Это одна из древнейших христианских поместных Церквей Востока. Ее основателями считаются святые апостолы Павел и Варнава, которые обошли с проповедью весь остров Кипр (Деян.13,4–12).
Христианская история острова Кипр начинается с первых веков по Р. Х., когда остров являлся одной из провинций Римской империи. Первым епископом на Кипре, согласно Священному Преданию, был ученик Господа Иисуса Христа святой Лазарь Четверодневный, брат Марфы и Марии, которого Христос воскресил из мертвых. Он окормлял кипрскую паству 18 лет. После чего вторично умер и был погребен в Китии, в городе Ларнака, где на его могиле в 4 в. был построен храм в его честь.
К началу 5 в. население острова становится полностью христианским. Центром церковной жизни острова Кипр со времен св. Константина Великого был Саламин (Констанция). Уже в начальный период своей истории Кипрская Церковь прославилась выдающимися архипастырями и богословами: святителями Спиридоном Тримифунтским, Епифанием Кипрским, святителем.
В работе I Вселенского Собора, который состоялся в 325 г., принимали участие три кипрских епископа: Кирилл Пафский, Геласий Саламинский и св. Спиридон Тримифунтский. Епископы с острова Кипр также участвовали во II, III и последующих Вселенских Соборах. Особенно деятельное участие проявила Кипрская Церковь в защите иконопочитания в эпоху иконоборческой ереси.
Кипрская Церковь издавна была близка к Церкви Антиохийской. Обе Церкви имели единого благовестника и проповедника – святого апостола Варнаву. В связи с этим Антиохийские патриархи пытались присоединить Кипрскую Церковь к Антиохийской на правах епархии. Между тем, Кипрская Церковь, опираясь на свое апостольское происхождение, признавала себя автокефальной. Решение III Вселенского Собора об автокефалии Кипрской Церкви подтвердил и Собор, созванный императором Зеноном. Император не только утвердил решение Синода, но и предоставил архиепископу Кипрскому некоторые отличия, сохраняемые им до сегодняшнего дня:
1) ношение пурпурной мантии и императорского скипетра вместо архиерейского жезла;
2) подписывание официальных документов красными чернилами;
3) право титуловаться «Блаженнейшим».
Впоследствии автокефалия Кипрской Церкви была подтверждена V – VI Вселенскими Соборами. Но, несмотря на соборные постановления, попытки Антиохийского Патриархата упразднить церковную автокефалию Кипра не прекратились: в 5 в. это пытался сделать патриарх Петр Гнафей (сторонник монофизитской ереси), в 1598 г. – патриарх Иоаким.
В 6 в. Кипрская Православная Церковь попала под арабское иго. В 691 г. по указу императора Юстиниана II большинство греческого населения было переселено в область Геллеспонт, недалеко от Константинополя. Здесь был основан город Новая Юстиниана. В 747 г. киприоты вернулись на остров. При императоре Никифоре Фоке II арабы потерпели поражение, в результате чего на острове снова стало спокойно. Византийское господство на Кипре сохранялось до 1191 г. В этот период в Кипрской Церкви наблюдается развитие монашеской жизни. Значительную часть сонма святых Кипрской земли составляют монахи. Монашество на Кипре достигло своего расцвета уже в 4 в. Пещеры иноков, скиты, монастыри – места христианского аскетизма и святости – разбросаны по всему острову. До сегодняшнего дня сохранились такие монастыри этой эпохи, как Киккский (11 в.), Махерасский (13 в.), Свято-Неофийский (12 в.), св. Ираклидия (4 в.), св. Варнавы (5 в.), св. Георгия Победоносца (13 в.), Ставровунийский (4 в.).
В 1091 г. в результате третьего Крестового похода остров был захвачен английским королем Ричардом Львиное Сердце. Так началось латинское господство на Кипре, которое сопровождалось униженным положением православных и попытками их обращения в католичество.
В 1571 г. латинское господство на Кипре сменилось турецким. Турки притесняли и уничтожали христиан, храмы были превращены в мечети, имущество монастырей расхищено.
В 1878 г. на смену турецкому господству утверждается протекторат Англии. Весть о переходе острова под управление Англии – христианской державы – была радостно встречена православными христианами на Кипре, в надежде на то, что Британия будет содействовать объединению острова с Грецией. Однако освобождение от исламских притеснений сменилось протестантской пропагандой и колонизаторской политикой. Одной из важнейших задач колонизаторов стала ликвидация Православной Церкви. Архиепископ Софроний и др. иерархи выступили в защиту Кипрской Церкви. После кончины архиепископа Софрония предстоятелем становится архиепископ Кирилл II, много потрудившийся в деле внутренней организации Кипрской Церкви и распространения среди соотечественников духовного просвещения. При нем в 1914 г. был принят Устав Кипрской Православной Церкви, который действует поныне.
С 1933 по 1947 гг. английские власти препятствовали избранию нового предстоятеля Церкви и хиротонии новых архиереев. В конце 1947 г. на престол был поставлен митрополит Макарий II. Так после четырнадцатилетнего перерыва Кипрская Православная Церковь вновь получила полную каноническую иерархию.
В середине 20 в. скончался Макарий II. Кипрскую Церковь возглавил митрополит Китийский Макариос III. Он развернул широкую деятельность за получение свободы Кипром. В 1959 г. архиепископ Макариос был избран первым президентом республики Кипр, а сам остров в 1960 г. был провозглашен по согласованию с Великобританией независимой республикой. Таким образом в лице архиепископа Макариоса соединились церковная и светская власть. Тот факт, что в избрании архиепископа и архиереев на Кипре необходимо участие народа, является иллюстрацией гармоничных взаимоотношений между паствой и Церковью. Древний обычай избрания народом вместе с иерархами своего епископа находит свое выражение и в современной практике Кипрской Православной Церкви. Так, 3 августа 1977 г. , когда скоропостижно скончался архиепископ Макариос, архиепископом Кипрской Церкви стал и является в настоящее время митрополит Пафский Хризостом, ближайший сослужитель архиепископа Макариоса еще при жизни.
В 1974 г. в результате мятежа, поднятого греческими офицерами против законного президента архиепископа Макариоса, на Кипр были высажены турецкие войска. Руководство турецкой общины решило создать в северных районах Кипра, оккупированных Турцией, так называемое «Федеративное турецкое государство Республики Кипр». В начале 1974 г. остров был разделен с запада на восток «зеленой линией» (линия проведена на карте зеленым карандашом), отделившей турецкую общину от греческой. С 1983 г. существует Турецкая республика Северного Кипра, здесь установлен строгий оккупационный режим.
В настоящее время третья часть острова остается оккупированной турками. На этой территории проживает лишь несколько сотен греков. Почти все православное население бежало на юг. Большая часть оставшихся на севере православных храмов, часовен и монастырей подверглись разрушению и осквернению. Многие из них обращены в мечети, музеи или находятся в запустении. Это создало серьезные проблемы в жизни православных киприотов.
Несмотря на то, что религия на Кипре разделена «границей» (северяне в основном – мусульмане, а южане – православные греки), Православная Кипрская Церковь занимает доминирующее положение в стране. Она обладает также значительной властью. И по сей день Кипр является одной из немногих стран, в которой Церковь может высказывать свое мнение относительно законов и правительство прислушивается к ней.
Святые и святыни Кипрской Церкви
Кроме первого епископа Кипра святого четверодневного Лазаря и апостола Варнавы, Кипрская Церковь особо чтит Епафраса, первого епископа г. Пафа, апостола от 70-ти; Тита, ученика св. ап. Павла, родившегося в Пафе и там мученически скончавшегося; Никанора, одного из семи диаконов, родом с о. Кипр; Спиридона, епископа Тримифунтского, исповедника, участника I Вселенского Собора; Епифания Кипрского, церковного писателя и защитника Православия, Александра Амафунтского, участника VII Вселенского собора.
Из монастырей, которых на острове одиннадцать, необходимо отметить монастырь Ставровуни – Святого Креста (4 в.) и монастырь Кикко в честь Рождества Пресвятой Богородицы, основанный в 11 в. В монастыре Кикко погребен архиепископ Макарий. Здесь же находится чтимая Киккская икона Божией Матери, написанная св. апостолом Лукой. Долгое время эта икона хранилась в Египте, куда была послана апостолом Лукой к назореям-христианам, которые были обращены апостолом Марком и жили по его заветам. В 980 г., когда на христиан в этой местности начались гонения, икона была вывезена в Константинополь, а позже перевезена на Кипр. При монастыре существует небольшой музей старинных церковных предметов. В монастыре Ставровуни хранится частица Животворящего Креста Господня, принесенная св. равноапостольной царицей Еленой. Во время своего посещения Святой Земли императрица останавливалась на Кипре.
Обитель живет по Афонскому уставу. Подворьем монастыря является монастырь св. Варвары. Он основан русской монахиней, прибывшей на Кипр в 13 в. Вначале это был женский монастырь, в настоящее время мужской. Известен он тем, что его насельники занимаются преимущественно иконописанием.
Махерский монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы основан в начале 13 в. по велению Самой Божией Матери иноками из Палестины.
Монастырь св. апостола Варнавы построен византийским императором Зеноном (5 в.) на месте погребения апостола; возрожден в 1917 г. После 1974 г. монастырь оказался на территории, занятой турками, и превращен ими в музей.
Монастырь св. Неофита основан в 12 в. св. Неофитом, мощи которого здесь хранятся.
В горах Троодоса в монастыре пребывает еще один чудотворный образ Пресвятой Богородицы – «Троодитисса», по преданию, написанный св. ап. Лукой. Этот монастырь, возникший еще во времена иконоборчества в 8 в. как пещера для иноческих подвигов, впоследствии стал одним из центров монашества. Монастырь Пресвятой Богородицы «Хрисорройятиссы» существует с 1152 г.
Из женских монастырей необходимо отметить монастырь св. Ираклидия. Основан в 4 в., вначале был мужским. Образцом женских монастырей Кипрской Православной Церкви является находящийся под покровительством главы Церкви монастырь св. Георгия Аламаноса. История монастыря восходит ко временам крестоносцев, в поздние времена он был заброшен и лишь в конце 40-х гг. 20 в. возрожден. Существует древний женский монастырь св. мч. Мины. На протяжении своей многовековой истории он неоднократно разрушался, восстановлен в начале 60-х гг. 20 в. Женские монастыри более населенные, чем мужские.
Кипр – не только остров святынь, которые почитаются христианами и иноверцами, но и остров Православия, сохранивший правую веру с первых веков христианства до наших дней.
Подготовила Ольга Урядова