Нина Алексеевна Наумова – человек, которого на нашем приходе знают все. Год назад она формально стала социальным работником прихода Свято-Троицкого собора. А на деле она уже давно взяла на себя это послушание, как наиболее близкое своей душе.
Наше знакомство с Ниной Алексеевной произошло несколько лет назад, когда она сама подошла ко мне и предложила помочь с распространением журнала «Гимназический взвоз». В то время как я имела весьма смутное представление о том, что можно сделать с тысячью экземпляров детского иллюстрированного журнала, кроме как бесплатно раздать его всем желающим и еще сказать спасибо за то, что согласились почитать, у Нины был четкий план. А главное – стремление деятельно помочь в благом начинании. Потом Нина стала привлекать меня к хлопотам по уборке храма и прочим полезным делам на благо прихода, благодаря чему я потихоньку влилась в его жизнь и, наконец-то, почувствовала себя «своей». А это очень важно, согласитесь. Почувствовать, что храм, приход – твой дом и твоя семья. И еще важно, чтобы в этой семье были такие люди, как Нина, готовые связать всех ее членов невидимой, но очень крепкой нитью общей любви – деятельной и бескорыстной.
– Нина Алексеевна, расскажите, как произошла Ваша встреча с Богом?
– Господь привел меня к Себе 20 лет назад, когда умер мой муж. Еще за несколько лет до этого, когда в больницу попала моя младшая дочь, я впервые осознанно обратилась за помощью к Богу, молилась. Оставшись в 1992 г. году вдовой с двумя маленькими детьми, я стала всё больше и больше уповать на Его помощь, ходить в храм, исповедоваться, причащаться. Первым моим духовником был замечательный священник отец Сергий Догадин. В Троицкий я пришла еще при отце Геннадии Белякове, который тоже поучаствовал в моей жизни, помог моему отцу перейти из старообрядчества в православие. Я старалась чаще бывать в храме, причащаться. Но наиболее интенсивное воцерковление произошло уже при отце Пахомии. Впервые я почувствовала, как молитва священника может оградить человека от воздействия темных сил.
Были, конечно, большие трудности, но жизнь наладилась, дочери выросли, выучились, у них свои семьи, дети. Бог, по молитвам батюшек, поддержал меня.
– Отец Пахомий и увидел Ваши способности к социальному служению?
– Во всяком случае, он стал привлекать меня к такой работе. Например, просил помочь какой-нибудь бабушке, организовать прихожан на уборку храма к празднику, обзвонить всех, собрать помощь. А потом батюшка поставил меня во главе социальной службы прихода.
– Расскажите, с чего Вы начали?
– Нашла нужную информацию в Интернете. Раздала прихожанам анкеты, в которых они обозначили, в чем и в каком режиме могут помогать жизни прихода на поприще социальной деятельности. Меня очень быстро окружили люди, готовые помогать. Я очень благодарна им. Это матушки Марина Орлова, Елена Исакова, Алевтина Косимцева, Татьяна Белякова, Алла Московкина, Любовь Колтыга, Нина Мазыра, Валентина Полякова, Елена Гаазе, Вера Ракина, Вера Трокина, Ольга Яковлева, Мария Трифонова, Галина Безрукова, Валентина Масалаткина, Татьяна Руфимская, Наташа Горбачева, Вика Рокицкая и многие другие. Эти люди охотно и активно включились в общую работу. Убирали храм к праздникам, ездили убираться в лагерь «Солнечный», участвовали в епархиальных мероприятиях.
– Но ведь социальное служение – это, прежде всего, помощь людям?
– Это, конечно, самое главное. И самое трудное. Волонтерскую деятельность, например, по уходу за больными и пожилыми, организовать сложнее, так как все, кто более или менее свободен, сами уже пожилые люди. Молодежь занята – учеба, работа, семья. И, тем не менее, всегда находились 2–3 человека, которые брались помогать. Например, у нас есть такая прихожанка – Лариса Грачева. Она медсестра, работает по сменам, но отозвалась на призыв Господа – взялась ухаживать за одной женщиной, лежачей больной. И еще есть у нас на «патронаже» одна замечательная матушка – Божий человек монахиня Сергия. Она с молодых лет до почтенного возраста работала в нашем Троицком соборе. Господь сохранил ей ясную память, ее интереснейшие воспоминания о правящих саратовских архиереях, священниках, важных событиях жизни епархии можно слушать бесконечно. К сожалению, живет матушка за городом, поэтому навещать ее получается нечасто: иногда на большие праздники, благодаря помощи нашей прихожанки Татьяны, мы привозим ее в храм на машине, так как она очень скучает по родному храму, службам.
– Приход помогает только «своим»?
– Нет, к нам часто за помощью обращаются люди, что называется, «с улицы». И в таких случаях иногда возникают большие недоумения.
– Например?
– Например, человек, никогда не бывающий в храме, вдруг приходит к убеждению, что Церковь должна ему помочь решить его материальные затруднения. Однажды пришел мужчина – еще не старый, крепкий, и чуть ли не потребовал дать ему значительную сумму, чтобы расплатиться с задолженностью за кредит, за коммунальные услуги. Много людей, считающих, что все, в том числе и Церковь, им должны. Трудно понять их логику.
– Но все-таки, видимо, большинство из тех, кто обращается за помощью, действительно в ней нуждаются?
– Разумеется, и многих мы поддержали в их нуждах: кому-то помогли купить билеты, чтобы уехать к месту жительства, кому-то собрали деньги для прохождения медицинского обследования, кому-то помогли восстановить утраченные документы. Одного молодого замерзающего на улице человека устроили в дом ночного пребывания на Полярной, собрали ему деньги на оформление документов, заплатили за проживание. В юридических вопросах очень серьезно помогает наша прихожанка Валентина Кондратьева.
Немало приходит и таких людей, кто нуждается в психиатрической или наркологической помощи. Мы стараемся и им помогать чем возможно.
– А были случаи, когда люди злоупотребляли Вашем доверием?
– Конечно, но пусть это остается на их совести. Главное, что мы стараемся выполнять свой долг и не отпускать никого без помощи, без поддержки.
– А комичные ситуации бывают?
– Бывают и такие. Например, недавно мне позвонил неизвестный и сказал, что задерживают зарплату, а ему нужно срочно купить подарок внучке, и попросил денег…
– Нина Алексеевна, тяжело Вам?
– Бывает и тяжело – я очень эмоционально иногда реагирую на попытки обмануть, слукавить. Приходится потом исповедовать эти всплески чувств. Но зато я очень хорошо вижу на примерах судеб других людей, как тяжело жить без Бога, вне Церкви.
– А каких людей больше – просящих или помогающих?
– Вторых больше. Просят, как правило, нецерковные люди, верующие больше терпят, молчат, доверяют свои немощи Богу.
Один из недавних примеров – Галина Зеленина, Царствие ей Небесное. Она одна воспитывала сыновей, трудилась не покладая рук и многим еще помогала. А когда сама серьезно заболела, то я об этом узнала случайно; Галя ни о чем не просила, хотя помощь ей была очень нужна. И, к чести прихожан, нужно сказать, что ее не оставили наедине с бедой, она отошла ко Господу, чувствуя любовь и заботу о себе сестер по вере… А старенькие бабушки! Они же, как стойкие оловянные солдатики, выстаивают службы, молятся, отдают последнюю копейку из своей пенсии на помощь ближнему, а сами ничего не просят…
– А что Вам самой дало это служение?
– Господь очень поддерживал меня в жизни, и теперь у меня есть возможность вернуть Ему хоть крупицу этого добра. Не считаю себя достойной оказанного мне доверия, и снова вижу, что Бог дает мне очень много – у меня появилось столько близких по духу сестер, которые открылись в совместной работе во всей своей душевной красоте.
Беседовала Елена Гаазе