В мае 2009 г. в жизни Свято-Троицкого собора произошло важное событие. Хор собора под управлением регента Светланы Хахалиной записал музыкальный диск. По музыкально-акустическим причинам запись проходила в Духосошественском соборе г. Саратова, работа велась на протяжении восьми ночей. Результат творческой деятельности хора – компакт-диск, презентация которого состоялась 13 декабря в Областной научной библиотеке.
Это уже второй диск, записанный певчими Троицкого собора. Первый – «Царь Небесный» – появился в конце 2006 г., в него вошли песнопения выдающихся русских композиторов А. Никольского, П. Гребенщикова, А. Архангельского, П. Чеснокова и других знаменитых авторов церковной музыки. На этот раз хоровой коллектив посвятил свою работу песнопениям одного композитора, чьё имя и творческая деятельность неразделимо связаны с историей и душой старинной церковной музыки; композитора, создавшего целое художественное направление в развитии церковно-певческого искусства – Александра Дмитриевича Кастальского.
портрет Александра Дмитриевича Кастальского Он жил на рубеже 19 и 20 столетий, в эпоху, когда менялись художественные стили и направления, когда в культурной жизни общества превозносились европейские ценности. В музыкальном сознании людей глубоко закрепились гармонические стандарты партесного стиля.
Кастальский – один из первых композиторов, который обратился к вытесненному в это время на второй план знаменному распеву. Старинные мелодии знаменности со свойственными им оттенками сдержанности, суровости, глубинного созерцания стали для композитора основой, из которой черпалось вдохновение. От распевщиков древности Кастальский наследовал мелодику, тематику и дух их творчества. В песнопениях Кастальского знаменный распев стал первоосновой музыкального языка, превратился в критерий стиля композитора. Автор создал так называемое Новое направление в истории русского хорового творчества. Он сумел избежать искушения привнести законы светской музыки в каноны церковного искусства. Родившееся из церковных недр, искусство Кастальского отличалось сугубо певческим, а не инструментальным характером, оно развивалось по законам храма, а не сцены. К сожалению, большинство композиторов, пишущих для Церкви, злоупотребляли внешним блеском хоровой ткани, привносили в песнопения музыкальные эффекты, концертную яркость и эмоциональную контрастность, которые в корне не соответствовали духу церковно-певческого искусства.
Не стоит, однако, говорить о Кастальском, как о композиторе, пишущем в едином сдержанном характере. Замечательно об этом сказал музыкальный критик Б.Асафьев: «Каждое хоровое произведение Кастальского – это новая гамма звуко-света и звуко-тени, новый “тон” — мягкий или мужественно-сильный, полный нежных переходов или чётких, жёстких очертаний, однокрасочный или роскошно-переливчатый… Искусство Кастальского не знает томлений и нервных изломов. Оно насквозь оптимистично, бодро. В скорби – сурово-сдержанное, в радости – светлое и полноцветное, яркое».
Критики неоднозначно относились к творчеству Кастальского. Ещё при его жизни исследователи не пришли к единому мнению относительно стиля композитора. Нет единого взгляда среди критиков и по сей день. Большинство музыкантов оценило вклад Александра Кастальского в развитие русской певческой традиции, его кропотливую работу с древними, обиходными мелодиями. Но есть и протестующие голоса. Смущает, конечно, необычность для современного слуха хорового звучания, приёмы гармонизации. Кастальский одновременно кажется то реставратором древнерусского хорового стиля, то композитором-новатором, усложняющим свои произведения, используя современную технику.
Но, по словам самого Кастальского, судьба ему улыбалась с самых первых шагов на этом поприще. Он снискал славу ещё при жизни. Отзывы священнослужителей были, по большей части, восторженные. Именно эти отзывы особенно ценны, ведь религиозный подъём в душе священнослужителя, создаваемый церковной музыкой, невольно передаётся и молящимся в храме. Известен факт из жизни композитора, когда одно из его знаменитых творений «Милосердия двери» прозвучало перед св. Иоанном Кронштадтским, от чего прав. Иоанн пришёл в величайшее умиление и горячо молился.
Часто регенты храмов упрекали Кастальского в том, что он пишет для первоклассного хорового коллектива, забывая о нуждах многочисленных небольших хоров. Действительно, композитор писал для расцветшего в ту эпоху хора московского Синодального училища. Сам он являлся сначала регентом этого коллектива, затем директором. Под управлением автора хор стал одной из достопримечательностей Москвы. Коллектив гастролировал в странах Европы и везде встречал восторг и удивление. Также хор являлся церковно-музыкальным центром, занимающимся восстановлением и изданием древних церковных распевов, обработкой их в русской церковной традиции и образцовым исполнением этих обработок. Впоследствии Кастальский издал целый ряд упрощённых переложений основных песнопений и монастырских напевов для смешанных и однородных хоров с различной степенью подготовленности.
После смерти Кастальского долгое время его творчество находилось в забвении. Лишь в последние годы интерес к творческому наследию композитора заметно возрос. Сейчас его песнопения исполняются как во время богослужений, так и на концертах духовной музыки. Творчество Кастальского не оставляет равнодушными тех, кто открыт к русскому музыкальному наследию и древнему мелосу, поскольку Кастальский и русская музыкальная интонация – это синонимы.
Записывая диск с песнопениями А.Кастальского, хоровой коллектив Троицкого собора ставил перед собой прежде всего просветительскую цель – знакомство с творчеством композитора, незаслуженно редко исполняемого в наши дни, с духом и стилем его музыки. В запись включены редко исполняемые богослужебные хоровые произведения. Тем коллективам, которым творчество Кастальского хорошо знакомо, пусть музыкальная запись принесёт удовольствие от прослушивания и желание работать в этом направлении дальше.
Вера Попечителева