Сегодняшний рассказ Ирины Ильиной, искусствоведа и зав. сектором церковного искусства СГХМ им. А.Н. Радищева, завершает серию статей, посвященных росписям нижнего, Успенского, храма нашего собора.
Подкупольная часть
Самая драматическая часть росписей находится в подкупольной части Успенского храма, где настенная живопись посвящена Страстям Спасителя. Здесь манера повествования заметно меняется, становится более взволнованной и эмоциональной, по сравнению с созерцательной тишиной Богородичного цикла.
Предвосхищает события Страстной седмицы композиция восточной стены трапезной: изображение Христа в окружении евангелистов. Спаситель представлен в фигурной розетке; лик Его задумчив, руки воздеты в благословляющем жесте. От центральной розетки отходят, словно произрастают, длинные, причудливо закрученные ветви с остроконечными цветами и листьями. Они вплетают в орнамент круглые розетки с изображениями евангелистов. Святые Лука, Иоанн, Матфей и Марк повернуты вполоборота ко Господу, головы их склонены перед Ним, в руках они держат свои труды. Изображение Христа с евангелистами символизирует описанную ими земную жизнь Спасителя, последние трагические дни которой представлены в росписи подкупольной части храма.
Южная стена
Рассказ начинается с южной стены и замыкается иконостасом, как олицетворением Славы Иисуса Христа и Его торжества над смертью. Здесь на смену повествовательным интонациям и последовательному построению изображений трапезной приходит усложнение и наслоение композиций, что отражает общий катастрофичный характер представленных сцен. Открывается цикл традиционной композицией «Моление о Чаше».
В расщелине высокой скалистой горы, олицетворяющей Гефсиманский сад, изображен коленопреклоненный Спаситель. Лик Его обращен к небу, руки воздеты в молитвенном жесте. В борении Он обращается к Отцу: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26, 39). Невдалеке от Него – три ближайших Его ученика, которых Он взял с собою, сказав: бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф. 26, 41). Но святые апостолы Петр, Иаков и Иоанн спят, огорчая Учителя своей немощью. Тем временем над ними разворачиваются уже неотвратимые события.
Сквозь высокую арку, возглавляемые первосвященником с факелом в руке, врываются воины в нарядных золотых кирасах и шлемах. Они окружают две высокие фигуры – кроткого Христа и коварного Иуду. Композиция решена очень динамично: стражники бегут, размахивая факелами, первосвященник направляет их, на его раба Малха бросается апостол Петр, стараясь отрезать ему ухо, Иуда прильнул ко Спасителю со своим предательским поцелуем… Лишь только Господь спокоен, он добровольно принимает на Себя подвиг – нас ради человек и нашего ради спасения (Символ веры).
Западная стена
Далекие стены Иерусалима на заднем плане связывают повествование со сценой суда первосвященника на западной стене. Стражники с копьями ввели Господа Иисуса Христа в дом первосвященника Каиафы, где собрались члены верховного суда иудеев – синедриона. Руки Господа связаны, Лик бледен. Судьи, сидящие за столом, допрашивают арестованного, которого заранее сговорились осудить на смерть, но не могли найти вины Его. Художник изобразил тот момент, когда Спаситель ответил утвердительно на последний вопрос Каиафы: Ты ли Христос, Сын Божий? (Мф. 26, 63). Первосвященники возмущенно привстали со своих мест, восседающий на почетном месте Каиафа разодрал свои одежды в знак негодования и ужаса. Лишь Спаситель спокойно и смиренно слушает Свой смертный приговор.
Башенки и арки дома первосвященника Каиафы плавно перетекают в стены его двора, где пребывал пришедший сюда за Учителем апостол Петр. Он видел, как истязали Господа, и был испуган происходящим. За спиной Петра изображена служанка с кувшином, вопрошающая его, не был ли он вместе с Иисусом Галилеянином (см.: Мф. 26, 69). Три стражника возле костра напоминают о троекратном отречении апостола. Услышав крик петуха, Петр приподнял голову и словно пробудился от наваждения, осознав свое предательство и испытав глубокое раскаяние.
Северная стена
Характер изображения великих событий, воссозданных на северной стене, несмотря на особенности стиля палехского иконописания, поражает своей достоверностью. Несмотря на сказочность антуража, обстоятельность пересказа, многочисленные детали, четкость и простота в передаче чувств каким-то непостижимым образом сообщают происходящему бытовую узнаваемую окраску, и зритель чувствует свою сопричастность происходящему.
Северная стена открывается изображением суда над Спасителем римского наместника Понтия Пилата. Суд уже свершился. Дважды Пилат выводил Христа к народу, предлагая иудеям, по древнему обычаю, отпустить на Пасху одного из узников, содержавшихся под стражей – и дважды народ требовал казни Неповинного. Художник передает заключительную сцену, когда Пилат совершает принятое среди иудеев ритуальное омовение рук в знак непричастности к убийству. Он восседает на золотом престоле в богатых одеждах и венце, который является символом его земной власти. Перед ним на низеньком столике стоит большая фигурная чаша. Слуга с полотенцем на плече льет воду из драгоценного кувшина на руки своего господина. Совершая омовение, наместник отвернулся от Христа, не смея взглянуть на Него. Два стражника уводят Осужденного из высоких чертогов. Смиренно следует Спаситель за своими истязателями, сопровождаемый криками народа, требующего распять Его.
Центром композиции северной стены и, пожалуй, самой драматической сценой всей подкупольной части храма является «Несение Креста». Она чрезвычайно проста по своему решению: всего лишь несколько фигур представляют людей Израиля, гонящих Христа на место казни. Весь смысл и трагизм происходящего заключен в согбенной фигуре Спасителя, несущего Крест. Лик Его выражает крайнюю степень страдания, он бледен, тени вокруг запавших глаз и скул выказывают сильнейшую муку. Даже складки одеяния Христа отражают невыносимое напряжение всех Его душевных и физических сил. Рядом с «Несением Креста» композиция «Распятие» смотрится как избавление Господа от выпавших Ему страстей.
Высоко над крышами Иерусалима возвышается Крест. Водруженный в землю и попирающий Адамову голову, он символизирует собой бессмертие и воскресение. Тело Спасителя возвышается на Кресте, голова склоняется к правому плечу, глаза закрыты, лик умиротворен. Всё, что должно было свершиться, свершилось. Пронзенные руки Христа широко разведены, словно Он покрывает ими предстоящих. У подножия Креста – Матерь Божия, которая «со-умирает с Сыном Своим». Ее сопровождает скорбная Мария Магдалина в мафории красного цвета, олицетворяющем страдание и будущее воскресение Господа. С правой стороны Креста – юный апостол Иоанн Богослов с воздетыми в молитвенном жесте руками и сотник Лонгин с занесенным копьем. Печаль предстоящих светла, они сами и все вокруг них словно погружены в великую тишину, в ожидание великого чуда Воскресения.
Ирина Ильина, 10 марта 2019 год