«Многосторонни были откровения и открытия Ф. М. Достоевского. Колумб открыл Америку, а Достоевский открыл русскому обществу Господа Иисуса Христа, которого раньше знало духовенство, простой народ и отдельные мыслители нашего общества» (митрополит Антоний Храповицкий).
Роман «Братья Карамазовы» стал последним произведением Достоевского. Он начал работу над ним в 1878 г., решив вложить в роман самые дорогие для него мысли о судьбах молодого поколения, о прошлом, настоящем и будущем России. «Никогда ни на какое сочинение мое не смотрел я серьезнее, чем на это», – писал Достоевский в одном из писем по поводу «Братьев Карамазовых».
Эпиграфом к роману стали слова из Евангелия от Иоанна: Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ин. 12, 24). Это одно из любимых Достоевским евангельских изречений, в котором заложена великая мысль о глубокой связи всего со всем в этом мире, где малое, незаметное, на первый взгляд, случайное может нести в себе большой общечеловеческий смысл.
В мае 1878 г. Достоевских постигло огромное горе: заболел трехлет-ний Алеша. Ему по наследству передалась болезнь отца – эпилепсия.
Чтобы хоть несколько успокоить Федора Михайловича, супруга писателя Анна Григорьевна упросила молодого философа B.C. Соловьева уговорить писателя поехать в Оптину пустынь. Посещение Оптинского монастыря было давнишнею мечтою Федора Михайловича.
25 июня в воскресенье Достоевский и Соловьев добрались до Оптиной и остановились в монастырской гостинице. С этой датой совпал и скорбный для Достоевского-отца день – сороковины памяти сына Алеши. В это время жил в скиту самый прославленный из Оптинских старцев – Амвросий.
Известно, что писатель дважды был у старца Амвросия в келье и на его выходе для благословения народа. Амвросий Оптинский был глубоким сердцеведом и провидцем. Необычайно сострадательный, понимающий, он умел оказать духовную помощь под покровом шутки, сказанной с лаской и любовью.
О чем беседовали писатель и старец мы не знаем, но после отъезда Федора Михайловича старец охарактеризовал его одним словом: «Кающийся». Слова старца о Достоевском можно без преувеличения назвать высшей духовной похвалой, когда-либо изреченной о писателе, ибо покаяние, по учению святых отцов, есть «путь ко спасению».
Из монастыря Достоевский вернулся умиротворенный, и со спокойным сердцем взялся за начатый роман «Братья Карамазовы». «Если удастся, то сделаю дело хорошее: заставлю сознаться, что чистый, идеальный христианин — дело не отвлеченное, а образно реальное, возможное, воочию предстоящее, и что христианство есть единственное убежище Русской Земли ото всех ее зол», – писал Достоевский.
Шестую книгу бессмертного романа «Русский инок» писатель написал летом 1879 года в Старой Руссе. «Я все время был здесь, в Руссе, в невыносимо тяжелом состоянии духа. Главное, здоровье мое ухудшилось… Все время писал, работал по ночам, слушая, как воет вихрь и ломает столетние деревья». Предчувствие приближающейся смерти усиливалось в нем, а вместе с ним и осознание, что создается что-то великое, и надо успеть его закончить. «Сам считаю, что и одной десятой не удалось того выразить, что хотел. Смотрю, однако, на эту книгу шестую как на кульминационную точку романа». Седьмая книга «Алеша» и две следующие окончены к январю 1880 г. – последнего в жизни писателя.
Роман печатался в журнале «Русский вестник» и еще до завершения публикации вызвал большое количество откликов. «Роман читают всюду, пишут мне письма, читает молодежь, читают в высшем обществе и никогда еще я не имел такого успеха».
Одним из главных героев писатель сделал Алешу Карамазова, а точнее – Алексея Федоровича Карамазова, тезку своего погибшего сына. И боголюбивый, кроткий характер юноши, и что он послушник в монастыре – тоже некая дань той обители, где поминается «вечно» невин-ная душа младенца Достоевских.
В романе «Братья Карамазовы» старец Зосима пророчествует о фактическом апостольском и мессианском значении и призвании русского инока. Русский инок, по мнению старца, должен явить истинный образ Христа миру, потерявшему веру и окончательно заблудившемуся. «Образ Христов хранят пока в уединении своем благолепно и неискаженно, в чистоте правды Божией, от древнейших отцов, апостолов и мучеников, и, когда надо будет, явят его поколебавшейся правде мира. Сия мысль великая. От востока звезда сия воссияет». «Образ Христов храним, и воссияет как драгоценный алмаз всему миру… Буди, буди».
Алеша Карамазов и становится в романе таким русским иноком, несущим в мир образ Христа Воскресшего и Всемилостивого, прощающего грешников ради одной луковки, поданной ближнему. Побывав (в тонком сне) таинственно на брачном пире в Кане Галилейской, Алеша Карамазов запечатал в своем сердце образ кроткого Христа, дарующего людям свою неиссякаемую любовь, прощение и бессмертие. И он несет эту смиренную любовь Христову людям, уходя из монастыря в мир.
«Алеша стоял, смотрел и вдруг как подкошенный повергся на землю. Он не знал, для чего обнимал ее, он не отдавал себе отчета, почему ему так неудержимо хотелось целовать ее, целовать всю, но он целовал ее, плача, рыдая и обливая своими слезами, и иступленно клялся любить ее, любить во веки веков… Пал он на землю слабым юношей, а встал твердым на всю жизнь бойцом…» – так описывает Достоевский рождение Алеши в новую жизнь.
Христос, ставший для Достоевского мерой всех вещей, принес на землю новое измерение самой человечности – образ кроткой и смиренной любви. Проповедь смиренной любви Достоевский считал очень важной для спасения человека и человечества. Герои Достоевского, начиная от Сони Мармеладовой и князя Мышкина до Алеши Карамазова и старца Зосимы, являются теми, кто несет образ Христов через смиренную любовь к ближнему.
О ней пророчески проповедует старец Зосима: «Взять ли силой али смиренною любовью? Всегда решай: “Возьму смиренною любовью”. Ре-шиться так раз навсегда и весь мир покорить возможешь. Смирение любовное – страшная сила, изо всех сильнейшая, подобно которой нет ничего».
Образ смиренного и кроткого Христа из «Легенды о Великом инквизиторе» помог, по словам известного религиозного мыслителя Бердяева, ему впервые сознательно обрести веру.
Проповедь Христа Спасителя и смирения Достоевским помогла и по-могает до сих пор очень многим прийти к Богу. По словам прп. Иустина Поповича, «он апостол, ибо както незаметно, чудотворным образом вселяет чудесного Христа в наши души, делает Его современным нам, близким, родным».
Из произведений Достоевского действительно произрастают в сознание ростки новой жизни, новой мысли, нового миропонимания. К сожалению, мне не посчастливилось общаться с теми, кого называют в нашей Церкви старцами. Но я уверена, что погружение в мир Достоевского дает человеку именно то, что он ищет в общении с высокодуховными людьми. В великом романе есть множество страниц, каждая из которых может буквально перевернуть внутренний мир человека, заставить увидеть окружающий мир в свете Христовой любви и смирения:
«Если кругом тебя люди злобные и бесчувственные и не захотят тебя слушать, то пади пред ними и у них прощения проси, ибо воистину и ты виноват в том, что не хотят тебя слушать, а если уже не можешь говорить с озлобленными, то служи им молча и в унижении, никогда не теряя надежды. Если же все оставят тебя и уже изгонят тебя силой, то, оставшись один, пади на землю и целуй ее, омочи ее слезами твоими, и даст плод от слез твоих земля, хотя бы и не видал и не слыхал тебя никто в уединении твоем. Верь до конца, хотя бы даже и случилось так, что всё бы на земле совратилось, а ты лишь единый верен остался; принеси и тогда жертву и восхвали Бога ты, единый оставшийся. А если вас таких двое сойдутся – то вот уж и весь мир, мир живой любви, обнимите друг друга в умилении и восхвалите Господа: ибо хотя и в вас двоих, но восполнилась правда Его».
«Если же злодейство людей возмутит тебя негодованием и скорбью уже необоримою, даже до желания отмщения злодеям, то более всего страшись сего чувства; тотчас же иди и ищи себе мук так, как бы сам был вино-вен в сем злодействе людей. Прими сии муки и вытерпи, и утолится сердце твое и поймешь, что и сам виновен, ибо мог светить злодеям даже как еди-ный безгрешный – и не светил».
«Но спасет Бог людей своих, ибо велика Россия смирением своим. Мечтаю видеть и как бы уже вижу ясно наше грядущее: ибо будет так, что даже самый развращенный богач наш кончит тем, что устыдится богатства своего пред бедным, а бедный, видя смирение сие, поймет и уступит ему с радостью, и лаской ответит на благолепный стыд его. Верьте, что кончится сим: на то идет», – обращается к нам великий писатель через своего старца Зосиму.
Елена Гаазе