«Только Своим славным Воскресением чудесный Господь освободил нас от бессмысленности и отчаяния, ведь ни в небе, ни под небом нет боль-шей бессмыслицы, чем этот мир без воскресения, и нет большего отчаяния, чем эта жизнь без бессмертия. И ни в одном мире нет более несчастного су-щества, чем человек, который не верует в воскресение мертвых» (св. Иустин Попович). На вопросы о празднике Пасхи и о чем-то еще – тоже жизненно важном – отвечает клирик Свято-Троицкого собора священник Алек-сандр Степовик.
О названии
– Отец Александр, самый главный христианский праздник – Вос-кресение Христово, имеет еще одно название – Пасха. Что оно означает?
– В Ветхом Завете встречается множество прообразов Христа, которые в полноте своей раскрылись в Новом Завете, будь то жертвоприношение Исаака Авраамом или выход израильского народа из рабства египетского, на котором мы и остановим свое внимание.
Пасхой в Ветхом Завете называлась последняя жертва Израиля, которая оградила богоизбранный народ от смерти и позволила ему выйти из египетского плена.
Так и Господь Иисус Христос, принеся Себя в жертву Богу Отцу, из-бавляет верующих в Него от смерти духовной, выводит из плена греха и позволяет надеяться на достижение «земли обетованной» – Царствия Небесного.
Например, в книге св. Мелитона Сардийского «О Пасхе» можно встретить подтверждение этих слов: «Сей (Христос) есть изведший нас из рабства – в свободу, из тьмы – в свет, из смерти – в жизнь, из тирании – в царство вечное, и сделавший нас новым священством и народом избранным, вечным. Сей есть Пасха нашего спасения».
О богослужении
– Прокомментируйте звучащее на пасхальной утрене «Слово огласительное во святую Пасху» св. Иоанна Златоуста, его жизнеутверждающие слова: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются Ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует…» Лично мне, когда я их слышу, вспоминаются фильмы про войну и торжествующий голос Левитана (диктора), вещающий о сокрушительном поражении фашистских полчищ…
– Такая ассоциация не случайна, потому что главной темой «Слова» Златоуста является победа Христа над адом и смертью. В упомянутом же фрагменте из «Слова огласительного» содержится указание на теорию «Божественного обмана», сформулированную Григорием Нисским: ад обманулся, приняв Христа за простого человека, но «проглотив» Самого Бога. Он не смог удержать Его, Христос разрушает оковы, которыми ад связывал каждого, кто попадал в него. Синаксарий (поучение), предназначенный для чтения на пасхальной утрене после 6-й песни пасхального канона Иоанна Дамаскина, дает следующее разъяснение относительно того, кто последовал за Воскресшим Христом: «Ныне, похитив из хранилищ ада всё человеческое естество, (Христос) возвел его на небеса и привел к первоначальному состоянию нетления. Однако, сойдя, воскресил не всех, но тех, кто пожелал поверить Ему. Души же святых, от века силою удерживаемые адом, Он освободил и всем дал взойти на небеса».
Митрополит Иларион Алфеев в своей книге «Православие», комментируя этот отрывок синаксария, обращает внимание на мысль автора, что Христос сошел во ад, чтобы искупить всех людей («всё человеческое естество»), но воскрешены Им были те, кто «пожелал поверить Ему». Христос никого не принудил остаться в аду, но никого и не спас насильно: решающую роль в судьбе каждого из находившихся в аду играла его собственная свободная воля, его желание или нежелание последовать за Христом по пути к спасению и обожению.
– Годовой круг евангельских чтений начинается с пасхального: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… (Ин. 1, 1–17). Почему именно с него? И почему оно звучит на разных языках (помнится, о. Евгений Ланский читал его даже на китайском)?
– На первый вопрос уместнее всего ответить словами протоиерея Григория Дьяченко: «Еще приличнее торжеству читаемое ныне Евангелие – начальное благовестие сына громова Иоанна Богослова. Где яснее и возвышеннее изображено Божество Спасителя нашего? Иоанн указывает на славу Его, которую Он имел прежде мир не бысть: Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1, 3)».
Что касается второго, то традиция чтения Евангелия на разных языках, в том числе на древних, существует в Русской Церкви в ознаменование того, что апостольская проповедь распространилась по всей земле среди всех народов. В основании этого обычая лежит и другая цель – чтобы никто из стоящих в храме не остался лишенным благовестия в первый день Святой Пасхи. После чтения на разных языках диакон читает Евангелие на церковнославянском языке.
Подобная традиция существует и в других Церквях. Например, в греческой Церкви на разных языках и «по статиям» читают Евангелие вечерни о явлении Христа ученикам пасхальным вечером.
– Не только в пасхальном, но и в других богослужебных текстах, в православной гимнографии при описании уже свершившихся событий часто используются глаголы не в прошедшем, а в настоящем времени. С чем связано такое «несоответствие»?
Употребление настоящего времени не случайно и не является неким поэтическим приемом. Оно свидетельствует, что события, ставшие причиной спасения человеческого рода, не являются просто древним историческим фактом, но постоянно и реально действуют в таинственной жизни Церкви. Самым ярким примером является Таинство Евхаристии, когда любой христианин, причащаясь Тела и Крови Христовых, становится участником той первой Тайной Вечери, совершившейся в Сионской горнице.
О крестных ходах и «о себе самих»
Для справки: о. Александр – крестоходец со стажем, трижды участник и духовник многодневных крестных ходов в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской.
– Батюшка, объясните, пожалуйста, для чего мы совершаем пасхальные крестные ходы? Что они символизируют? Их духовный смысл?
Начать стоит с того, что прообразы крестных ходов мы можем найти еще в Ветхом Завете. Самые известные из них: обнесение Ковчегом Завета стен Иерихона, торжественное перенесение (а точнее, возвращение) Ковчега Завета при царе Давиде, исход Израиля из Египта (который уже был предметом нашей беседы).
Даже на примере Ветхого Завета мы можем увидеть, что подобные шествия совершались при определенных и исключительных событиях в жизни израильского народа, в частности как призывание Божией помощи для победы над врагом или защиты от него, либо как акт торжественного восхваления и благодарения. Христианство унаследовало эту традицию.
До 4 в. христиане совершали торжественные шествия только тайно, ночью, но, тем не менее, торжественно, совершались подобные шествия по случаю больших церковных праздников или перенесения мощей мучеников. «Официальным» же установителем крестных ходов в привычном нам виде считается св. Иоанн Златоуст. Именно он «установил совершать… процессии, которые сопровождались несением серебряных крестов и восковых свеч».
Современные крестные ходы в большинстве своем совершаются по тем же причинам, что и ветхозаветные шествия, можно сказать, что они разделяются, в зависимости от возносимых при этом молитв, на благодарственные, покаянные, умилостивительные и хвалительные. «Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, – говорит святитель Филарет Московский, – что идешь под предводительством святых, которых иконы в нем шествуют, и приближаешься к Самому Господу, поколику немощи нашей возможно. Святыня земная знаменует и призывает Святыню Небесную».
Если же говорить о пасхальном крестном ходе, то начало свое он берет от торжественных шествий новообращенных христиан. До 5 в. Крещения совершались лишь несколько раз в год, в частности на Пасху. Новокрещенные торжественно, в белых одеждах со свечами, шли в храм, где присоединялись к богослужению.
Сейчас пасхальный крестный ход – это шествие Церкви на встречу с Воскресшим Спасителем. Крестный ход совершается вокруг храма при не-прерывном трезвоне. В светлом, ликующем, величественном виде, при пении «Воскресение Твое, Христе Спасе…» Церковь, как духовная невеста, идет, как говорится в священных песнопениях, «веселыми ногами во сретение исходящему Христу из гроба, яко жениху».
– Являются ли крестные ходы также исповеданием нашей веры перед лицом окружающего мира?
– Безусловно, это и миссия, и исповедание. Пасхальное шествие, на-пример, это свидетельство о важнейшем догмате нашей веры – догмате Воскресения Христова.
– Крестные ходы – исповедание торжественное, но существует еще и другой его образ (можно сказать, повседневный) – исповедание своей христианской жизнью. Проповедь христианства делом или же – «антипроповедь», если дела не соответствуют званию христианина. Приходилось ли вам видеть результаты такой проповеди или, наоборот – «антипроповеди»?
– Несколько лет назад ко мне подошел молодой человек с просьбой «раскрестить» его, так как он разочаровался в православной вере. На вопрос, что же стало причиной такого решения, он указал на наличие в его окружении «верующих», которые хуже язычников и атеистов, которые обманывают, блудят, предают, а все их религиозные порывы являются лицемерием. Я возразил, что эти люди – не пример верующих христиан, но слушать он не захотел. Вот один из примеров того, как несоответствующая заповедям жизнь становится хулением имени Христова.
Каждому верующему необходимо помнить всегда, что однажды встав на путь восхождения в Царство Небесное, нельзя оглядываться назад, потому что мы – часть Церкви. Нужно понимать, что популярное ныне утверждение «все мы люди, все мы грешники» не является оправданием для христианина, и особенно в глазах неверующих и сомневающихся.
Продолжая эту мысль, могу сказать, что многие люди обращаются ко Христу, вспоминая своих верующих бабушек или дедушек, их доброту, теплоту, ревностное отношение к Богу и ближним. Такие благодатные семена веры дают всходы даже по прошествии многих десятилетий.
– Вспоминается из недавней истории: Пасха в годы гонений. «Белые платочки» идут крестным ходом под градом камней. Они – хранители и исповедники веры. А мы? Являемся ли, хоть в какой-то степени, духовными наследниками тех, кто отстоял и сохранил нашу веру? Кажется, мы ближе к евангельским хромым и расслабленным. Скажите нам для укрепления что-нибудь вдохновляющее. Возможно, из Вашей «крестоходческой» практики.
Крестный ход в Вавилов Дол продолжается 20 дней. В 2012 г. в нем участвовала некая Галина Александровна – пожилая и очень тучная, ей было очень тяжело идти. Она, наверное, уже во 2-й день полностью разбила себе ноги и со слезами сказала: «Пожалуйста, не отправляйте меня никуда, дайте мне дойти до конца». И она до конца, до Вавилова Дола дошла. Это был крестный ход в честь новомучеников и исповедников Российских.
Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21), – говорит нам Господь, всё зависит от нашего желания, нашего горения сердца (ревности по Богу). Если же его нет, то у святых отцов мы можем найти средства для возжигания этой ревности. Переживать, унывать, расстраиваться не стоит, Господь всегда рядом. А нам остается готовить свою душу к встрече с Ним, как невесту. Вдохновителем нашим в жизни всегда и постоянно должен оставаться Бог. Если Бог с нами, то кто против нас?
***
Вместо послесловия. Эпизод из жития (фамилии и имени не помню). Русь, 20 век, гонения на веру. Человека погружают полностью, с головой, в яму с нечистотами, затем слегка приподнимают и предлагают: «Скажи: Бога нет», но в ответ слышат: «Христос воскресе!» Вновь погружают, и вновь вместо «Бога нет» – «Христос воскресе!» Так и повторялось… Пасхальное «Христос воскресе» стало его последними словами и стоило ему жизни. Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю Я пред Отцом Моим Небесным (Мф. 10, 32). Исповедал, не предал, не отрекся. Причислен к лику святых.
Беседовала Людмила Кузнецова