Молитва – это беседа с Богом, обращение к Живому Творцу и Заступнику, насущная потребность каждого человека. Всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите (Мф 21, 22), – так сказал Господь о силе молитвы верующего человека. Однако мы знаем, что молитва может различаться в зависимости от места и количества участвующих в ней людей: она может быть индивидуальной, групповой и, наконец, церковной. Об этом и многом другом рассказывает Алексей Сергеевич Кашкин, преподаватель Саратовской православной духовной семинарии.
Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20).
Богослужение и частная молитва
Церковная молитва иначе называется богослужением – то есть служением, работой, трудом во имя и во славу Бога. Может возникнуть вопрос: насколько принципиальным является отличие богослужения от индивидуальной или групповой внехрамовой молитвы христиан? Отвечая на этот вопрос, можно выделить несколько аспектов превосходства богослужения над другими видами молитвы: 1) по статусу места действия; 2) формируемому настроению; 3) внутреннему содержанию.
По статусу храм превосходит любое другое возможное место для молитвы. Действительно, с одной стороны, мы твердо знаем (в той степени, в какой вообще возможно говорить о нашем знании всего того, что связано с бытием Бесконечного, Всесовершенного и Вездесущего Бога) и верим, что Бог присутствует везде, Своими нетварными энергиями Он пронизывает все уголки Вселенной. Так что Он, естественно, рядом с нами всегда и везде: дома, на работе, в пути. Значит, в любом месте возможно обратиться к Нему как Стоящему рядом, Живому, Личному и быть услышанным. С другой стороны, Сам Господь сказал (см. Мф. 18, 20), что Он особым образом присутствует в церковной общине, среди тех людей, которые единодушно взывают к Нему. В еще большей степени Господь особо присутствует в храме, который посвящен Ему и освящен именно для богослужебных собраний и, в частности, для самого главного из них – Литургии, Таинства Евхаристии. Таким образом, можно установить градацию Богоприсутствия: 1) обычное место (любое); 2) место, где группа верующих собралась ради молитвы (например, семейная молитва, молитва группы друзей или единомышленников); 3) храм Господень.
Об особом присутствии Бога в храме многократно и многообразно говорится в Священном Писании. Книга Второзаконие так говорит о значении места, избранного для богослужения: К месту, какое изберет Господь, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите. <…> Берегись приносить всесожжения твои на всяком месте, которое ты увидишь; но на том только месте, которое изберет Господь Бог твой… приноси всесожжения твои и делай всё, что заповедую тебе (Втор. 12, 5, 13–14). Пророк Исаия так говорит об обращении язычников: Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов (Ис. 56,7). Кроме того, можно вспомнить еще и тот факт, что храм (или монастырь) мы часто называем святым местом. Святым – значит избранным, выделенным для особого употребления – молитвы (буквальный смысл слова «святость» — выделенность, обособленность от всего мирского, скверного). Таким образом, раз Сам Господь определил именно храм как преимущественное место для молитвы, не должно быть сомнения в том, что общественное богослужение является средоточием всех молитв христиан и имеет уже по своему статусу превосходство перед любой частной домашней молитвой.
Храм как место присутствия Бога – это и место, где человек может стяжать, почувствовать особую духовную радость: Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи (Пс. 83, 11), – восклицает Псалмопевец. Сам вид храма, его убранство, внутренняя атмосфера формируют особое настроение у молящегося человека. Думается, нет нужны доказывать, что дома, где ум отвлекается на бытовые проблемы, где вся обстановка привычная и будничная, сложнее настроиться на молитву, чем в храме, где сама атмосфера располагает душу к возвышенному, к общению с Богом.
Наконец, богослужение имеет неизмеримое превосходство над частной молитвой и по содержанию молитвословий: молитвы и песнопения в храме многообразны по жанру и содержанию, тогда как в частной молитве «ассортимент» используемых текстов зачастую невелик. Конечно, в идеале можно ограничиться минимальным набором молитв (или вообще даже одной молитвой Иисусовой) и иметь при этом полноценное общение с Богом, как мы знаем из примера жизни некоторых святых (преподобная Мария Египетская, некоторые афонские подвижники). Однако такой опыт слишком индивидуален и вряд ли его можно рекомендовать для большинства христиан. Напротив, человек во многих аспектах привык к разнообразию и наше богослужение как раз свидетельствует о том, что Церковь одобрила именно многообразие видов молитвы. В нашем богослужении есть, наверное, молитвословия всех возможных типов: как чтения, так и песнопения, как библейские тексты, так и творения церковных гимнографов, как покаянные молитвы, так и радостно-торжественные, как простые дидактические, так и богословски-умозрительные. Гармоничное сочетание разнообразных по жанру и содержанию молитвословий и придает нашему богослужению тот самый неповторимый колорит, который невозможен ни в одной частной молитве.
Суточный круг и Литургия
Регулярное православное общественное богослужение включает в себя суточный круг и Литургию. В суточный круг входят службы, «привязанные» к определенному времени суток: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1-й час, 3-й час, 6-й час и 9-й час. Из служб этого перечня в наших храмах регулярно совершаются все, кроме повечерия и полунощницы (последние составляют, как правило, исключительную принадлежность монастырского богослужения). И хотя каждое богослужение имеет свое место и значение в суточном круге, всё же можно говорить об условном делении богослужений на более значимые и второстепенные. Безусловно, самым важным богослужением является Литургия – Таинство Евхаристии. Нет нужды доказывать, что Евхаристия – Таинство Таинств и потому служба, на которой это Таинство совершается, превосходит по значению все другие богослужения. Однако важно отметить, что этот тезис не означает допустимость пренебрежительного или легкомысленного отношения к службам суточного круга. Во-первых, согласно нормам Русской Церкви (что зафиксировано, в частности, в документе «Об участии верных в Евхаристии», принятом на Архиерейском совещании в 2015 г.), христиане, чтобы причаститься Святых Таин, должны принять участие во всех службах суточного круга данного дня. Во-вторых, именно на службах суточного круга (особенно на вечерне и утрене) тема прославления и богословского осмысления праздника представлена особенно подробно, тогда как на Литургии поется сравнительно мало праздничных песнопений. Особенно это идейное преимущество вечерни и утрени ощущается в дни великих и бденных праздников. Если человек в праздничный день смог придти только на Литургию, он не ощутит всей глубины и радости праздника, которая раскрывается в основном в текстах вечерни и утрени.
Чтение и пение в храме
В нашем богослужении одни молитвословия читаются, другие – поются. Связано ли это разделение по способу исполнения с важностью самих богослужебных текстов? Значит ли, что песнопения важнее чтений? Точно нет. Каждое молитвословие, входящее в чин богослужения, имеет и идейное значение, и многовековую историю. Разделение на чтение и пение скорее относится к категории торжественности богослужений или молитвословий. На вседневной (будничной) службе преобладают чтения, так как вседневное богослужение – более скромное по содержанию, сопряжено с покаянием и печалью (символично, что период Великого поста, когда в богослужении доминируют чтения, богословы называют «светлой печалью»). Напротив, на праздничной службе почти все богослужебные тексты поются (или, по крайней мере, должны петься по Уставу, но по человеческой немощи на практике мы пение заменяем чтением). Можно вспомнить, что на пасхальной службе вообще все молитвословия поются, а на всенощном бдении по Уставу читаются только библейские чтения (паремии, Евангелие), Трисвятое на вечерне, шестопсалмие и кафисмы на утрене, а также поучения (которые в нашей практике опускаются). В нашей практике мы для целого ряда молитвословий пение заменяем чтением (тропари канона, седальны, кондак, светильны), но даже несмотря на это в нашем бдении пение преобладает над чтением. И уж совершенно точно можно квалифицировать как ошибочное, мнение, встречающееся в быту, будто то, что читается, является второстепенным в сравнении с песнопениями. Несостоятельность такого восприятия видна уже хотя бы из того, что шестопсалмие у нас всегда читается, но как раз именно шестопсалмие самим Типиконом расценивается как одно из важнейших молитвословий, так как во время его чтения требуется особо строгая дисциплина: «егда же глаголется шестопсалмие, тогда подобает со вниманием слушанию прилежати: покаяния бо псалмы исполнены суть, и умиления. Глаголем же сия псалмы со благоговением и со страхом Божиим, яко самому Богу невидимо беседующе… <…> И не имать кто власти шепты творити, ниже плюнути, или хракнути: но паче внимати от псаломника глаголемым, руце имуще согбены к персем, главы же преклонены, и очи имуще долу, сердечныма очима зряще к востоком, молящеся о гресех наших, поминающе смерть, и будущую муку, и жизнь вечную». Эти предписания, хотя они и касаются поведения конкретно во время шестопсалмия, можно распространить и на другие моменты богослужения; важно же еще раз отметить, что в богослужении нет «маловажных» частей. Все молитвословия, неважно, читаются они или поются, произносятся они священнослужителями или читаются псаломщиком – все требуют нашего внимания и понимания. Правда, понимание и постижение красоты богослужебных песнопений – это отдельный разговор.
10 января 2019 г.