Вспоминается: физфак, студенческий стройотряд, Сибирь. Таежная ночь и костер, от которого по временам отрываются искры, возносятся ввысь и тут же гаснут. Гораздо позже, став верующей, я узнала, что кроме земной жизни есть еще жизнь вечная и что, по словам св. угодников Божиих, земная жизнь человека на фоне вечности – как эта крошечная и мгновенно гаснущая искра. Однако именно она, краткая земная жизнь-искорка, определяет судьбу каждого человека в не имеющей конца вечности. На вопросы о жизни – земной и вечной – отвечает клирик нашего собора иеродиакон Паисий (Шурухин).
«…Когда начинается человеческое бессмертие? С самого его зачатия в утробе матери. А когда начинается человеческий рай или ад? С его свободного выбора Божиего добра или диавольского зла, Бога или диавола. И рай, и ад человека начинается еще на земле, чтобы после смерти продолжаться вечно в той жизни и на том свете… Человеку дана безмерная созидательная сила, сила созидать вечность, какую он желает» (прп. Иустин Попович)
– Отец Паисий, Свщ. Писание свидетельствует, что всё сотворенное Богом, включая и человека, хорошо весьма (Быт. 1, 31), а также то, что Бог смерти не сотворил (Прем. 1, 13). А мы сейчас видим постоянные войны, эпидемии, стихийные бедствия… и при этом еще каждый человек – рано или поздно – умирает. В чем причина такого несоответствия?
– Причина – в свободной воле человека. Как говорит прп. Иоанн Дамаскин: «Бог всё без изъятия… творит добрым, но каждый по собственному произволению делается как прекрасным, так и злым». История человеческого рода – красноречивое тому подтверждение.
Бог действительно сотворил человека чистым, непорочным, безгрешным. Сотворил его по образу Своему, со способностью к богоуподоблению, одарил разумом и свободной волей, поместил его в рай. И задал ему цель жизни – стремиться к богоподобию, достигать с Божией помощью божественного совершенства. Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48), – так говорит об этом Евангелие. Душа человека была бессмертной, а безгрешность и телесное бессмертие зависели от свободной воли самого человека, от ее согласования или несогласования с волей Божией.
Наши праотцы Адам и Ева испытания свободной волей не выдержали. По диавольскому навету и своему свободному произволению они нарушили закон жизни, данный Творцом, – в результате этого грех и смерть вошли в мир. Грехопадение прародителей имело катастрофические последствия для них самих, для их потомков – всего человечества, и для всего земного творения вообще. Вот эти последствия, и в человеческом обществе, и в природе, мы сейчас и видим.
Почему Бог допустил падение человека? – потому, как считает св. Иоанн Кронштадтский, что «если бы не допускать человека до падения, то его не надобно было создавать по образу и подобию Божию, не давать ему свободной воли, которая есть неотъемлемая черта образа Божия, а подчинить его закону необходимости… подобно бессловесным животным…»
Спасение человека от власти греха, смерти и диавола совершил пришедший в мир Воплотившийся Бог – Богочеловек Иисус Христос. Телом человек умирает и сейчас, но эта смерть временная. Он воскреснет, когда будет всеобщее воскресение мертвых. Его тело, тогда уже бессмертное, соединится с бессмертной душой, и наступит жизнь вечная. А какой эта бесконечная вечная жизнь будет, зависит от того, как прожита человеком наша земная – временная и краткая – жизнь.
– А что же такое смерть?
– Человек двухсоставен: он состоит из души и тела. Ни душа, ни тело, взятые в отдельности, не составляют человека. Человек – богозданное единство души и тела. Библейское повествование сообщает нам о сотворении человека следующее: И создал Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою (Быт. 2, 1). На грани двух миров стоит человек: телом принадлежа к миру земному, видимому, а душой – к миру духовному, невидимому. Животворящим началом в человеке является душа. Душа может жить без тела, но тело без души умирает (см.: Иак. 2, 26). Собственно смерть – это и есть таинственное отделение души от тела, временное их расставание до всеобщего воскресения. Когда человек умирает, то тело его, по принадлежности, отходит в землю, а бессмертная душа – в мир духовный, к Богу.
Смерть, являясь концом временной жизни, является в это же время рождением в жизнь вечную. Для людей праведных переход в мир иной, к Богу, является событием радостным. Как сказал апостол Павел: Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение (Флп. 1, 21). Не случайно память святых мы празднуем преимущественно в дни их кончины.
– Ясно, что тело по отделении от него души ничего не чувствует, а что ощущает душа?
– Состояние души, по свидетельству Слова Божия, не бессознательное, а сознательное. Души умерших людей, разлучившиеся с телом, располагают полнотой личности и самосознания, сохраняют все свои мысли, чувства. Они ощущают, сознают, понимают, рассуждают и вообще совершают все психические действия. Так, в притче Спасителя о богаче и Лазаре (Лк. 17, 19–31) богач видит и узнает Лазаря, чувствует страдание, молит о помощи, беспокоится о братьях. В новую жизнь души входят со всеми достоинствами и пороками, со всем своим нравственным миром: дела их идут вслед за ними (Откр. 14, 13). Сохраняется то религиозно-нравственное состояние души, в котором человек пребывал во время земной жизни. После смерти сама душа уже не может коренным образом изменить это состояние, даже если бы и хотела – ей будет недоставать тела как необходимой для самоопределения составляющей личности, а также земных условий и средств спасения. В загробной жизни лишь дозревает то, что было начато на земле, и в том направлении, в котором было начато. «По исходе отсюда никому нельзя уже преуспеть: что здесь посеешь, то там и пожнешь», – говорит прп. Варсонофий Великий. Бог своей властью изменить это состояние тоже не может, поскольку при этом он совершил бы насилие над свободой человеческой души и уничтожил бы то, что личность делает личностью. Вот так и получается, что жизнь вечную, мы определяем нашими земными приоритетами.
– Душа покинула тело. Что ее ожидает далее?
– Далее ее ожидает суд, который Господь Иисус Христос совершает над всяким умершим человеком, как только душа его отойдет в мир иной. Этот суд предварительный, он называется частным. На нем определится участь души вплоть до всеобщего воскресения во плоти, которое будет во Второе Пришествие Христово. Тогда же состоится и окончательный суд над каждым человеком, теперь уже «целым» – то есть в единстве души и тела. Этот суд называется Страшным. Насколько близка или далека перспектива Второго Пришествия, всеобщего воскресения и Страшного Суда, знает только Бог (см.: Мф. 24, 36).
Согласно церковному преданию, приблизительная хронология ближайших после смерти событий такова: первые два дня душа пользуется относительной свободой и может пребывать на земле, в местах наиболее ей близких и любимых. На 3-й день душа возносится на Небеса для поклонения Богу. В последующие, до 9-го, дни душе показываются красоты рая, после чего, на 9-й день, она опять предстает пред Богом для поклонения Ему. Далее, до дня 40-го, ей показывается ад. После этого опять предстает пред Богом, где на частном суде ей выносится определение о месте ее временного пребывания до Страшного Суда.
По распространенному в восточной патристике мнению, душу праведника после исхода ее из тела встречают Ангелы, а душу грешника истязуют демоны. На свидетельствах подобного рода из житийной и святоотеческой литературы основано учение о «мытарствах» – посмертных испытаниях. Особенно ярко и образно излагается опыт прохождения испытаний в «мытарствах блж. Феодоры». Надо сказать, что независимо от того, насколько буквально воспринимаются свидетельства о мытарствах – и древних, и современных, – учение о том, что после смерти душу человека ждет испытание, общепризнано в православной традиции. Это испытание и есть частный суд.
– Немного подробнее о том, как совершается частный суд.
– Писание не говорит о том, как происходит частный суд. Возможно лишь несколько уяснить себе это, рассмотрев идею суда в применении ее к Богу. В нашем, человеческом, понимании, суд – это исследование правоты или виновности судимого и вынесение ему приговора. Но ведь если суд совершается Богом, Который видит нравственное состояние человека, и Ему, вследствие этого, не нужно исследование, то первая часть суда состоит в приведении души к осознанию своего нравственного состояния. Это достигается посредством совести. Совесть судит человека и при жизни. Но по освобождении души от тела, пред всевидящим Богом, голос совести станет еще более ясным и неподкупным, судящим весь пройденный жизненный путь. Таким образом, мы будем соучастниками в нашем осуждении. Нам, людям, трудно представить себе такой, отрешенный от формальностей нашего судопроизводства, суд Божий. Возможно, поэтому и появилось среди христиан образное представление совершения частного суда в сказаниях о мытарствах.
– Куда попадает душа после испытания на частном суде?
– Она попадает либо в рай, где пребывает в неполном блаженстве, либо в ад, где находится в неполных муках. И блаженство, и муки неполные, так как их вплоть до воскресения мертвых испытывает не весь человек – душа и тело, а только душа.
– Отец Паисий, наши представления о рае и аде часто находятся на уровне: рай – это «сад и вкусные яблоки», а ад – это «темница и злые бесы». На этом всё и заканчивается. А если чуть глубже?
– А если глубже, то не нужно останавливаться только на внешних атрибутах рая и ада. И рай, и ад – это не только внешняя обстановка места, где душа находится, но и внутреннее состояние, переживания души. Главное – это внутреннее, а внешнее соответствует внутреннему и дополняет его. Так, красота и благоухание рая дополняют райское блаженство, происходящее от общения с Богом, от Его любви, от познания и прославления Его, и, соответственно, адские мучения от разобщенности с Богом, от неизжитых страстей, от мук проснувшейся совести и т. д. усугубляются мраком, теснотой, смрадом адских обителей. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21), – говорит нам Евангелие. И душа через свои склонности уже здесь, на земле, приобщается к блаженству рая или мучениям ада, чем сама и определяет свою участь за гробом. Там она получит лишь полноту развития тех склонностей, которые зародились у нее во время земной жизни.
– А где находятся рай и ад?
– Из Писаний мы узнаем, что рай (Царство Небесное, Царство Божие, Иерусалим Небесный) расположен на востоке, в той стороне, куда мы поклоняемся Богу, а также получаем представление о том, что раю соответствует движение вверх, а аду – схождение вниз. Более точных данных нет. Мне кажется, что не стоит тратить время на определение координат ада и рая, тем более, что это сокрыто от нас Богом, а сосредоточить внимание на себе, исправить свою жизнь обращением к Богу, идти по пути спасения, указанному Христом, и, тем самым, изгнать из сердца ад и обрести рай. Для человека, устремленного к небесной правде, рай, как мы уже выяснили, начинается на земле. А прп. Исаак Сирин и другие отцы подсказывают, что лестница в Царствие Небесное находится в нашем сердце.
– Возможно ли после частного суда изменение участи душ умерших?
– Состояние душ усопших христиан от частного до Страшного Суда может быть изменено. Божественное Откровение учит, что умершие с верой во Христа и покаянием продолжают вместе с нами принадлежать телу Христову, они могут раскаиваться в грехах и стремиться ко благу. Но своим силами они не могут освободиться от уз ада. Это может сделать только имеющий ключи от ада и власть над ним – Христос (см.: Откр. 1, 18; 1 Цар. 2, 6). У Бога все живы (см.: Лк. 20, 38), и христиане, движимые любовью, должны помогать друг другу в достижении спасения. А чем мы, живые, можем помочь усопшим? Конечно, молитвой. Ведь и Господь дал обетование: если чего попросите от Отца во имя Мое, то сделаю (Ин 14, 13). Усиливают действие молитвы дела благотворения, совершаемые в память об усопших. Христос учил, что милостыня есть даяние Ему Самому, поэтому и мы можем просить Его, чтобы наши благотворения были Им приняты как бы от усопшего, поскольку сам усопший не может уже совершать дел любви и милосердия. Но особенное влияние на судьбу усопших имеет принесение на Божественной литургии бескровной жертвы за их спасение, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Христову со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». При этом Сам Христос есть и «приносящий и приносимый», Первосвященник во век, Который всегда жив, чтобы ходатайствовать за них (Евр. 7, 25). И мы с надеждой ожидаем прощения или облегчения грешнику – ведь о нем ходатайствует Сам Сын Божий.
Молитва за усопших, по свидетельству св. Иоанна Кронштадтского, «это великое благодеяние им, большее, чем благодеяние живым». К нам обращен его призыв: «О усопших молись так, как будто твоя душа находилась в аду, в пламени и ты сам мучился; чувствуй их муки своим сердцем и пламенно-пламенно молись об упокоении их в месте светле и злачне, в месте прохлаждения».
– Отец Паисий, на сегодня мы завершаем нашу беседу. Однако тема не исчерпана: мы еще не услышали о тех событиях, которые будут происходить перед концом земной человеческой истории, и о том знаменательном дне, в который эта история завершится – дне Второго Пришествия Христова, всеобщего воскресения и Страшного Суда. Последует ли продолжение беседы?
– Будем надеяться. Я желаю всего доброго всем читателям «Троицкого листка».
Беседовала Людмила Кузнецова