В День Святой Троицы отмечается престольный праздник Свято-Троицкого собора. О том, что символизирует престол, когда отмечается праздник православного храма, а также о престолах нашего собора читайте в статье.
Если посмотреть на наш храм с восточной стороны, то мы увидим, что стена у храма полукруглая. Это абсида – алтарная часть храма. Алтарь в переводе на русский означает «возвышенный жертвенник». И в самом деле алтарь находится на особом возвышении, называющемся «солея». По своему местонахождению алтарь соответствует Святая Святых ветхозаветного храма и символизирует мир горний, небесный. Поэтому он является священным местом, куда могут входить только священнослужители. И если алтарь является главной частью храма, то престол – главная и неотъемлемая принадлежность алтаря.
Престол православного храма являет собой место таинственного присутствия Господа нашего Иисуса Христа. Литургическая жизнь Церкви наполнена символами, поэтому престол обозначает не только трон Божий, но и Сионскую горницу, где была совершена Тайная вечеря, и гору Голгофу, где произошло Божественное искупление человечества, и гроб, куда было положено Тело Христа и где Он воскрес.
Само слово «престол» имеет несколько значений: трон, носилки, царская власть. Престолом храма, или святым престолом, называется четырёхугольный стол, установленный неподвижно в середине алтаря и особо освященный. Отличительными чертами момента освящения престола являются: омовение освященной водой, затем – красным вином, смешанным с розовой водой, помазание святым Миром и облачение в священные ризы – срачицу и индитию.
На освященный престол возлагается антиминс – особый плат с изображением лежащего во гробе Спасителя и вшитой частичкой мощей святого мученика. Слово «антиминс» греческого происхождения, переводится как «вместопрестолье». Своё распространение он получил в первые века христианства, когда, подвергаясь частым гонениям, верующие не могли устроить в храмах постоянных престолов. Антиминсы давали возможность совершать Литургию в любом подходящем месте. Вшитые мощи напоминают нам о тех временах, когда христиане совершали Литургию на гробницах мучеников. Антиминс подписывается архиереем для определенного храма, что означает разрешение совершать на нем Божественную литургию.
Кроме антиминса, на престол полагаются Евангелие, один или несколько крестов, ставятся лампада и дарохранительница, выполненная в виде небольшого храма. В ней в течение всего года хранятся запасные Святые Дары, которыми причащают на дому немощных и больных. Запасные Дары заготавливают в Великий Четверг во время Божественной литургии.
Как уже было сказано, сам престол устанавливается в алтаре неподвижно. Но когда есть необходимость в совершении дополнительной Литургии в храме, где только один алтарь, устанавливают дополнительный малый престол, который можно переносить. Это обусловлено церковными правилами, запрещающими дважды в день совершать Таинство Евхаристии на одном и том же престоле.
Духовенство во время службы не просто стоит, а предстоит в алтаре перед престолом, как пред троном Небесного Царя. И в молитвенном общении с Богом испрашивает мир душевный и здравие не только молящимся в храме, но и всем нуждающимся в Божьем заступлении. Поэтому не случайно, что Рукоположение священнослужителей происходит именно в алтаре. Ставленника в знак его обручения с Церковью трижды обводят вокруг престола, после чего правящим епископом читается молитва, в которой испрашивается у Бога благодать для ставленника на предстоящее священнослужение.
Входя в алтарь, священник и диакон трижды совершают поклон перед престолом и благоговейно прикладываются к нему. Никому, кроме духовенства, нельзя прикасаться к престолу и брать что-либо с него.
Престолы православных храмов освящаются во имя какого-либо святого лица или в честь священного события, от чего получает свое название весь храм и приход. В день празднования этого события или памяти этого святого и отмечается престольный праздник храма. Часто в одном храме бывает несколько престолов и соответственно им несколько приделов (небольших церквей, приделанных к основному храму), то есть под одной кровлей оказываются как бы собранными несколько храмов. Они освящаются в честь разных событий или святых, но весь храм в целом обычно получает название от главного, центрального престола. Но иногда народная молва закрепляет за храмом название не главного, а одного из боковых приделов, если он освящен в память особо почитаемого святого.
Престолы нашего собора
В Свято-Троицком соборе в настоящее время находятся два основных престола и один приставной. Престол верхнего храма освящен в честь Святой Троицы, а нижнего – в честь Успения Божией Матери.
Почему они получили именно такие наименования? В.П. Соколов, автор подробного исследования по истории нашего собора, делает следующее предположение по этому поводу: «Собор построен был стрельцами – коренными жителями Москвы, в окрестности которой существовала величайшая на Руси того времени святыня – Троице-Сергиева Лавра с ее Троицким собором, построенным в 1422 году над гробом прп. Сергия. Тяготея душою и мыслями к родине своей – Москве и ее святыне, но живя вдали от них «ради службы Государевой» … стрельцы, естественно, пожелали дать новопостроенному ими на чужбине храму наименование «Троицкий» собор. А «Успенским» могли наименовать придел в напоминание себе о другой московской святыне – Успенском соборе, построенном при Иоанне Калите и перестроенном при Иоанне Грозном».
Если следовать рассуждению Соколова, также не случайно, что приставной престол Свято-Троицкого собора освящен во имя основателя Троице-Сергиевой Лавры – Преподобного Сергия Радонежского.
Интересно, что в небольшом по размерам Успенском храме в 19 веке были устроены еще два алтаря. Они располагались в притворе храма, где сейчас мы видим только две колонны.
По благословению епископа Иакова (Вечеркова) их устроил ктитор собора купец Филипп Иаковлевич Пулькин. В 1835 году было завершено строительство правого придела, престол которого решено было освятить в честь святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
А левый придел, строительство которого было завершено в 1837 году, был освящен в честь апостола Иакова Алфеева и мученицы Евдокии – святых небесных покровителей родителей Филиппа Иаковлевича. Оба придела были освящены епископом Иаковом 8 декабря 1838 года.
После революции оба придела были разрушены и впоследствии не восстанавливались. Ранее отапливался лишь Успенский храм, а в Троицком храме богослужения совершались только в теплое время года. В настоящее время отапливаются оба храма. Поэтому необходимость в существовании трех приделов в нижнем, Успенском, храме отпала.
В память о существовавших приделах в 2007 году были написаны две иконы: трех святителей и ап. Иакова и мц. Евдокии. В настоящее время иконы находятся в южной и северной частях притвора Успенского храма. Таким образом сохранилась некая преемственность с дореволюционным устройством Успенского храма.
(Ныне иерей Александр) Александр Станотин