После некоторого перерыва в нашем соборе возобновились встречи-беседы клириков собора с прихожанами. Главная цель бесед – по-мочь в познании православной веры. На связанные с этим вопросы отвечает иерей Александр Степовик, проводящий беседы.
«Всем должно чувствовать себя обязанными узнавать во всей полно-те свою веру и потом, на основании сего чувства, действительно узнавать». Святитель Феофан Затворник.
– Отец Александр, начнем с вопроса чисто практического: когда, где и с какой периодичностью проходят беседы? Где можно получить такую информацию?
– Наши беседы (или воскресная школа для взрослых) проводятся в здании воскресной школы каждую субботу в 16.00, кроме дней, в которые в соборе совершается вечернее архиерейское богослужение. Более подробную информацию всегда можно получить в иконной лавке собора или на сайте http://trsobor.ru. Там же можно узнать и о теме очередной беседы.
– Теперь о главном – должен ли христианин знать свою веру? Некоторые верующие говорят (возможно, желая оправдать свою инертность), что наши предки порой и грамоты не знали, а вера и благочестие их были крепче, чем у нас – так что и трудиться незачем.
– Это неверно. Изучение собственной веры является обязанностью христианина. Особенно это актуально в современном мире, утратившем православные традиции, но воспринявшем множество еретических и попросту языческих учений. Незнание православного вероучения может довести человека до ереси, раскола и духовной смерти (прелести). Достаточно вспомнить спор свт. Григория Паламы с Варлаамом, который вышел из-за невежества последнего, приравнявшего делание Иисусовой молитвы к техникам восточной медитации. В наши дни поводов для подобных заблуждений еще больше. Не секрет, что многие люди относятся к Церкви неправильно: в место того, чтобы искать в ней встречи с Творцом, они ищут исполнения своих желаний, в которых Христос является не целью жизни, а только средством к комфортному существованию. Множество суеверий, выдуманных традиций и псевдоправил могут даже искренне верующаго человека привести к заблуждениям, спасти от которых может только четкое знание православного вероучения.
– Есть ли в Священном Писании указания на необходимость познавать веру?
– В Свщ. Писании во множестве мест говорится о необходимости поучаться в вере либо от пастырей, либо из Писания. И Сам Господь Бог учил народ, и апостолам наказал учить: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам (Мф., 28, 19–20). Апостол Павел также говорит о необходимости учить и учиться: вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным… (Евр. 5, 12–14).
– А что говорят по этому поводу отцы Церкви?
– Вслед за Свщ. Писанием, отцы говорят о том же. Свт. Филарет Московский, составитель самого известного в России православного катехизиса, пишет: «Если ты не хочешь вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа». Он же утверждает, что пока вера покоится в Свщ. Писании и Символе веры, она принадлежит Богу, Его пророкам, апостолам, отцам Церкви – это еще не наша вера. И лишь когда мы ее усваиваем умом и памятью, она становится нашей, мы ее обретаем.
– Что значит – знать свою веру?
– Тема эта очень обширная, и говорить об этом можно очень долго. Чтобы быть краткими, выделим два основных условия. Первое: верить, как учит Православная Церковь, иметь теоретическое знание нашей веры (включая догматическое богословие, аскетику, литургику, историю Церкви и т. д.). Вот что пишет свт. Феофан Затворник: «Знать свою веру – значит, довести себя до состояния ясно, точно и определенно созерцать и высказывать те истины, которые содержит святая православная вера… Не то это значит, что должно разгадывать тайны: нет, тайны навсегда останутся тайнами, сколько бы кто ни напрягался узнать их. Но – хотя непонятно существо предмета, и скрыты основания, усвой и содержи его так, как учение о нем содержится, точными и определенными понятиями. Слово “познавать” означает не мудрование, а смиренное и беспрекословное принятие… святой веры». И далее: «Всем должно чувствовать себя обязанными узнавать во всей полноте свою веру… Вера не есть что-нибудь маловажное, как бы избыток сверх нужды, а есть кровная и существенная нужда, как дыхание, пища, сон и прочее подобное. Знание ее есть дело нужнейшее; потому и ревность о нем должна быть сама первая. Кто иначе делает, тот морит дух голодом, или лишает его нужнейших потребностей… Никто не увольняется от обязательства узнавать всё всевозможно… Различают веру уясненную и неуясненную… Кто сознательно не доходит до последней по нерадению, тот в опасности, ибо сей сон (разума) – признак смерти». Второе: жить, как учит Православная Церковь. Святой апостол Иаков пишет, что вера без дел мертва есть (Иак. 2, 17). Даже прекрасное знание учения Церкви, не воплощенное в жизни, не сможет оправдать нас перед Господом. Человек усваивает веру в практическом приложении к жизни. Тот, кто содержит правую веру и старается жить по ней, и есть настоящий христианин. К этому мы должны стремиться.
– Можно ли сказать, что цель бесед – помочь человеку становиться православным не по формальной принадлежности, а на деле?
– Можно. Только отметить еще при этом, что ни истинной веры, ни христианской жизни не может быть вне Церкви. Именно в Церкви находится то, что для этого необходимо – Свщ. Писание, Свщ. Предание, Таинства, церковная иерархия. Беседы должны способствовать правильному воцерковлению человека.
– Вы начали беседы с рассмотрения «Отечника» свт. Игнатия Брянчанинова. Означает ли это, что Вы намерены широко использовать жития святых, отеческие творения в проведении бесед? Станут ли святые подвижники и отцы Церкви Вашими помощниками в этом важном деле?
– Я на это надеюсь. Мне хотелось бы, чтобы вообще все затрагиваемые на беседах вопросы рассматривались в свете духовного опыта святых христианских подвижников. Жития, святоотеческие творения раскрывают духовные законы, на которых строится наша духовная жизнь. Святые, которые уже переплыли житейское бушующее море и достигли пристанища в Царствии Небесном, оставили подсказки и инструкции, как нам не потопить свой «корабль» на этом пути.
– Ваш предшественник на поприще проведения бесед, иеромонах – игумен – архимандрит – и, наконец, Епископ Пахомий, полностью прочитал с прихожанами и прокомментировал «Душеполезные поучения» аввы Дорофея, «Лествицу» прп. Иоанна Лествичника, «Невидимую брань» прп. Никодима Святогорца, а также избранное святителей Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника и др. Учитывая, что за прошедшее время состав прихода значительно обновился, планируете ли Вы возвращение к этим замечательным образцам святоотеческой классики?
– Безусловно. Перечисленные книги наиболее ярко отражают духовную жизнь христианина. Не могу сказать, какой книгой мы займемся после «Отечника», но эти сочинения мы рассмотрим обязательно.
– О. Александр, как, по-Вашему, почему именно сейчас в России такое изобилие отеческих книг, какого, возможно, не было ни в одну из предшествующих эпох христианства? Что бы Вы в связи с этим посоветовали?
– Действительно, за последние 1,5 –2 десятилетия у нас в стране издано очень много святоотеческих сочинений, они стали всем нам широко доступны. Возможно, этот щедрый Божий дар связан с предыдущей эпохой жесточайших гонений на Русскую Православную Церковь, Бог дает нам возможность возместить тот духовный ущерб, который был нанесен людям в годы безбожия. Однако впечатление такое, что этот поток святоотеческих книг уже уменьшается, к сожалению. А вот всякой псевдоправославной и околоцерковной литературы становится существенно больше, и на глаза она попадается гораздо чаще. Святоотеческие творения приняты Церковью как душеспасительное чтение, а большая часть современной литературы содержит множество спорных утверждений, которые, будучи нераспознаны, могут в дальнейшем повредить душе человека. О вреде безразборчиваго чтения хорошо сказано у свт. Игнатия Брянчанинова. Он говорит о том, что мы бережем свое физическое зрение, не даем в глаза попасть даже соринке, а ум – «око души» – заваливаем всяким мусором. Я бы посоветовал всем напитываться святоотеческим чтением, пока есть еще такая возможность. Учение отцов может стать для нас «противоядием» от всех заблуждений.
– Старец Паисий Святогорец, автор ряда широко известных в наше время духовных книг, советует содержание сочинений современных авторов «просеивать» через «святоотеческое сито». Помогут ли беседы это чудесное «сито» обрести?
– Над этим мы будем трудиться все вместе. Я бы этого хотел, потому что святоотеческое сито не только «чудесное», но и крайне нам необходимое. Для его обретения нужно читать отеческие книги постоянно. Кстати, после чтения святых отцов никогда не бывает чувства бесполезно потраченного времени, которое часто возникает по прочтении литературы, например, околоцерковной и ей подобной.
– О. Александр, я припоминаю, что тема Вашего семинарского диплома была связана с «Добротолюбием» (известным святоотеческим аскетическим сборником) и Иисусовой молитвой. Не там ли находится «исток» Вашего сегодняшнего порыва к отцам? В любом случае – все отеческие книги библиотеки собора в Вашем распоряжении (вопросы задает библиотекарь собора).
– Спасибо.
– На какую аудиторию – только ли на прихожан собора – рассчитаны беседы?
– Не только. На беседы может прийти любой человек, желающий больше узнать о православной вере и почерпнуть из сокровищницы свято-отеческого опыта.
– Как библиотекарю собора мне приходится встречаться с людьми, которые хотят узнать очень многое, получить ответы на множество вопросов, но при этом подходить к священнику с вопросами стесняются. Возможно, беседы им помогут: отвечаете ли Вы на вопросы? Можно ли задать их в письменном виде и заранее?
– На вопросы я отвечаю. Это та форма общения, которая поддерживает контакт между тем, кто проводит беседы, и аудиторией. Она хороша и тем, что отвечаешь одному человеку, а что-то при этом проясняется и для всех присутствующих. Задать вопросы можно в любом виде – устно и письменно, тотчас и заранее. Можно задать вопрос через сайт, оставить записку в иконной лавке и т. д.
– О. Александр, вы – глава семьи, по нынешним меркам достаточно солидной, воспитываете 3-х сыновей. Можете поделиться опытом семейной жизни – например, в вопросах трудового воспитания детей. Мне памятны Ваши рассказы о том, как один из сыновей, будучи еще совсем маленьким, выбирался по ночам из своей кроватки и тайно, как истинный христианский подвижник, оказывал помощь уставшим за день родителям: замачивал в тазике для стирки вещи, в которых папа утром собирался идти на службу. Это шутливое отступление, а если серьезно – будет ли на беседах освещаться православный взгляд на семью и воспитание детей? Для нашего времени этот вопрос один из важнейших.
– Если честно, я не считаю себя источником полезного семейного опыта. Думаю, мы обязательно будем касаться этой действительно очень важной темы, но с привлечением источников авторитетных.
На этом мы с о. Александром прощаемся. От себя, обращаясь к потенциальным участникам бесед, хочу добавить: приходите, слушайте, узнавайте… Не бойтесь спрашивать – священник отвечает на ваши вопросы с радостью. Ведь именно для этого Бог в Таинстве Священства дает ему благодать учительства.
Беседовала Людмила Кузнецова