На рубеже 2-х эпох, 2-х Заветов родился и совершал свой жизненный подвиг великий Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. С честью исполнивший всё порученное ему Богом и удостоенный еще при жизни величайшей похвалы от Самого Христа.
«Чего стоят мои похвалы великому и славному Предтече Господню, которого уста Господни восхвалили более, чем кого-либо из апостолов, из Ангелов, из пророков, из праведников, из мудрецов. Ибо уста Господни изрекли о нем: Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 11). Нет большей похвалы во всей вселенной» (св. Иустин Попович).
Чудесное рождество
Часто естество немощное избирал Бог орудием рождения Своих избранных, показывая, что для выполнения Его великих предначертаний потребны не силы естества, но сила Божия, которая и в немощи совершается. Родители Иоанна, Захария и Елисавета, были праведны пред Богом, детей не имели и уже не ждали: Елисавета была бесплодной, и оба были в годах преклонных. Однако Ангел Господень предвозвестил Захарии о рождении у них сына, который будет велик пред Господом… и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу (Лк. 1, 15–16). Что и исполнилось в положенный срок. Чудесное рождество Иоанново предшествовало еще более чудесному Рождеству Христову, которое совершится через шесть месяцев. «Необходимо было Иоанну Крестителю родиться от неплодной матери, чтобы люди приготовились видеть рождение Спасителя от безмужней Девы» (св. Амвросий Медиоланский).
По обстоятельствам времени, Иоанн с ранних лет оказался в пустыне. Младенец возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю (Лк. 1, 80).
«Глас вопиющего в пустыне»
Будучи Предтечей Спасителя по зачатию и рождеству, Иоанн стал Его Предтечей и в проповеди Евангелия; в возрасте около 30-ти лет по призванию Божию он вышел на общественное служение. Евангелисты, вслед за пророками, называют его «гласом вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мк. 1, 3). В духовном смысле «пустыней» был израильский народ, а ее неровностями – грехи человеческие. Такой «народ-пустыню» должен был подготовить Предтеча к приходу Мессии. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2), – взывал Иоанн к народу и помогал ему уразуметь, что Христос Спаситель будет спасать людей не от внешних врагов, а от их собственных грехов и греховной смерти. Как и то, что Царство Его будет не царством земного богатства и мирского величия, а духовным Царством благодати и истины, в которое не войдет ничто нечистое. Тех, кто отзывался на призыв и исповедовал грехи свои, Иоанн крестил в воде «крещением покаяния». Это крещение еще не было благодатным и не разрешало от грехов, однако оно уже свидетельствовало о желании человека расстаться с грехом, изменить свою жизнь. Иоанн говорил, что он крестит в знак покаяния, но за ним идет Тот, Кто будет крестить Духом Святым и огнем (Лк. 3, 16) – в Крещении Его будет действовать благодать Святого Духа, пожигающая, как огонь, всякую греховную скверну. Сила проповеди Предтечи была так велика, что к нему стекалось множество людей, его признавали народным учителем, спрашивали, что делать, чтобы спастись. Любовь к ближним, сочувствие к их нуждам и деятельная им помощь – таким было, по указанию Предтечи, первое средство к спасению человека-грешника.
Крестился от Иоанна и Сам Господь Иисус Христос (хотя и не имел нужды в покаянии). В день Крещения и в последующие дни Предтеча принародно исповедал Его Агнцем, взявшим грехи мира, Сыном Божиим и Приходящим с небес (см.: Ин. 1, 29–36; 3, 31) – оповестив таким образом мир о приходе Спасителя. И далее Сам Господь вышел на проповедь, начав ее уже известными словами: Покайтесь… (Мк. 1, 15). Предтече же оставалось пройти пред Господом еще один этап пути – этап мученичества.
«Благовестил еси и сущим во аде»
Безбоязненно и строго обличал Иоанн нечестие людей всех сословий, в том числе и сильных мира сего. «Иоанн не боялся смерти, но боялся говорить неправду» (св. Иоанн Златоуст). Так, обличал он царя Ирода за незаконное сожительство с женой брата его Иродиадой. За что вскоре и пострадал.
По свидетельству Евангелия (см.: Мк. 6, 21–28), Иоанн был усечен мечом во время пира, устроенного Иродом. Безрассудный властитель, разгоряченный вином и распаленный танцем дочери Иродиады, пообещал угодившей ему плясунье всё, что она пожелает. Наученная своей жестокой матерью, девица попросила главу св. Иоанна – и получила просимое. А св. Предтеча, предварив своей смертью смерть Спасителя, проповедал «и сущим во аде» о пришествии в мир Мессии. Когда же разорен был ад в Воскресение Христово, св. Иоанн исшел из него со Христом и удостоился многих венцов на небе: как девственник, как пустынножитель, как учитель и проповедник покаяния, как Пророк, Предтеча и Креститель и, наконец, как мученик.
P.S. Иоанн Предтеча был одним из первых святых, к кому в начале своего воцерковления я обратилась за помощью. Помощь была мне очень нужна, и святой (отделенный от нас во времени 20-тью веками) услышал и помог. Дав возможность увидеть воочию близость и неразрывную связь Церквей – земной и Небесной.
Подготовила Людмила Кузнецова, 28 августа 2018 года