Подошел к концу еще один учебный год в воскресной школе. Каким он был? На этот и другие вопросы отвечает ее директор и педагог священник Александр Станотин, он же – преподаватель «Основ православной культуры» Русской православной классической гимназии имени прп. Сергия Радонежского.
– Отец Александр, завершается очередной учебный год в воскресной школе. Расскажите, какими событиями он был наполнен.
– Первой вспоминается паломническая поездка воскресной школы в Ка-зань, с которой связано начало учебного года. К сожалению, я не смог принять в ней участие, но то, что рассказали сами ребята и сопровождавшие их педагоги говорит о многом. Поездка получилась очень запоминающейся. Памятно и участие нашей школы в крестном ходе на праздник Казанской иконы Божией Матери – День народного единства. В минувшем году мы собрались на него полным составом – все классы, педагоги, родители.
Конечно же, это и традиционные рождественский и пасхальный праздники. Большая благодарность педагогам воскресной школы, которые приняли активное участие в подготовке к праздникам, чьими трудами были поставлены спектакли и приготовлены костюмы; тем, кто встречал гостей устраивал для них конкурсы с призами. Спасибо не только нашим мамам, но и папам, которые помогали готовить чаепитие не только для участников спектакля, но и для всех гостей, пришедших на праздник. И, конечно, благодарю самих ребят нашей воскресной школы. Были еще и другие праздники, экскурсии, поездки, епархиальные конкурсы, олимпиады. Участвовали ребята и во встрече Святейшего Патриарха Кирилла, когда он был с официальным визитом в нашей митрополии. Помогали на богослужении: читали на клиросе, алтарничали, звонили на колокольне. Естественно, что важное место в работе школы отводилось учебному процессу.
– В этом учебном году число ваших учеников увеличилось?
– Да, в этом году в младшую и среднюю группу пришли новые ребята, которые восполнили число тех, кто закончил обучение в школе. Так вышло, что в младшей группе в основном учатся мальчики, девочек мало, и поэтому класс получился очень, мягко говоря, «подвижным».
– Вы пытались как-то проследить дальнейшую судьбу ваших выпускников? Общаетесь ли с ними?
– Многие выпускники нашей школы поступили в ВУЗы нашего города. Кто-то из юношей уже учится в духовной семинарии, кто-то намеревается поступить в нее после получения светского образования. Одна девушка обучается иконописи в Троице-Сергиевой Лавре в Сергиевом Посаде. Некоторые уже обзавелись семьями, у них есть дети. Есть браки и между бывшими воспитанниками школы. Так, именно в воскресной школе собора встретились, а теперь уже и поженились Надежда Юдахина и Сергей Тишин. Стараемся быть в курсе происходящего, общение не прерывается.
– Было ли в Вашей практике такое, что благодаря детям начинают воцерковляться родители? Есть подобные примеры?
– Такие примеры были ранее, есть и сейчас. Не так давно мне об этом говорила мама одного из воспитанников младшей группы, признавшись, что в храм она идет вслед за сыном.
– Отец Александр, родителям тех, кто пока не ходит в воскресную школу (в силу возраста, по др. причинам), объясните, как подготовить к ней ребенка?
– Наверное, необходимо в первую очередь подготовиться самим родителям. Потому что в жизни воскресной школы принимают участие не только дети, но и их родители (об этом уже было сказано ранее). Хорошо, если родители воцерковлены. Если же нет, то они должны приготовиться к духовному (и не только) труду вместе со своим ребенком. Ведь надо каждое воскресение приводить ребенка в храм, быть вместе с ним на службе, приходить за ним в школу в конце занятий и, если необходимо, принимать посильное участие в школьных мероприятиях.
– Вы являетесь преподавателем «Основ православной культуры» в Русской православной классической гимназии им. прп. Сергия Радонежского. Главная цель предмета – ознакомить школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства. Поделитесь своими впечатлениями. Как относятся родители к этому предмету?
– Родители согласились с тем, что их гимназия в новом учебном году стала не просто Русской классической, а Православной классической гимназией, что говорит уже само за себя. И то, что предмет, включенный в расписание уроков, преподается священником, также свидетельствует об отношении родителей учеников к преподаваемому мной предмету.
– А ученики? Какие задают вопросы?
– Вопросы о Боге, о вере, о жизни – о разном… Кто-то из старших ребят (на всякий случай) выясняет, может ли священник жениться; кому-то важно знать, как Церковь празднует День Победы; другому интересно узнать – существуют ли НЛО? А одна девочка из 1-го класса спросила: «Батюшка, можно мне потрогать вашу бороду?» Каюсь – я не разрешил, в классе было 15 учеников, и знакомство с моей бородой могло бы закончиться для меня плачевно.
Для меня главное, чтобы ребята пришли в храм. Искренне надеюсь, что мои уроки облегчат им этот путь, и когда они самостоятельно, а не с экскурсией войдут в храм, думаю, он предстанет пред ними не чем-то неизвестным, а домом Божиим – знакомым и родным.
Беседовала Ольга Урядова