В Православной Церкви во время празднования великих событий существует определенный порядок. Согласно церковному Уставу различают дни предпразднства, попразднства и отдания, не является исключением и один из главных двунадесятых праздников Рождество Христово.
Предпразднства и попразднства были приняты в Церкви в 4 в. преимущественно для главных праздников: Пасхи, Пятидесятницы и Рождества Христова. В дальнейшем Церковь для большей торжественности богослужения присоединила их и к другим великим праздникам.
Ни один из двунадесятых праздников не празднуется Церковью с таким торжеством, как Рождество Христово. Считая Рождество Христово второй Пасхой (в древних Типиконах под 25 декабря значилось: «Пасха. Праздник тридневный»), Церковный Устав устанавливает перед праздником пост, по продолжительности равный предпасхальному, то есть Великой четыредесятнице, и поэтому он называется «малой четыредесятницей».
Для того чтобы почувствовать радость приближающегося события, уже через неделю после начала поста, начиная с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря н. ст.), поются во все воскресные и праздничные дни в качестве катавасии рождественские ирмосы: «Христос раждается, славите, Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся!»
В последующие дни Рождественского поста, начиная с памяти св. ап. Андрея Первозванного (13 декабря н. ст.), в церковные службы вводятся специальные предпраздничные стихиры, которые своим содержанием настраивают нас на духовное восприятие праздника.
Два последних воскресения перед Рождеством Христовым посвящены воспоминанию предков Спасителя по плоти и всех ветхозаветных праведников, ожидавших Его пришествия. В Церковном Уставе они именуются Неделями святых праотец и святых отец.
Наименование «праотец» указывает лишь на то, что эта Неделя предшествует Неделе «отец». В службе этих недель наибольшее внимание уделяется святому пророку Даниилу и трем отрокам – Анании, Азарии и Мисаилу, как прообразовавшим в пещи Вавилонской Рождество Христово, не опалившее «утробу Девичу». В Неделю святых праотец этим святым положен отдельный канон наряду с каноном праотцам. А в Неделю святых отец, хотя им нет особого канона, а только канон отцам, но тропарь посвящен им одним, то есть свв. пророку Даниилу и трем отрокам. Им же посвящены в эти Недели кондак, икос и ипакои. В обе Недели читаются на Литургии особые Апостол и Евангелие и поется особый прокимен. Последняя суббота пред праздником Рождества Христова называется субботой пред Рождеством Христовым. По Уставу положено читать в эту субботу особые Апостол и Евангелие, имеющие отношение к явлению в мир Спасителя.
Предпразднство
Еще более очевидным приготовлением к празднику являются службы пяти дней предпразднства. Предпразднство («перед праздником») – дни, когда церковные службы содержат песнопения на темы будущего праздника и являются своеобразной к нему подготовкой. Все великие праздники имеют предпразднства по одному дню, кроме праздника Рождества Христова, предпразднство которого продолжается пять дней со 2 по 6 января н. ст. Отличаясь такой продолжительностью, предпразднство Рождества Христова заметно выделяется из других тем, что Церковный Устав приближает службы его к службам Страстной седмицы. Богослужения этих дней представляют собою связанные друг с другом вехи духовного пути, по которому ведет нас Церковь в дни Рождественского поста.
В дни предпразднства немного меняется повседневный ход богослужения: после совершения вечерни поется повечерие с каноном (трипеснцем), составленным по образцу канонов Страстной седмицы. Песнотворцы трипеснцев и канонов стремятся в своих творениях раскрыть глубину таинства Боговоплощения. Сын Божий воспринял образ раба, и пременил Свою Божественную славу на рабское уничижение. Воплощение явилось для него своего рода крестом – первым крестом, может быть, не менее тяжелым, чем крест последний. Господь Иисус Христос принимает «перстность» человеческого естества, образ своего создания – человека. Это и есть внутренний крест. Но уже при самом рождении Его ждет и крест страданий, гонений и скорбей. Он только родился и уже находится в смертельной опасности от злобы Ирода, коварно замыслившего убить Богомладенца; далее – бегство в Египет, опасность пути, пребывание в чужой языческой стране и многие другие скорби.
Эти догматические истины выражены в поэтической форме в трипеснцах и канонах предпразднства Рождества Христова: «К тебе утренюю, благоутробия ради Себе истощившему непреложно и зрак раба от Девы носившему, Слове Божий. Мир подаждь ми, падшему, Человеколюбче», «Волною морскою Скрывшего древле гонителя мучителя – в яслех Сокрываемого (Христа Младенца), убити ищет Ирод, но мы с волхвы поим: Господеви воспоим, славно бо прославися».
Из утреннего богослужения предпразднства особенно выделяются стихиры на хвалитех, принадлежащие знаменитому песнотворцу прп. Роману Сладкопевцу, представляющие развернутую картину события.
Канун Рождества Христова (6 января н. ст.) называют На́вечерием праздника, или Рождественским сочельником. В этот день в богослужение включается ряд праздничных песнопений и чтений. В навечерие Рождества Христова совершается служба, состоящая из Великих (Царских) часов с чтением Евангелия. Царские часы называются так потому, что на них положено возглашать многолетие царю, всему царствующему дому и всем православным христианам.
Великие часы представляют собой соединение всех четырех часов в одну службу с присоединением к ним чина изобразительных. Они имеют основное назначение – заменить собой в Навечерие Литургию, которая в этот день не совершается. Каждый из четырех Великих часов имеет особые два псалма, приуроченные специально к празднику, и тропари, а также паремию, содержащую одно из ветхозаветных пророчеств о пришествии Христа, прокимен, Апостольское и Евангельское чтения. Кондак навечерия составлен по образцу кондака самого праздника, только о событии Рождества Христова говорится в нем не в настоящем времени, а в будущем: «Дева днесь Превечное Слово в вертепе гряде родити неизреченно». Этим подчеркивается, что праздник еще не наступил, что ликование и радость связаны с ожиданием его наступления.
Под сам праздник Рождества Христова служится всенощное бдение, а утреннее богослужение начинается с великой вечерни и чтениям паремий в соединении с Литургией святителя Василия Великого. На великой вечерне читается восемь паремий, подбор которых сделан применительно к великому событию. Чтение разделяется на три части, между которыми поются особые тропари, сопровождаемые стихами из псалмов.
Так, первая паремия повествует о сотворении мира (Быт.1, 1–13). Содержание ее указывает на то, что воплощение Сына Божия было новотворением.
Содержание второй паремии составляет пророчество Валаама (Числ. 24, 2–3, 5–9, 17–18) о пророчественном предзнаменовании звезды от Иакова и рождении человека, которому покорятся все люди, третьей – пророчество Михея (Мих. 4, 6–7; 5, 2–4) о рождении Мессии в Вифлееме, четвертой – пророчество Исаии (Ис. 11, 1–10) о прозябящем жезле от корня Иессеева, (т. е. об Иисусе Христе) на котором почиет Дух Божий; пятой – пророчество Варуха о явлении Бога на земле между людьми (Вар. 3, 36–38; 4, 1–4); шестой – пророчество Даниила (Дан. 2, 31-–36, 44, 45) о восстановлении Богом Небесного Царствия. Добавочные две паремии пополняют приведенное пророчество Исаии двумя другими его наиболее важными и прямыми предсказаниями о Мессии: о рождении царственного Отрока (Ис. 9, 6–7) и Еммануила от Девы (Ис. 7, 10–16; 8, 1–4; 8–10). После Литургии перед иконой Рождества Христова священнослужители поют «велегласно» – громко и торжественно – тропарь и кондак праздника. Зажженная свеча перед иконой знаменует звезду, явившуюся в Вифлееме. Многие песнопения, которыми Церковь и в настоящее время прославляет празднуемое событие, написаны свт. Анатолием, патриархом Константинопольским (5 в.), свв. Анатолием и Софронием Иерусалимскими (6 в.), прпп. Космой Маиумским и Иоанном Дамаскиным (8 в.).
Попразднство
Последующие шесть дней после самого празднества именуются попразднством. Попразднство – это продолжение праздника. На следующий день после многих Господских и Богородичных праздников чтутся и прославляются участники события, воспоминаемого в день праздника. Так, после праздника Рождества Христова – Собор (т. е. собрание верующих на славословие) Пресвятой Богородицы.
В последованиях богослужебных книг в дни попразднства вместе с песнопениями святым помещаются песнопения самого праздника или песни попразднственные, прославляющие событие праздника. На дни попразднства выпадает и первое воскресение по Рождестве Христовом, и называется оно еще Неделей святых Богоотец. В этот день совершается память родственников Христовых по плоти различных времен: святых пророка и царя Давида, праведного Иосифа Обручника и апостола Иакова, брата Господня по плоти.
Последний день попразднства, после которого его литургическое воспоминание прекращается до следующего года, называется отданием праздника. Отдание праздника Рождества Христова, как и других двунадесятых праздников, отличается от дней попразднства более торжественной службой и тем, что в этот день поется последование праздника с большей частью тех молитв и песнопений, которые пелись в самый праздник.
Несомненно, что день самого празднования является кульминационным, но православное богослужение подчеркивает важность празднуемого события, предваряя его подготовительным периодом и завершая днями попразднства.
Подготовила Ольга Урядова