с вечера, не успело даже вскиснуть и лепешки, приготовленные из него, были пресными.
Этот праздник был самым значимым для иудеев, и почитание его из поколение в поколение только возрастало. И ко времени Иисуса Христа традиция совершения Песах была примерно следующей. Согласно указанию Священного Писания, Песах, или Праздник Опресноков, праздновался в течение семи дней, начиная с четырнадцатого дня месяца Нисан. Это время иудеи стремились провести в Иерусалиме, и туда на праздник стекалось огромное количество евреев со всех концов света, об этом свидетельствует историк 1 в. Иосиф Флавий, описывая последнюю Пасху перед разрушением Иерусалима в 70 г.: «Так как тогда наступал праздник Пасхи, когда от 9 до 11 часа приносят жертвы, а вокруг каждой жертвы собирается общество из девяти человек по меньшей мере, но часто и из двадцати (ибо одному нельзя поедать эту жертву), так сосчитали жертвы, и их оказалось 256 500. Если положим на каждую жертву только по десяти участников, то получим 2 700 000 – и то исключительно чистых и освященных, ибо… нечистые не допускались к участию в этой жертве, равно как и являвшиеся для поклонения неиудеи».
Такое массовое паломничество связано еще и с тем, что со временем место принесения в жертву агнца перемещается в Храм, а вне его пасхальное жертвоприношение отменяется. Пасхальный агнец должен был съедаться в первый вечер праздника, эта трапеза представлялась центральным событием всего праздника. Порядок совершения этой трапезы называется «Седер». Современный иудейский седер был составлен и общепринят после 3 в., но считается, что в основе его лежит тот самый порядок совершения Пасхи, который был распространен во времена земной жизни Спасителя.
По традиции Пасху нельзя было есть одному, для этого собиралось вместе не менее девяти человек. Вместе с запеченным агнцем ели также мацу (пресные лепешки) и горькие травы, воспоминая поспешность бегства из Египта и горечь рабской доли. Согласно предписанию Торы, Пасху ели стоя, обутыми и одетыми, как для дальней дороги, с посохами в руках. Но со временем появляется традиция возлежать на праздничной вечери, объясняемая тем, что вкушать стоя – привилегия рабов, а свободные люди могут за столом сидеть или возлежать. Также в эту ночь не полагалось спать: «Это – ночь бдения Господу за изведение их из земли Египетской; эта самая ночь – бдение Господу у всех сынов Израилевых в роды их» (Исх.12, 42).
После Воскресения Господа нашего Иисуса Христа из мертвых ветхозаветное установление теряет свой смысл, и почти сразу же было переосмыслено. Теперь Пасха евреев понимается как прообраз Пасхи Христовой, где агнец, приносимый в жертву, прообразует Агнца Божия, «Который берет на себя грех мира» (Ин. 1, 29). Кровь же Его спасает нас от вечной погибели, как когда-то кровь жертвенного агнца защитила израильский народ от смерти. В тех людях, которые, собранные в дальнюю дорогу, вкушают Пасху, мы видим себя – собранных и готовых к великому исходу из этого мира в жизнь вечную. Так об этом пишет Иоанн Златоуст: «Итак, никто не должен приступать с пренебрежением, никто с малодушием, но все с пламенною любовью, все с горячим сердцем и бодростью. Если иудеи ели агнца с поспешностью, стоя и имея сапоги на ногах и жезлы в руках, то гораздо более тебе должно бодрствовать. Они готовились идти в Палестину, ты же готовишься идти на небо. Поэтому должно всегда бодрствовать».
Иерей Павел Усов