Множество событий, разделенных временем и расстоянием, собираются в одном пространстве иконы, чтобы рассказать верующему о чуде рождения Спасителя.
Сложная композиция, объединяющая различные сцены, содержит не только повествовательно-иллюстративный смысл. Как в притчах, каждая деталь имеет несколько значений. В основу иконографии Рождества Христова положены свидетельства Евангелия и Священного предания.
Действие разворачивается на фоне многочисленных горок. В центре – пещера Рождества. Она всегда выделяется на иконах крупным черным пятном, создавая напряженную пустоту вокруг яслей (прямоугольной деревянной кормушки с сеном). В них лежит спеленатый Младенец-Христос. Вифлеемская пещера и ясли прообразуют гроб Господень, а пелены младенца Христа – его погребальные одеяния. Сам младенец изображается масштабно маленьким – умаленным, смирившимся ради нас. Он как горчичное зерно из притчи, Ему еще предстоит возвыситься. Над Ним склоняются вол и ослик, согревающие Младенца своим дыханием.
Поклоняющиеся Младенцу вол и осел символизируют, согласно пророчеству Исайи, обратившихся в христианскую веру язычников. Рядом возлежит Богородица. Над яслями сияет Вифлеемская звезда, спускающаяся на луче с полукруга лазурного неба. Ее луч, простирающийся с небес, напоминает луч в иконах Благовещения или Крещения.
Вокруг пещеры разворачивается остальные события. Слева вверху три ангела символизируют многочисленное воинство небесное, славящее Бога. Их славословие – дар Младенцу от неба. Справа вверху – мир земной. Он – через ангела – непосредственно связан с миром горним. В земном мире пришествию Спасителя радуются все – от царей до простых пастухов, от млада до стара (три пастуха – три возраста). Ангел благовествует пастухам, которые «содержали ночную стражу у стада своего» (они находятся ниже).
Слева от Марии мы видим трех волхвов. По преданию их зовут Каспар, Бальтазар, Мельхиор (хотя в раннехристианской литературе их имена варьируются). Они на конях идут вслед за Вифлеемской звездой. Волхвы одеты по-персидски (войлочная круглая шапка, штаны, хитон с рукавами, мантия). Часто они изображаются уже подносящими дары – золото (принося его Иисусу как царю), ладан (как Богу) и смирну (как человеку). Волхвы также символизируют языческое человечество. В первые века они считались выходцами из Аравии, Персии, Месопотамии; позже их рассматривали как олицетворение человеческих рас или трех частей света – Европы, Азии, Африки. По преданию, они были крещены апостолом Фомой, затем приняли мученическую смерть в восточных странах.
Слева внизу в размышлении о чудесном рождении младенца сидит Иосиф Обручник. Перед ним – искуситель, старающийся посеять в душе праведника сомнения в чистоте и непорочности Девы Марии.
Справа внизу повитуха Саломея и служанка с водоносом, которых привел Ангел, омывают младенца Иисуса в купели. В праздновании принимает участие и природа, обилием деревьев, трав и живности символизирующая райский сад, который будет вновь доступен людям после искупления их грехов Спасителем.
Январь, 2007 №2(2) Анна Гладкая