«Величит душа моя Господа…»

str2-1Хвалебный гимн, воспетый Пресвятой Богородицей Богу в одном из евангельских событий, является вместе с тем хвалебной песнью и Самой Богородице. Эта широко известная песнь, особенно любимая церковным народом, звучит на утрене православного богослужения и предваряется словами: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим!» Матерь Света – как родившую «Свет человеков» (см.: Ин. 1, 4).

Песнь Богородицы (см.: Лк.1, 46–55)

1. Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

2. Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди. Честнейшую…

3. Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роди родов боящимся Его. Честнейшую…

4. Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордые мыслию сердца их. Честнейшую…

5. Низложи сильные со престол, и вознесе смиренныя, алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тщи. Честнейшую…

6. Восприят Израиля, отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его, даже до века.

Честнейшую…

Свщ. Писание и богослужение

«Постарайся, чтобы Евангелие усвоилось твоему уму и сердцу… Тогда и деятельность твоя удобно соделается евангельскою». Свт. Игнатий Брянчанинов

Источник православного вероучения – Божественное Откровение. Слово Божие преподает нам образ и правой веры, и христианского благочестия. По словам отцов, на каждое дело, которое мы делаем, должно иметь свидетельство Писания. Для этого оно должно быть постоянным предметом нашего внимания. Небрегущие об этом сами себя окрадывают. «Все мы, нерадящие о чтении Писаний, терпим от этого вред и оскудение. В самом деле, как мы приведем в благоустройство дела свои, если не знаем тех самых законов, по которым нужно приводить их в благоустройство?» – спрашивает свт. Иоанн Златоуст. Христианин должен читать, изучать, усваивать Свщ. Писание, прилагать усилия к тому, чтобы оно – особенно Новый Завет – стало критерием и руководством всей его жизни.

Православное богослужение, насыщенное и ветхозаветными, и новозаветными библейскими текстами, оказывает в этом большую помощь. Достойно внимания то, что на богослужении Церковь преподает нам Свщ. Писание в контексте своего Свщ. Предания, без которого Писание не может быть ни понято, ни усвоено. «Православное богослужение – это Святое Евангелие и Священное Предание, переложенное в молитвы, чудесные и животворящие стихиры, тропари, кондаки, каноны, стихословия, песни, воздыхания…» – пишет прп. Иустин Попович. Эти литургические сокровища – достояние Церкви, которым она делится с нами.

Та песнь, о которой идет речь сегодня, тоже из этой сокровищницы. Ее текст – это собственные слова Пресвятой Богородицы, припев – творение св. песнописца Космы Маиумского. Событие, в котором воспета Девой Марией песнь, описано в Евангелии от Луки.

Из Евангельской истории (Лк. 1, 39–56)

После события Благовещения (Лк. 1, 26–38) – явления Пресвятой Деве Архангела Гавриила и Ее смиренного согласия стать Матерью Божией, Мария спешит посетить свою родственницу Елисавету, будущую мать Иоанна Крестителя. Цель посещения – поделиться с ней Своей радостью и принять участие в радости самой Елисаветы, ожидающей рождения сына. В момент встречи Марии и Елисаветы младенец взыграл во чреве Елисаветы, она исполнилась Святого Духа и произнесла пророческие слова о Матери Господа, посетившей ее дом. По мысли отцов, слова Елисаветы – это радостное приветствие Земли Сыну Божию, сшедшему с Небес и воплотившемуся от Духа Святого и Марии Девы. Мария ответила ей торжественным вдохновенным гимном: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем…», прославляющим Бога за исполнение обетований о приходе в мир Спасителя, и пророчески засвидетельствовала, что отныне Ее ублажат все поколения за то, что милость Божия в исполнении этих обетований открылась через Нее. Песнь Марии может быть названа победной, так как в ней выражается торжество смирения и добродетели, увенчанной и превознесенной Самим Богом.

Рассмотрим слова этой песни более подробно в свете толкования св. отцов Православной Церкви.

Святоотеческое толкование

Обратимся за объяснениями к блж. Феофилакту, архиеп. Болгарскому, толкования которого на тексты Нового Завета получили название «Благовестника» и приняты Православной Церковью. «При чтении евангелистов должно читать и Благовестник… Чтение Благовестника необходимо, оно способствует правильному пониманию Евангелия и, следовательно, точнейшему исполнению его. Притом правила Церкви требуют, чтобы Писание было понимаемо так, как объясняют святые отцы, а отнюдь не произвольно», – пишет свт. Игнатий Брянчанинов.str3-2

Итак, по словам блж. Феофилакта…

Стихи 1–3. Дева, будучи совершенно уверена в истине предсказанного Ей, славословит Бога; приписывая чудо не Себе, а Ему, говорит: «Он призрел на Меня, смиренную, а не Я воззрела на Него; Он явил Мне милость, а не Я Его взыскала. И “отныне будут ублажать Меня все роды…” За что же ублажать? Неужели за Мою добродетель? Нет! Но за то, что Бог явил надо Мной величие». Указывает на то, что «милость Его» не к Ней одной, но и ко всем боящимся Его. Слова «в роды родов» означают, что эта милость будет получена от Бога не только в этом веке, но и в бесконечном (см.: Мф. 19, 29). Относительно слов «Величит душа Моя Господа… и возрадовался дух» – блж. Феофилакт поясняет, что вначале душа величает Господа, а уж потом дух радуется. Ты называешься христианином? – не умаляй же достоинства имени Христова через недостойные дела, но величай через дела великие, тогда и дух твой возрадуется.

Стихи 4–6. По объяснению блж. Феофилакта, мышца Бога Отца – Сын. Господь «рассеял надменных» бесов, изгнав их из душ человеческих. Можно разуметь здесь и иудеев, которые и поныне в рассеянии. «Низложил сильных с престолов», то есть бесов, которые господствовали над людьми и в их душах имели престолы. Но и фарисеи – сильные как похитители имущества бедных и как учители, имеют престолы, с которых низложены. «Вознес смиренных» – людей или язычников, которых грех смирил, вознес, даровав им сыноположение; алчущих – язычников (так как они не имели Писаний, закона или заповедей), исполнил благами от Писаний, а иудеев, богатящихся законом и заповедями, выслал за пределы Иерусалима, горнего и дольнего, лишенными всякого блага. «Воспринял Израиля, отрока Своего» – говорится или о чувственных израильтянах, из которых многие уверовали, и исполнилось обетование Бога Аврааму: «и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12, 3); или об Израиле духовном: Израиль означает «видящий Бога» – Бог воспринял всех видящих Бога в небесное наследие.

И завершим толкование Песни Богородицы духовными размышлениями на данную тему сщмч. Григория (Лебедева), еп. Шлиссельбургского (отдал жизнь за Христа в 1937 г.; причислен к лику святых – в 2005-м). Он пишет: «Гордый и самонадеянный собирает сокровища земли и надеется удовлетворить свою жажду первенства на земле… Но тщетно! Господь насыщает только “алчущих правды”… Они насыщаются истинными “благами” и “в Бога богатеют”… И сии блаженны… А самонадеянные гоняются за призрачным насыщением жизнью, за обманным богатством. Они даже не богатые, а “богатящиеся”, т. е. думающие, что они богатые. В действительности же они – последние нищие, потому что, гоняясь за призрачным фундаментом жизни, они остаются в пустоте и сами пустые и обнаженные… Господь отпустил богатящихся “ни с чем”…

Так смиренный, предавший себя Божию водительству и ставший на Божием пути жизни, утвержден, вознесен, насыщен жизнью; и всё это потому, что “воспринял” Господь его, как “Израиля, отрока Своего”, и распростер над ним “милость Свою, обещанную Аврааму и семени (потомкам) его до века”.

Возвеличь же, душа моя, Господа, и радуйся, дух мой, о Боге, Спасителе моем!»

«Честнейшую Херувим…»

str3-1Песнопение, служащее припевом Песни Богородицы – не только красивое, но и глубоко догматичное, – подтверждает ту истину, что православное богослужение является замечательным учебником богословия. В этом песнопении, выражающем суть учения Церкви о Божией Матери, содержатся две важные для нашей веры истины – о Богоматеринстве и приснодевстве Преблагословенной Девы Марии. Эти истины проясняют вопрос о досточтимости и беспримерном прославлении Девы Марии в Церкви, поставляющей Ее превыше всех сотворенных существ – не только людей, но и Ангелов.

О почитании Божией Матери

«Из всего доброго – Она лучшая, из всего святого – Она святейшая, из всего чистого – Она чистейшая, из всего чудесного – Она чудеснейшая… После Господа Христа – Она совершеннейшая Вседобродетель в роде человеческом». Прп. Иустин Попович

«Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной» называет Церковь Пресвятую Богородицу. Мы почитаем Ее – потому что таково изволение Божие; потому что Она – чудесная Богоматерь и Дева; потому что Она – Матерь спасения, т. к. родила Спасителя; потому что Она – Всесвятая; потому что Она – Матерь всех христиан; потому что «во успении мира не оставила еси»… И личный опыт всех обращающихся к Ней с просьбами о помощи и заступлении свидетельствует, что эти просьбы не остаются безответными.

При этом свт. Филарет Московский замечает, что почитание наше не должно заключаться только в словах. Он пишет: «Не красна похвала в устах грешника. Если желаем достойно ублажать Матерь Божию, то да возлюбим всем сердцем Ее достоинства и добродетели; возлюбив, да поревнуем, по возможности, достойно в жизни следовать тому, что мыслию и словом ублажаем».

Подготовила Людмила Кузнецова