Реставрация самого древнего храма города продолжалась почти три года, в течение которых удалось заменить крышу и коммуникации собора, срезать метровый слой грунта вокруг него, произвести капитальный ремонт нижнего Успенского храма и обновить его внутреннее убранство. На этом завершен лишь первый этап ремонтно-реставрационных работ в соборе.
В течение этих лет специалистами из московского музея им. Андрея Рублева были отреставрированы многие старинные иконы собора, в том числе две чтимые Казанские иконы Божией Матери и главная святыня нашего города — образ Спаса Нерукотворного, история которого насчитывает более трех столетий.
Мастерами Палехской иконописной мастерской «Лик» были расписаны стены храма. Артель из Палеха выполнила также иконостас. Фресковая роспись, покрывающая своды, стены, проемы окон, придает храму неповторимую красоту.
В алтарной части помещены композиции «Собор апостолов», «Великий вход» и «Служба святых отец» с изображением святителей. Над Царскими Вратами — образ Спаса Нерукотворного. Роспись центральной части храма изображает события из земной жизни Христа — «Моление о Чаше», «Предательство Иуды», «Суд, несение Креста и распятие». Композиции, размещенные на стенах трапезной части, посвящены Богородичным праздникам.
Притвор Успенского храма расписан сценами из Ветхого Завета. Роспись северной стороны привора рассказывает о житии праотца Авраама в эпизодах: «Встреча Авраама с Мельхиседеком», «Гостеприимство Авраама», «Жертвоприношение Авраама». На восточной стене — житие святого Иоанна Предтечи с сюжетами: «Явление Ангела Захарии», «Рождество Иоанна Предтечи», «Ангел отводит святого Иоанна в пустыню», «Богоявление», «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Роспись южной стены посвящена деяниям и чудесам святого пророка Илии: «Илия пророк в пустыне», «Илия пророк, побивающий жрецов Ваала», «Огненное восхождение пророка Илии». По древней традиции на западной стене храма изображен Страшный Суд.
Тему росписи паперти составило предание об основании града Саратова московскими стрельцами и принесении ими из Лавры преподобного Сергия иконы Спаса Нерукотворного, ставшей впоследствии храмовым образом Троицкой церкви, и поныне там пребывающим.
После реставрации Успенский храм вновь обрел былое величие и красоту. Каждый из прихожан и работников храма внес свой вклад в его воссоздание. Надеемся, что в таком обновленном виде удастся сохранить храм еще на долгие годы — для нас и наших потомков.
Освящение храма– это священнодействие, таинственный смысл которого состоит в сообщении храму особенной благодати, преобразующей его из простого здания в дом Господень, вместилище Невместимого. Освящение храма именуется «обновлением», потому что он становится местом явления славы Божией. Над храмом совершаются тайнодействия как над человеком, облекающимся во Христа через крещение и миропомазание. Поэтому в чинопоследовании есть священнодействия и молитвословия, сближающие его с Таинствами Крещения и Миропомазания, а также Священства, ибо храм посвящается Церковью на вечное служение Господу. При освящении употребляется святая вода, вино, святое миро. Совершение чинопоследования освящения соединяется с символическими действиями, напоминающими о земной жизни Спасителя и Его крестной смерти Важнейшими элементами чинопоследования освящения храма являются:
-
утверждение престола;
-
омовение и помазание его святым миром;
-
облачение престола;
-
помазание стен храма святым миром и кропление святой водой;
-
крестный ход с мощами святых мучеников;
-
положение святых мощей под престол и в антиминс;
-
чтение коленопреклоненных молитв и пение псалмов.