О Великом посте, его богослужении, сути постного подвига, правилах пощения для современных христиан и о многом другом мы беседуем с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином.
— Владыка, Вы любите Великий пост?
— Очень. Я считаю, что это самое лучшее время для христианина, и я не просто его люблю, а каждый год жду с большим нетерпением.
Пост — это время, когда мы останавливаемся в ежедневном беге нашей жизни для того, чтобы определить, где мы находимся сегодня, вспомнить о своем предназначении, о Боге — и обратиться к Нему с большим усердием, чем мы это делаем в обычные дни.
Думаю, что нет ничего красивее и глубже великопостных богослужений — и будничных, и праздничных. Надо сказать, что любовь к Церкви я в значительной мере воспринял через богослужение. Свой первый по-настоящему церковный Великий пост я провел в Троице-Сергиевой Лавре. Конечно, я и до этого бывал на великопостных службах, но, как и любой человек, живущий в миру, достаточно редко. А в Лавре, когда я уже был послушником, я находился в храме ежедневно. И вот тогда для меня открылись удивительные, совершенно потрясшие меня величие и красота великопостного богослужения. Много лет прошло с тех пор. Я изменился, много было разного в жизни. Но до сих пор в памяти осталось ощущение необыкновенной глубины, которая тогда открылась перед внутренним взором. Это чувство до сегодняшнего дня живет в моем сердце.
— Не секрет, что многие верующие люди и в пост приходят в храм только в выходные.
— Да, совершенно верно, это беда нашего времени — люди действительно приходят в храм только в субботу и воскресенье, когда в храмах совершается почти такая же служба, как в обычные дни года.
— На какие постовые богослужения Вы советовали бы обратить внимание?
— Обязательно нужно походить на богослужения в будние дни седмицы. Каждую неделю Великого поста я советовал хотя бы два раза в неделю побыть на великопостной службе — один раз на вечерней, один на утренней.
Вечером в первые четыре дня поста (с понедельника по четверг) служится Великое повечерие с Великим покаянным каноном преподобного Андрея Критского. Можно сказать, это особое начало поста, большой, протяженный во времени эпиграф к нему. Канон преподобного Андрея действительно Великий — не только по глубине смыслов, но и своему размеру. Это самое значительное произведение церковной гимнографии, в котором рассказывается, что такое человек, каким он должен быть, чему он должен учиться и чего должен избегать в своей жизни. Поэзия канона основана на образах Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Предполагается, что человек, который его слушает, хорошо знает эти тексты, и образы Священного Писания живут в его сердце.
Обязательно надо хотя бы несколько раз помолиться за литургией Преждеосвященных Даров, которая совершается в течение Великого поста в среду и пятницу. Обязательно нужно посетить не совсем уставную, но все же замечательно вводящую человека в атмосферу поста службу — акафист Страстям Христовым, или Пассию. Она совершается в воскресные вечера Великого поста специально для того, чтобы дать возможность побывать на ней сегодняшнему человеку, работающему всю неделю.
Конечно же, нужно обязательно посетить так называемое Мариино стояние: на пятой седмице Великого поста, в среду вечером на утрене полностью прочитывается канон Андрея Критского, который в первые дни поста читали по частям, и житие преподобной Марии Египетской. Эта служба действительно долгая, действительно — «стояние», которое создает в душе человека острое покаянное настроение. Мария Египетская — дивная подвижница, ее память Церковь празднует уже более полутора тысяч лет, предлагая всем нам в ее образе образец покаяния, показывая, что нет такого греха, который был бы выше милосердия Божия. Потому, что пример преподобной Марии — пример того, как человек может исправиться, как может Бог, говоря словами Великого канона, прокаженное житие убелити и очистити [1]. В то же время человек сам должен проявить решимость к своему исправлению. Тот подвиг, который несла Мария Египетская в течение 40 лет, казалось бы, выше человеческих сил, и с трудом вмещается в сознание современного человека, но вот уже полторы тысячи лет Церковь свидетельствует о его реальности.
Обязательно надо побывать в храме в праздники, которые отмечаются в дни Великого поста: такие, как Лазарева суббота, когда мы вспоминаем воскрешение Господом Лазаря Четверодневного, и Вербное воскресенье, Вход Господень в Иерусалим.
Наконец, самое удивительное время — это время Страстной седмицы, когда Церковь каждого из нас вводит в пространство евангельской истории. Мы не просто вспоминаем, но становимся очевидцами событий, происходящих в Евангелии: вместе со Христом входим в Иерусалим, присутствуем в Гефсимании и на Голгофе, видим толпу, кричащую Ему: «Осанна!», зная, что через некоторое время этот возглас сменится на другой: «Распни! Распни Его!».
В дни Страстной недели Церковь предлагает нам целый ряд священных воспоминаний, связанных с последними днями жизни Господа: в среду — предательство Его Иудой, затем, в Великий Четверг — Тайную Вечерю и установление Евхаристии. По древнему церковному обычаю в этот день стараются причащаться все верные чада Церкви. В этот день в архиерейских соборах совершается также умилительный чин умовения ног — в память о том уроке смирения, который преподал нам Господь.
На утрене Великой Пятницы [2] — служба Страстям Христовым. Каждый час этого дня есть новый подвиг искупительных страданий Спасителя, и отголосок этих страданий — в каждом слове богослужения, которое потрясает человека, являющегося его участником,— настолько эта служба высока и трогательна по своему содержанию, настолько полна удивительными прозрениями глубин человеческой природы. Это чинопоследование — кульминация Великого поста, недаром этот день назывался в древности «Пасхой Креста».
Служба Великой Субботы… «Да молчит всякая плоть человеча» — это песнопение поется в храмах однажды в году, когда Царь царствующих и Господь господствующих лежит во гробе.
И, конечно же, Светлое Христово Воскресение — праздников праздник и торжество из торжеств. День, когда верующий человек, проживший вместе с Церковью и страшно трагическое, и необыкновенно возвышенное время Великого поста, ставший благодаря церковному богослужению соучастником последних дней, Распятия и смерти Господа Иисуса Христа, становится, как сказано в молитвословиях, и общником Его Воскресения.
— Вы затронули сейчас два основополагающих понятия христианской жизни — понятия подвига и покаяния. Мне хотелось бы остановиться на этом подробнее. Что значит «постный подвиг»? Каким должно быть духовное наполнение поста?
— Пост не ошаяние брашен точию совершим, но всякия вещественныя страсти отчуждение [3],— так поется в стихире в один из первых дней поста. То есть пост — не только воздержание от каких-то видов пищи, хотя по нашим временам и это нелегко. Мы все-таки привыкли себе ни в чем не отказывать, и даже не задумываемся об этом, пока не станем перед необходимостью в чем-то себя утеснить, от чего-то отказаться. Тем не менее, когда Церковь говорит о подвиге Великого поста, она не имеет в виду, что подвиг — это не есть колбасу.
Имеется в виду подвиг духовный, заключающийся, прежде всего, в том, что мы должны больше внимания уделять Богу. Он сродни и подвигу в отношениях с людьми: знаете, есть такая старая народная поговорка, что на свете два самых трудных дела — это Богу молиться и старых родителей кормить. В этом смысле подвигом можно назвать внимательное отношение к близким людям — к тем же пожилым родителям, о которых мы порой забываем: они живут сами по себе, не звонят лишний раз и мы им не звоним. Ну, разве что с праздником соберемся поздравить.
Очень часто и наши отношения с Богом строятся примерно по такому же принципу — мы вспоминаем о Нем редко, в основном тогда, когда нам трудно, когда что-то нужно: «Господи, помоги!», «Господи, дай!». И дальше жизнь вся течет без Бога. А пост — это время, когда мы должны к Богу обращаться более часто и глубоко. Время, когда мы должны поставить себя перед Богом, то есть все наши поступки, все наши движения души, все наши слова и мысли должны быть такими, как будто Бог рядом. Он здесь, рядом с тобой, Он смотрит на тебя и одобряет или не одобряет твои действия. Так вот подвиг, прежде всего,— в этом поставлении человеком себя пред Богом, в особом отношении к Нему.
Подвиг, конечно, заключается и в том, чтобы исправлять себя. Человеку очень сложно исправить свои недостатки, даже если он о них знает. А сложнее всего себе самому в них признаться. Мы любим оправдывать себя во всем, считать себя гораздо лучше, чем мы есть. Любим себя хвалить, любим, чтобы нас хвалили. Мы всегда занимаемся самооправданием, это, наверное, самое распространенное человеческое свойство. Даже когда мы понимаем, что были не правы, мы очень быстро и легко находим себе извинение.
А начало спасения человека, по словам преподобного Петра Дамаскина,— это видение своих грехов, бесчисленных, как морской песок. Вот это вот видение, даже шаги в этом направлении — уже подвиг, и это то, что обязательно должно быть в человеке во время поста. И когда человек начинает правильно относиться к себе — то есть убирает кривое зеркало, которое врет ему, что он «на свете всех милее»,— он начинает видеть себя таким, каков он есть на самом деле. И тут очень важно воспитать в себе решимость к исправлению. Каждый шаг в этом направлении — исправления своих недостатков, своих грехов, своих злых привычек, своих пороков — это тоже подвиг.
Недаром многие святые говорили о том, что на самом деле человеку в жизни нужно только одно-единственное делание — внимать себе. «Знай себя и будет с тебя»,— говорил старец Амвросий Оптинский. Когда преподобный Антоний Великий задумался о том, почему так различны судьбы людей, то, как повествует житие, пришел к нему глас: «Антоний, внимай себе и спасешься». Вот это «внимание себе» ради исправления своего сердца — главный подвиг Великого поста.
Вообще, это основное дело всей жизни христианина. Человек — существо непостоянное, он как ребенок, который только заинтересовался чем-то, вроде яркой игрушки, а через минуту смотрит совсем в другую сторону. Поэтому Церковь старается вновь и вновь напомнить человеку об этой необходимости — внимать себе, заботиться о своем сердце, о своей душе. И пост — это время, когда мы этим должны заниматься по преимуществу, уделяя меньше внимания повседневной суете.
Конечно, большинство людей работают, имеют семью, о ней надо заботиться — всего этого нельзя оставлять. Но то время, которое мы тратим обычно на развлечения (а сегодня человек, даже церковный, привык развлекаться и даже не замечает этого) — то есть всё время, свободное от насущных дел, мы должны использовать для исправления своего сердца. Остаться наедине с Богом и с самим собой — это тоже подвиг постного времени. Вот видите, сколько видов подвига мы с вами насчитали?
— Мне кажется, что когда современный человек слушает Великий покаянный канон Андрея Критского, даже со вниманием, мало кто понимает и чувствует, что «это все про меня»…
— Я не согласен с вами. Думаю, что большинство из тех, кто приходит в храм в будний день специально ради этого канона, все-таки осознает — да, это все про нас. Иначе они бы не пришли. К сожалению, их не так уж много, этих пришедших… И я часто думаю об этом, читая канон: «Господи, здесь такая глубина, такие слова, которые могут ведь кому-то жизнь спасти». А большинство людей проходит в это время мимо храма, даже не подозревая, что там происходит. Очень жаль тех, кто остается за оградой Церкви. А те, кто в храме, я надеюсь, все-таки понимают, что слова канона и других великопостных богослужебных текстов обращены к ним — как и всё в Церкви.
Церковь ведь не клуб любителей истории. Мы собираемся в храмах не для того, чтобы вспомнить — что произошло тысячу, две, пять тысяч лет назад в каком-то уголке земного шара. Все Священное Писание обращено к нам, сегодняшним, и говорит нам, какими мы должны быть, чтобы оставаться людьми и чего мы должны избегать в своей жизни. К примеру, в подготовительные недели Великого поста в храмах поется псалом «На реках Вавилонских». Не потому, что нам так важно вспомнить изгнание евреев из Египта и время их Вавилонского пленения — а потому, что мы относим слова этого псалма к самим себе. Ведь это плач души, отошедшей от Бога, изгнанной из рая. Плач нашей души, которая тоскует, стремится к Богу, просит Его, чтобы он вновь принял ее. Так и с каждым богослужебным текстом.
— О наступлении Великого поста знают, наверное, все люди в нашей стране: в первые дни поста о нем пишут практически все СМИ. Правда, обсуждается, в основном, такая тема: полезен ли пост для здоровья или он может быть вредным? И большинство изданий дает рекомендации, как «поститься постом приятным» в чисто гастрономическом смысле. Как к этому следует относиться?
— Может ли пост быть вреден для здоровья? Да, может, если у человека нет здоровья. Поэтому церковные правила с самой глубокой древности говорят, что для больных, для беременных женщин и кормящих матерей, для воинов, для людей, находящихся в путешествии, пост отменяется или значительно ослабляется. Цель поста ведь не убить человека, не искалечить его, цель — помочь человеку воспитать в себе какие-то добрые качества.
Повредить пост может, если к нему подойти неразумно, поэтому человек должен рассчитывать свои силы. Дело в том, что устав поста, который обычно печатается в разных изданиях, календарях, в Интернете, — очень строгий, монастырский. Он рассчитан на людей, которые всю свою жизнь посвятили служению Богу и постнической жизни. Это некий образец, к которому нужно стремиться, но обычно устав для мирян несколько смягчен.
Многое зависит от традиций, принятых в разных странах. Например, на православном Востоке — у греков, болгар, сербов — в народе очень сильна традиция вообще ничего не есть и не пить в первые три дня Великого поста — понедельник, вторник, среду — до первой литургии Преждеосвященных Даров. Живя в Болгарии, я видел, что это массовое явление, обычай, который далеко выходит за пределы церковной ограды. То есть там человек может в церковь практически не ходить, но при этом в первые три дня поста он не ест и не пьет, потом идет причащается — и на этом его церковная жизнь заканчивается до следующего года.
У нас в России буквального исполнения этого строгого, предписанного Типиконом, правила, мы обычно не встречаем. У нас это не принято, может быть, потому, что климат другой: в такое время года, как сейчас, при двадцатиградусном морозе не есть ничего трое суток для большинства людей просто невозможно.
Поэтому для мирян есть много различных послаблений. Многое оставляется на доброе произволение самого человека. Кто-то ест пищу без растительного масла в более строгие периоды поста, кто-то всегда готовит с растительным маслом. Думаю, что каждый человек должен посоветоваться со священником, как ему поститься, обязательно учитывая состояние своего здоровья.
Что касается вкусной постной пищи… Есть у некоторых православных народов в их национальных кухнях очень вкусные, даже изысканные блюда. Скажем, грузинская кухня — в ней больше чем где бы то ни было замечательных постных блюд. Да и у нас в России — достаточно почитать И.А. Шмелева, чтобы представить себе, как раньше могли поститься состоятельные, зажиточные люди.
Но мне кажется, постящийся человек должен установить себе какой-то предел. Потому что смысл поста ведь не в том, что мы не едим каких-то продуктов животного происхождения, а во всем остальном ни в чем себе не отказываем. Какой смысл тогда в посте? Суть поста все же в воздержании. Сейчас появились продукты растительного происхождения по вкусу, консистенции имитирующие мясные или молочные: соевые шницели, йогурты, майонез и так далее. Спрашивается, зачем это, с кем мы играем в прятки: с самими собой, с людьми, с Богом? Конечно, это уже не пост.
Поэтому поститься нужно так, как тебе по силам, по твоим возможностям, особо сохраняя строгость поста в первую, третью (Крестопоклонную) и Страстную седмицы.
— Случается, что именно пост приводит человека в храм, помогает ему по-настоящему воцерковиться. Что бы Вы хотели сказать тем, кто хочет поститься в первый раз?
— Повторюсь, что люди, которые хотят поститься впервые, должны учесть, что пост — это не только воздержание от пищи. Я советовал бы в это время прочитать Евангелие, сократить для себя какие-то развлечения, тот же просмотр телевизора.
Постарайтесь начать ходить в храм на богослужение, даже если вы пока не вполне понимаете его смысл. Попытайтесь молиться своими словами. Почитайте доступные вам книги духовного содержания. И не напирайте особенно на кулинарную составляющую поста. Если очень трудно начать поститься в полной мере, откажитесь на весь пост, допустим, от мяса, а от молочных продуктов — в первую, третью и последнюю недели поста.
— В последние годы в Интернете с началом постов раздаются голоса, причем даже со стороны духовенства, относительно того, что пост есть нечто устаревшее и ненужное — даже пост в целом, не говоря уже о каких-то отдельных его сторонах. Как Вы относитесь к таким дискуссиям?
— Плохо. Не считаю даже эти дискуссии дискуссиями.
Видите ли, за время своего существования, а Церковь существует, слава Богу, почти две тысячи лет, она приобрела очень большой опыт в воспитании человеческой души, в том числе выработала постную дисциплину, канонические правила и многое другое. Если человеку не нравятся установления Православной Церкви, он волен выйти из нее. Сегодня есть масса религиозных организаций, которые много чего не признают, не только постов — своего рода христианство-лайт. Но, думаю, что если уж человек пришел в Церковь, если она стала для него матерью, если он почувствовал, что ее учение — истинно, он не будет «облегчать себе жизнь» таким вот образом — пытаясь выбросить из учения Церкви то, чего не хочет понести. Иначе никакой пользы от его пребывания в Церкви не будет.
[1] Тропарь 6-й песни Великого канона.
[2] Совершается вечером в четверг Страстной седмицы.
[3] Стихира на стиховне, вторник 1 седмицы вечера.
Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин
Беседовала Наталья Горенок