Традиция колокольного звона, казалось бы, утраченная в годы безбожия, в наши дни возрождается. Колокольный звон встречает лю-дей, приходящих в храм, звучит во время богослужения, привлекает внимание идущих по улице. О чем рассказывает колокол, каков устав колокольного звона, как будет проходить обучение в созданной при соборе школе церковных звонарей? – на эти и другие вопросы отвечает звонарь Свято-Троицкого собора Анна Юрьевна Выдрина.
– Анна Юрьевна, Вы являетесь звонарем Троицкого собора. Где и как проходило Ваше обучение?
– Вначале мое обучение проходило в Пензенской области. Я была звонарем в деревенском храме два года, потом уже здесь, в Саратове. Причина была простая – звонарей не хватает. Поэтому по необходимости пришлось научиться звонить, изучить технику и, самое главное, Устав колокольного звона.
– Получается, Вас попросили выучиться этому делу? Или у Вас самой было желание?
– Желание у меня было всегда. Поэтому когда в нашем храме сложилась такая ситуация со звонарями, я с удовольствием согласилась на это творческое дело.
– Вы уже познакомились с колокольней Троицкого собора. Какое у Вас впечатление от нее? По какому принципу подобраны колокола? И вообще, существует ли какой-либо принцип?
– В звоннице Троицкого собора богатый набор колоколов – здесь находятся пятнадцать колоколов и одно большое било. Такому набору может позавидовать любой храм, ведь подобная палитра «голосов» колоколов позволяет создать очень красивый звон – чем больше колоколов участвует в звоне, тем он сочнее, громче и красивее.
– Для этого все колокола должны быть разного размера?
– В любой звоннице должны быть колокола разного размера и веса. Самые большие колокола называются благовестниками, колокола поменьше – это подзвонные колокола, а самые маленькие – зазвонные. Как правило, на звоннице бывает от одного до четырех благовестников, подзвонных колоколов может быть и один, и несколько, зазвонных также, но в основном, как правило, три. Благовестники тоже разделяются: первый колокол – праздничный. Он самый большой и звонит только в большие праздники, второй колокол – воскресный, который звонит в воскресенье, третий – полиелейный, а четвертый – будничный, постовой. В будни Великого поста трезвон не полагается, звонят благовест.
В соответствии с Уставом, звонарь звоном оповещает народ о том, какая совершается служба, и люди, находящиеся рядом с храмом, легко могут определить, какой сегодня день: праздник ли, полиелей или воскресное богослужение. Звоном можно оповестить о похоронах, водосвятном молебне и т.д. То есть колокола говорят народу, что происходит в храме. Поэтому существует довольно строгий Устав, но имеющий в конце важную сноску: «аще изволит настоятель». В первую очередь звонарь должен испросить благословение у настоятеля, как именно ему звонить на сегодняшний день.
– Кем составлен этот Устав?
– Устав формировался на протяжении нескольких веков. Мы руководствуемся Уставом, который благословил патриарх Алексий II. Любой звонарь, прежде чем подходить к колокольне, должен хорошо изучить Устав и очень строго его соблюдать.
– Сколько колоколов Вы обычно используете на службе?
– Если служба рядовая, то мы используем все зазвонные, подзвонные колокола и тот, который рекомендован Уставом из благовестников. Сам звон определяется благовестником. Если звон праздничный, то ведущий колокол – самый большой, и мы имеем право брать все последующие. Если по значению праздник меньше, то берем благовестник меньше и все последующие колокола. Большой мы не имеем права трогать. Если еще меньше праздник, то и благовестник будет меньше. В будни звон тихий, спокойный, который говорит, что сегодня нет большого праздника.
– Откуда же берутся мелодии колокольного звона?
– От сердца звонаря. Это абсолютная импровизация. Звонарь может взять для себя определенный ритм, и уже под этот ритм аранжировывать, добавлять какие-то определенные звуки. Благовестник всегда звучит одинаково, а вокруг него витают звуки зазвонных и подзвонных колоколов, как бы кружась.
– И каких-то определенных мелодий совсем не существует?
– Нет, мелодии существуют. Для начала детям за основу можно взять определенный ритм, к примеру: «Дин-дон, дин-дон, загорелся кошкин дом». Если я вдруг сбиваюсь, то беру ритм из смешной поговорки: «Почем треска? Три рубля, три рубля». С помощью такой вот скороговорки ритм колокольного звона не собьется, и это разрешено. Можно звонить под молитву, но это сложнее. Молитва медленная, а скороговорка, будто барабанчик – ритм отбивает.
– Но ведь колоколов много, а рук всего две. Как Вы успеваете управляться, особенно в большие праздники?
– Это очень тяжело, ведь это мужской труд, а не женский. И управлять 15-ю колоколами больше 4-х минут женщина вряд ли сможет. Долго можно управлять 6-ю, 5-ю. Поэтому на праздники мы приглашаем помощников. Приходят ребята из воскресной школы, прихожане храма. В среднем – 4 звонаря. Тогда мы можем звонить подольше, более празднично и насыщенно.
– Вы уже имеете достаточный звонарский опыт. Как Вы думаете, в чем секрет колокольного звона? Как он влияет на человека?
– Влияние, конечно, огромное. Во-первых, это традиция. Русский человек не представляет своей жизни без колокольного звона. Русь святая всегда говорила колоколами, призывая человека к молитве.
Музыка сильно влияет на человека: она может заставить плакать, веселиться, какая-то, к примеру, тяжелый рок, может вызвать в человеке агрессию. А первый же удар колокола напоминает человеку о Боге. Человек волей-неволей вспоминает, услышав колокольный звон, что Господь зовет его в храм. Или просто зовет. Голос между Небом и землей, голос Божий, голос Церкви. Это понимание у русского человека уже в крови.
– Как у Вас зародилась идея создания нашей учебной звонницы?
– Учебная звонница нам нужна, ведь есть не так-то много людей, которые хорошо умеют звонить. Учиться на звоннице настоящей – это не совсем правильно. Потому что здесь, на настоящей, большой звоннице, не должно быть никаких учений, никаких лишних звуков. И если отталкиваться от того, что колокольный звон – это голос Церкви, то звон должен быть правильным. А если он кривой, косой – это просто неприемлемо. Поэтому и появилась идея приобрести звонницу, на которой будущий звонарь мог бы потренироваться – учебную звонницу. При этом она и для многих других целей была бы хороша – может использоваться и в фестивалях, и в концертах, крестных ходах. Все говорило о том, что надо иметь такую маленькую звонницу.
Я знаю многих людей, которые хотели бы научиться колокольному звону, а учиться им негде. И нужно было создать такие условия, которые давали бы возможность научиться звонить всем желающим. Многие хотят повысить свое мастерство. Не каждый звонарь осмелится начинать новый звон, экспериментировать на большой звоннице, ведь это может мешать окружающим. Чтобы люди подходили к большой звоннице уже подготовленными, и нужен вот такой тренажер.
– Каким образом у нас появилась учебная звонница?
– Благодаря участию в международном конкурсе «Православная инициатива». Это грантовый конкурс, где мы стали победителями. Грантодатели и помогли нам в приобретении звонницы, в создании школы.
– А сколько на нашей учебной звоннице колоколов?
– Восемь.
– Как, по-Вашему, будет проходить процесс обучения в школе?
– Мы руководствуемся богатым опытом московских школ звонарей: школа при заводе ЛИТЕКС, изготавливающем колокола, замечательная школа Ильи Михайловича Дроздихина при Патриаршем подворье. Этим опытом они делятся с нами.
– Делятся лично?
– Да. С мастерской Ильи Дроздихина общаемся лично, там мы и приобрели эту звонницу, у него же взяли учебные пособия, экзаменационные билеты. «Взяли» тот опыт, который они приобрели за 10 лет существования школы звонарей. У завода ЛИТЕКС существует опыт повышения квалификации уже работающих звонарей, обучение начинающих.
– Сколько будет продолжаться курс, и чему будет уделено особое внимание?
– Курс может продолжаться от двух недель до девяти месяцев. В зависимости от того, что хочет человек. Если ему нужно только позаниматься на звоннице – пожалуйста, он может придумывать на нашей звоннице любые аранжировки. Но бóльшее внимание мы уделим Уставу, который нужно соблюдать. В маленьких храмах не всегда получается правильно соблюсти Устав за неимением большого количества колоколов. Если в храме один колокол, то этим одним колоколом приходится и встречать архиерея, и звать на постовую службу. Приходится подстраиваться под те звонницы, которые есть. Так что у звонаря сложная работа – сказать людям то, что дóлжно, используя тот набор колоколов, который есть.
– Получается, в школе будут курсы и теоретический, и практический? Устав и сам звон?
– Обязательно. Занятия теоретические – это изучение Устава, истории колокольного звона и литейного мастерства. Практика проходит на нашей учебной звоннице.
– Два курса – параллельно?
– Да. Преподаватель дает определенные задания на отработку техники звона, научит слышать унтертона (послезвучие, тон гудения). Много будет занятий на слуховые и технические навыки. Важно понять, когда заканчивается и начинается унтертон, как правильно удержать язык колокола, чтобы у него не было залипаний, скольжений и т.д. Все это отрабатывается только практически, и на это нужно много времени. Но из-за большого числа учащихся с каждым педагог заниматься не сможет. Задания на отработку будут даваться педагогом. А заниматься учащиеся будут сами, по записи, в удобное для них время. Сами будут практиковаться и отрабатывать технические навыки.
– Практика – индивидуально, теория – все месте?
– Да, именно так.
– Как часто вы будете собираться и где?
– Планируем заниматься в помещении воскресной школы по вечерам, потому что все люди работающие. Скорее всего, раз в неделю по будням – теоретическое занятие и один раз, каждому в удобное время – практическое.
– Записались только работающие люди? А подростки?
– У нас есть и подростки 15-16-ти лет. Но с подростками надо быть внимательным, и полностью возлагать на них ответственность не стоит.
– Вы рассчитываете, что люди по окончании курса останутся у нас в соборе звонарями?
– Мне бы очень хотелось, чтобы у нас в соборе звонарей было не менее 10-ти. Потому что одному звонарю справиться с этой работой в современных условиях сложно. У нас другой темп жизни, другой ритм, все работают, и быть только звонарем в наше время тяжело. Поэтому, чем больше людей будет привлечено к этому делу (таких, на которых можно было бы положиться), тем чаще мы будем слышать звон в соборе. А сейчас бывает, что просто некому звонить. И такая проблема существует везде.
– Чуть подробнее о длительности курса.
– Думаю, что все будет очень гибко. Те звонари, которые имеют опыт, смогут пройти краткий курс обучения. Сроки для начинающих будем устанавливать по их способностям. Теоретическое знание мы можем приобрести, но практика дается лишь практикой. Звонарю невозможно теоретически объяснить, как звонить. Тут надо пробовать. Чем больше практики, тем лучше звон. Если звонарь будет много практиковаться, то и звон будет красивый.
– Какие еще задачи Вы перед собой ставите?
– Одна из ближайщих задач на сегодняшний день – провести фестиваль колокольного звона. Сначала небольшой конкурс между звонарями школы, а впоследствии, возможно, организуем фестиваль побольше. Пригласим звонарей из Москвы, из других городов.
– Кто будет преподавать в школе?
– Работа школы церковных звонарей будет осуществляться при участии и под руководством ключаря нашего собора священника Николая Генсицкого. Читать учащимся лекции и делиться с ними своим мастерством будет Александр Сергеевич Ярешко – президент ассоциации колокольного искусства России, преподаватель Саратовской консерватории им. Л.В. Собинова. Преподавателем буду и я. Для меня важно – убедить учеников, что колокол – это не погремушка. И звонить тогда, когда хочет человек, по своему настроению – нельзя. Должно быть строгое понимание, кто ты и зачем находишься на колокольне. Просто греметь могут все, а вот звонить – нет. У каждого колокола есть свои вибрации, унтертон, он идет как волна. И послать эту волну надо правильно, вовремя. Здесь нужны опыт и практика. И почувствовать это не каждый может. Здесь и воспитательная направленность школы, и учебная. Даже если к нам придут люди, которые никогда не будут звонарями, а просто хотят расширить свой кругозор – это тоже хорошо. Потому что и звонить, и воспринимать колокольный звон нужно осмысленно.
P.S. Эта беседа была записана два месяца назад. В настоящее время школа звонарей успешно работает.
Беседовала Юлия Ульянова