За последние годы в нашей епархии отреставрировано, восстановлено и построено заново множество храмов. Сегодня мы беседуем с клириком Свято-Троицкого собора иеродиаконом Паисием (Шурухиным), принимавшим активное участие в реставрационно-восстановительных работах нижнего (Успенского) храма, а ныне – участником строительства храма во имя пророка Божия Илии в п. Сенной Вольского района.
– Отец Паисий, расскажите, пожалуйста, как получилось, что в недалеком прошлом, которое теперь уже история собора, Вы оказались в «эпицентре» проводившихся в нем реставрационно-восстановительных работ? Сыграла ли в этом какую-то роль Ваша гражданская специальность?
– Да, но не только она. В Свято-Троицкий собор я пришел в 1994 г., в начале своего воцерковления. Прихожанином был достаточно активным, и мне настоятели его (они почему-то тогда часто менялись) неоднократно предлагали должность завхоза, в частности – отцы Никон (Лысенко), Никодим (Чибисов, ныне епископ Енисейский и Норильский), и, в конце концов, где-то в 1999 г. на предложение тогдашнего настоятеля о. Сергия Демешкевича я согласился. Помню, о. Сергий отрекомендовал меня так: «Тот завхоз (т. е. предшествующий) был представительный, а этот зато работящий». Так, с легкой руки батюшки Сергия, и началась моя работа в Троицком, когда было много энтузиазма и даже самые тяжелые «трудовые будни» воспринимались как праздник.
Рабочих тогда не было, всё приходилось делать своими руками, благо, прошлая производственная жизнь меня многому научила. Первая моя специальность – сборщик-наладчик точных механизмов, это завод после школы. Затем техник-строитель по специальности «Мосты, тоннели и др. искусственные сооружения». Работа на строительстве саратовского моста, в Нижнем Новгороде, Волхове, в процессе которой я освоил многие рабочие специальности: монтажника-высотника, сварщика, каменщика, плотника и пр., всё на серьезном уровне, не ниже 5-го разряда. Затем – инженер-электроник, работа в оборонной промышленности. В 90-е, «перестроечные», годы пришлось познакомиться и с коммерческой деятельностью. Такой вот диапазон. И всё это многообразие мне очень пригодилось в Троицком.
Различного вида работы в соборе велись при всех настоятелях, а их за 10 лет (с 1994 по 2004 гг.) сменилось более 10-ти. Постепенно собралась достаточно большая и дружная бригада рабочих. В эти годы вместилось многое, а рассказать почему-то хочется о забавном. Вижу как сейчас: в помещение, где совершается ремонт, вбегает настоятель собора, батюшка очень деятельный и энергичный. Увидев на стене провод, он с укоризной восклицает: «Почему провод не убрали?! Всё самому делать приходится!» – и с этими словами быстро и решительно обрывает провод. Результат ждать себя не заставил: через пару минут в храм влетела группа вневедомственной охраны в касках, бронежилетах, с автоматами наперевес. Оказалось, отец настоятель ликвидировал провод охранной сигнализации. Судя по экипировке и незамедлительности появления, охрана, вероятно, решила, что Троицкий захватила банда террористов. Долго и от души смеялись все, в том числе и батюшка. А если о серьезном, то в это время началось отведение и ограждение земельных участков для нужд собора, меняли водо-тепло-канализационно-электрические коммуникации, проводились ремонтно-восстановительные работы стен собора, укреплялась колокольня и много еще чего. Занимаясь организационно-технической деятельностью, я участвовал и в непосредственной работе и хорошо знал о положении в соборе, его состоянии. Поэтому неудивительно, что когда в 2004 г. настоятелем собора был назначен иеромонах Пахомий (Брусков, ныне епископ Покровский и Николаевский), я стал одним из его помощников.
– Как Вам удавалось (и удается) совмещать служение в соборе со строительными работами?
– Не знаю. Просто стараюсь исполнить всё, что мне поручено. Очень трудно было вначале, когда меня рукоположили во иеродиакона. Должность завхоза осталась за мной как послушание, и она занимала всё мое «свободное» время. При масштабе работ того времени перед службой я только и успевал умыться да облачиться. Сейчас у меня другое «строительное» послушание – по строительству храма в п. Сенной (от Саратова и обратно километров 200). Строительством нового храма я занимаюсь в свободное от службы и других послушаний время. Иногда приходится выезжать на стройку после Литургии и возвращаться в собор к вечернему богослужению. Ну, есть еще и отпуск.
– Какие трудности были в те годы при реставрации Троицкого?
– При реставрации собора я не помню времени, чтобы не было трудностей. И потом – трудности бывают разные. Одно дело – тяжелая физическая, иногда просто изматывающая работа. Ну, например, при разборке пола нижнего храма, когда надо было осторожно вырезать болгаркой и выносить плиты весом по 60-70 кг, а потом снимать еще и слой земли и вывозить всё это на тачках. Здесь нужны только молитва, желание работать и хороший ночной отдых. Другое – когда надо принимать ответственное, зачастую рискованное решение. Так было, например, с 2-мя колоннами в притворе нижнего храма, когда при ремонте возникла вероятность их обрушения. Или когда в храме на подготовленном к росписям потолке вдруг появляется трещина и провисает кусок штукатурки площадью в несколько кв. метров, а толщина штукатурки порядка 8-10 см. Дать ей отвалиться, значит, задержать дальнейшие работы на длительное время. В таких случаях риск оправдывается опытом, интуицией, способностью к принятию технических решений, но проверяется только временем. Сейчас я уверен, что эти и другие риски были оправданы.
Самой главной трудностью для меня оказалось послушание. Не подчинение приказу начальника, а послушание духовному руководителю. Это глубоко разные вещи. Ну вот как быть: как инженер я обязан отстаивать свое мнение, а как инок – «сажать капусту вверх корнями». И до сих пор однозначного ответа у меня нет…
– Что особенно запомнилось?
– Что запомнилось… Полночь. Сильный ветер и ливень. За мной заезжает о. Пахомий, и мы едем с ним проверять, как укрыт купол алтаря верхнего храма. Дело в том, что в связи с ремонтом крыша алтаря была разобрана. И вот мы, в темноте, цепляясь даже и не знаю за что и скользя по мокрой крыше собора, пробираемся к алтарю. Ну точно, так и есть – небрежно закрепленные полотна пленки частью развеваются по ветру, частью уже оборвались и улетели. Принесли пленку, укрепили и, усталые, насквозь мокрые и продрогшие, но очень радостные, спустились с крыши. И нас Господь уберег, и алтарь не затопило.
– Как Вы оказались причастными к строительству храма в п. Сенной? Какие здесь встретились трудности?
– Священник Вячеслав Голощапов был переведен сюда настоятелем храма во имя пророка Божия Илии. Владыка Лонгин благословил о. Вячеслава строить новый храм, а меня быть его помощником по строительству (опыт подобного сотрудничества у нас уже был). Надо пояснить, с чем связана необходимость строительства: дело в том, что сейчас богослужение совершается в помещении, выделенном командованием воинской части. В настоящее время оно принадлежит частному лицу, а это, согласитесь, нестабильность. Оказалось, что здесь уже имеется готовый и утвержденный проект нового храма, оставшийся от прежнего настоятеля.
Трудности?.. Из всей совокупности проблем я бы выделил две – отсутствие не то что постоянного финансирования, а хотя бы как-то прогнозируемого, и второе – слабая проработка проекта, доставшегося нам «по наследству». Денег на доработку проекта не было. Поэтому все необходимые изменения и отступления от проекта мы оперативно решали непосредственно с тогдашним руководителем архитектурно-реставрационного отдела игуменом Пахомием.
Позже все изменения внесли в проект. Приходилось быть одновременно всем: и конструктором, и прорабом, и снабженцем, и исполнителем…
– На какие средства и какими силами ведется строительство?
– На деньги спонсоров, на пожертвования и, конечно, привлекаются средства храма. Проводятся так называемые «марафоны», распространяются «именные» кирпичики. Бывают до слез трогательные истории. Так, в Саратове, в Троицком соборе подходит ко мне бабушка. «Это Вы о. Паисий?» – спрашивает. «Да, я», – отвечаю. «Это Вы строите храм в Сенном?» – «Да, я помогаю в строительстве». – «Ну, тогда – вот», – и протягивает мне конвертик. Это они с подругами (одна из них когда-то жила в Сенном), узнав о строительстве, собрали деньги. Для меня явилось откровением то, как много людей откликается на просьбу о помощи в строительстве храма. Местные структуры (железная дорога, воинская часть, учреждения), стараниями и энергией настоятеля храма о. Вячеслава, оказывают помощь: денежную, материалами, транспортом, рабочей силой. Очень помогает в проведении работ инициативная группа прихожан.
– Какие этапы пройдены? Что делаете сейчас?
– Построено здание храма, поставлены окна, двери, установлены купол с крестом. Хотя покраска храма, оформление его элементами декора – это всё впереди. Завершается строительство здания, где будут находиться котельная, сторожка, трапезная и др. подсобные помещения. Ближайшая задача – установка оборудования котельной и подача тепла в храм.
Вспоминается: когда установили купол и крест, откуда-то прилетел белый голубь и трижды облетел вокруг храма. При этом все присутствующие просто замерли от необычности происходящего.
– Не тяжело ли по здоровью?
– Как-то сложилось, что никогда у меня легкой работы не было. А здесь не просто работа. Ведь Господь назвал храм домом Отца Своего. И вот, милостью Божией, я оказался причастным к строительству этого дома. Ну какое значение имеет усталость? Да и потом, если Господь доверил мне это дело, значит, Он даст и здоровье, и силы, и разумение для его выполнения. Так и происходит. Царь Давид сказал: Дние лет наших,в них же седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь (Пс.89, 10). Первый рубеж я перешагнул, трудов и болезней хватает, а до второго рубежа остается не очень много, значит – надо торопиться.
– Как вы ощущаете помощь Божию? Возможно ли было бы вести строительство без молитвы, без обращения за помощью к святым?
– Помощь Божия – во всем. Лично мне Он дает силы – и духовные, и физические. Иногда бывает очень тяжело – нет средств, нет материалов, из-за задержки зарплаты ушли рабочие, всё на пределе, на грани срыва, а то и за гранью. Но – моя череда служения. Захожу в храм. Святитель Николай, Спиридон Тримифунтский, Серафимушка, преподобный Сергий, великомученик Пантелеимон встречают с укором – сколько раз помогали, и что – усомнился, маловер? Распятие. Разве Его Крест сравнить с моим?! А Он не отказался. «Скоропослушница». Не могу поднять голову – сколько раз исполняла прошения, а я раскис. Казанская. Сегодня взгляд строго-укоряющий, и как бы слышу: «А Сыну Моему легко было?» Лик Спасителя, и опять в памяти –претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22). В алтарь вхожу другим человеком. Раскаяние в слабости, молитва, и вскоре, откуда что берется!
– Отец Паисий, в связи с Вашим рассказом вспоминается эпизод из жития прп. Моисея Оптинского. Как известно, ему принадлежит большой вклад в строительство и расширение Оптиной пустыни. Перед началом каждого очередного дела у него спрашивали: «Ба-тюшка, а деньги-то у Вас есть?» «Есть», – отвечал он и вытаскивал из кармана рубль. «Да Вы что, батюшка, – говорили ему, – дело-то серьезное, а у Вас копейки!» «А про Бога-то забыл? У меня нет, так у Него есть!» – отвечал преподобный. И Бог его не посрамил.
Беседовала Людмила Кузнецова