Митр. Вениамин (Федченков) – выдающийся иерарх Русской Православной Церкви, богослов, миссионер, великий молитвенник и талантливый духовный писатель. Свою долгую и трудную жизнь он всецело посвятил служению Богу, Церкви и народу Божию. Один из периодов этого служения связан с Саратовской кафедрой. Предлагаем нашим читателям прикоснуться к крупицам его духовного опыта.
Чудо при Крещении
Владыка рассказывал о чуде при Крещении: «Это было в алтайской деревне, в Азии. Я был викарным епископом в г. Севастополе. Жил в Херсонском монастыре. До меня там настоятелем был епископ Иннокентий… Он был праведной жизни и прозорливый. Но я не о нем хочу рассказать, а о чуде, расследовать которое он был послан архиепископом. Одного алтайца крестили в храме. Крестным отцом у него был его дядя, тоже алтаец, и, конечно, уже крещеный. Во время чтения священником молитвы с призыванием Святого Духа на воду новокрещеный был спокоен. А его дядя вдруг, в ужасе и удивлении, закричал: “Это и со мной так было? Это и со мной так было?” Оказывается, в этот момент он увидел, что с купола церкви сошел огонь на воду. Крестивший священник подробно допросил его и доложил архиерею. Вот он и послал отца Иннокентия под присягой расследовать это дело; что и подтвердилось… Дух Святой сошел на воду, как и в день Пятидесятницы на апостолов, в виде огня».
О Литургии
Говорил: «Во всех службах, кроме Литургии, мы говорим с Господом как бы по телефону, а в Божественной литургии мы говорим с Господом лицом к лицу, мы как бы непосредственно говорим Ему свои нужды, лично благодарим и молимся Ему. Оттого молитва за Божественной литургией действенней, чем за какой-нибудь другой службой».
Святитель приводил в пример прп. Серафима Саровского: «Св. отцы знали великую силу Божественной литургии и исповедовали свое благоговение перед нею. Батюшка прп. Серафим, когда ему сказали, что трудно ему, больному ходить к Литургии, отвечал: “Да я на четвереньках приползу, если уж совсем не будет сил ходить”».
О молитве
Владыка Вениамин много наставлял о молитве. Он говорил: «Ведь Бог только того и желает, чтобы давать, святить, спасать, избавлять нас! И при том Он всё это делает Сам, нам же остается лишь просить Его, молиться!»
Владыка учил во время молитвы изгонять всякие посторонние помыслы: «Помыслы постоянно владеют нами. Одни – устраивают в нашей душе куплю-продажу, вносят в нее шум и смятение, как на рынке; другие – устраивают собрания и совещания, вносят те или другие рассеяния. Третий разряд мыслей – вбежавшие случайно, незаметно. Все эти мысли нужно изгнать. Проверить себя нужно, верны ли мы Христу, не оскорбили ли Его, не ушли ли от Него».
Митрополит Вениамин говорил: «Мы, современные люди, так стали эгоистичны, самолюбивы, что и не задаемся даже такой мыслью, чтобы молиться за всех. Каждый живет сам по себе и для себя. Эта самость наша есть главное зло в мире».
О скорбях и обидах
При всех скорбях и лишениях, выпавших на долю его самого и его сотрудников, владыка неизменно благодарил Бога и молился за своих врагов и гонителей. Свидетельство тому – страницы его дневников и «сорокоустов».
Они же свидетельствуют о том, как умел просить владыка прощения, как сносил с христианской кротостью и смирением поношения и гонения.
Говорил также: «Полезны нам и обиды, особенно несправедливые; через них прощаются нам прежние грехи. И, во всяком случае, они обнаруживают скрытую в нас гордость».
Святитель еще говорил про отца Дионисия: «Он был духовником епископа Таврического Феофана… У него же исповедовался и я, будучи тогда ректором духовной семинарии. Из этого времени мне вспоминается один случай. Как-то на исповеди я пожаловался ему на скорби. Отец Дионисий спокойно сказал мне в ответ: “Бог и не хотел давать нам скорбей, но беда наша в том, что без скорбей мы не умеем спасаться!”»
Также вспоминал о старце Дионисии: «Рассуждения о будущем, о своей судьбе батюшка обычно прерывал веселым голосом: “О чем нам толковать? Что Бог даст, то и будет”».
10 января 2019 г.