Этим летом мы вместе с подругой посетили столицу нашей Родины – Москву. Мы побывали в Троице-Сергиевой Лавре, в Кремле, во многих храмах, монастырях и музеях. Везде было очень интересно, но особенно мне запомнились музеи церковного искусства.
Первым, куда мы направились, был Музей русской иконы, расположенный на Гончарной улице, неподалеку от станции метро «Таганская». Как я узнала позже, это первый в Москве и второй в России частный музей православного искусства. Создан он по инициативе нашего современника, предпринимателя и мецената Михаила Абрамова. Музей размещается на трех этажах, а коллекция насчитывает около 4 000 предметов церковной утвари, из них 600 икон. Нас удивило то, что музей был совершенно бесплатным для посещения!
В музее можно увидеть византийские древности 6–9 вв., произведения прикладного искусства, а также предметы народного творчества (масленки, прялки), коллекцию эфиопского искусства, включающую более 2000 предметов, там же есть иконы, выносные кресты, книги, мелкая пластика. В музейном собрании есть целый греческий резной иконостас, состоящий из двадцати икон 17–18 вв.
Однако основу собрания составляют русские иконы 14–20 вв. Здесь много древних икон, выполненных в крупнейших иконописных центрах Руси (Москве, Новгороде, Ростове, Твери, Рязани, Ярославле, Костроме, Нижнем Новгороде и на Русском Севере), предметом особой гордости является целый комплекс древних псковских икон 16 в.
Очень интересны исторические реконструкции, представленные в нескольких уголках музея. Первая – это мастерская иконописца, в которой постарались воссоздать обстановку, предметы и интерьеры, окружавшие древних художников. Вторая – старообрядческая молельня беспоповского согласия, построенная в 19 в. в Тверской области. Ко времени обнаружения, она сгнивала заброшенной на опушке леса. Ее разобрали по бревнышку, привезли и отреставрировали. Войти в темную избушку можно только согнувшись – в полумраке поблескивают лики икон, выставленных вдоль потемневшего тябла, раскрыты богослужебные книги. Все эти экспозиции расположены на разных этажах, а доставлял нас туда стеклянный ультрасовременный лифт. Из этого лифта открывался замечательный вид на окрестности музея, в том числе и на Афонское подворье, расположенное напротив музея.
Третьяковская галерея
Вторым музеем, который мы посетили, стала Государственная Третьяковская галерея, расположенная в Лаврушенском переулке. Это один из крупнейших в мире музеев русского изобразительного искусства. Галерея была основана в 1856 г. П. М. Третьяковым как частное собрание. Здесь очень много замечательных картин и скульптур русских художников. Но больше всего мне понравился зал иконописи.
Все иконы здесь очень древние, и сразу возникает вопрос – как они сохранились до наших дней? Старейшая икона в Третьяковской галерее – «Благовещение Устюжское». Она находилась в Георгиевском соборе Юрьева монастыря. А привезена была в Москву Иваном IV (Грозным). По размеру иконы можно определить, что она занимала в храме очень важное место. Запомнились мне также мозаика с изображением св. Димитрия Солунского (12 в.), Нерукотворный образ Спаса (12 в.), иконы письма Феофана Грека.
И вот, наконец-то, икона преподобного Андрея Рублева «Троица». Все мы о ней много слышали, и в нашем храме также есть ее список, но все-таки хотелось своими глазами увидеть эту святыню. Эта икона является нашим национальным достоянием, она очень хорошо передает дух русского народа. Преподобный Андрей написал множество икон, но некоторые его работы не сохранились до наших дней, а некоторые находятся за пределами Государственной Третьяковской галереи.
Кремль стал следующим местом нашего паломничества, там мы побывали во многих храмах-музеях. К сожалению, во всех соборах Кремля нельзя прикладываться к иконам, к мощам Московских патриархов. Ведь сейчас это музеи, богослужения в них проводятся лишь в некоторые дни года.
Знакомство начали с Успенского собора. Когда заходишь в Успенский храм, создается впечатление, что ты попал в открытый космос: своды символизируют небо, несомое столпами собора. На столпах помещены изображения мучеников, которые своей жизнью и мученической смертью поддерживают Церковь так же, как столпы несут свод.
Белокаменный Благовещенский собор нас встречал золотом девяти куполов, которые символизируют девять ангельских чинов. В соборе поражает своим великолепием иконостас – один из древнейших в России. Также очень красива роспись в этом храме. Как известно из истории, она была выполнена – Феофаном Греком, старцем Прохором из Городца и прп. Андреем Рублевым.
В отличие от Благовещенского, Архангельский собор имеет пять куполов, что символизирует Спасителя и четырех евангелистов. На столпах мы увидели изображение византийского императора Михаила I, киевских князей Ольги и Владимира, владимирских князей Андрея Боголюбского и Александра Невского, а также первого московского князя Даниила Александровича. Как мы знаем, Архангельский собор до 17 в. был усыпальницей московских великих князей и царей. Это и определило уникальную особенность росписи собора.
Когда закончился этот насыщенный впечатлениями день, перед сном я вспоминала все места, где мы побывали. Перед глазами вновь вставали величественные храмы, красивые древние иконы. Я думаю, впечатлений и воспоминаний от увиденного хватит на несколько лет.
Василиса Горюшова