Как полюбить молитву настолько, чтобы она стала неотъемлемой составляющей твоей жизни? Почему нужно регистрировать брак в ЗАГСе? Как прожить в современном мире, никого не обманывая? Может ли женщина иметь приоритетом карьеру? Эти и другие вопросы прозвучали на встрече Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина с православной молодежью, которая прошла 15 апреля в актовом зале Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова.
— Владыка, какими Вы хотели бы видеть православные молодежные объединения?
— Всё, что делается в Церкви, должно помогать вхождению человека в церковную жизнь. Это самое важное. Способы этого вхождения могут быть разные, ведь сколько людей — столько и путей к Богу. Поэтому и молодежную деятельность нужно подчинить этому главному моменту. Молодежная работа не должна быть времяпрепровождением без смысла, как и не должна быть чем-то искусственным. Не надо выдумывать себе занятия, нужно делать то, что лежит на поверхности, — например, оказывать помощь храму. Мне кажется, самое замечательное, что может быть в молодежном обществе, — помощь за богослужением, в алтаре и на клиросе, совместные поездки, в том числе, паломнические.
Еще до моего архиерейства, когда я был настоятелем храма, приходивших туда молодых людей я старался ставить на клирос — это помимо разговоров, объяснений, книг, которые я давал читать, исповеди. Через какое-то время их любимым чтением становился Типикон и книги, по которым совершается служба. Ведь церковное богослужение — это необыкновенное богатство. Оно, по сути, всегда выполняло функцию школы церковной жизни и богословия. Практически все содержание учебников догматического и нравственного богословия изложено, причем очень ярко и образно, в текстах канонов, тропарей, стихир. И если внимательно слушать то, что читается и поется в храмах, можно всё это освоить. Я хотел бы пожелать вам не ограничивать свое знакомство с Церковью какими-то внешними вещами, но углубиться в ее сокровищницу — в богослужение.
— Большое количество молодежи пытается ходить в храмы, но многие не могут понять богослужение и в целом войти в духовную жизнь. Что с этим делать?
— Надо прикладывать усилия. Сегодня для этого есть все возможности: воскресные школы практически при каждом храме, книги, Интернет. Чтобы разобраться в богослужении, достаточно, думаю, одного года. Что касается духовной жизни, есть очень много доступных для понимания книг: «Душеполезные поучения» аввы Дорофея, «Невидимая брань» Никодима Святогорца, письма святителя Феофана Затворника, игумена Никона (Воробьева). Может стать очень полезной книга святителя Феофана «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?». Вопросы, на которые он отвечает и в этой книге, и в своих письмах, во многом близки современному человеку.
— Как полюбить молитву настолько, чтобы она стала неотъемлемой составляющей твоей жизни? У меня пока не получается молиться регулярно и так, чтобы молитва приносила духовные плоды.
— Во-первых, не надо сразу думать о плодах, это неправильно. Вообще, главный плод христианской жизни — это сама христианская жизнь, пребывание с Богом. К молитве нужно для начала привыкнуть, прийти к постоянству: начинать нужно с вечерних и утренних молитв, потом прибавить по возможности какие-то еще. Молитва должна быть разговором с Богом. Бог — это Личность, перед Которой мы предстоим и Которая каждого из нас слышит.
— Почему нужно обязательно регистрировать брак в ЗАГСе? Сейчас так легко пожениться и развестись, что и официальные браки порой носят случайный характер. Быть может, дело в законодательной базе, так как венчать разрешено только официально зарегистрированный брак?
— Несколько десятилетий назад Церковью признавался только венчанный брак. Сегодня она признает мужчину и женщину супругами, если пара расписалась, если их брак заключен в ЗАГСе. Это предполагает твердое обещание совместной жизни, некие взаимные обязательства, которые люди дают перед лицом общества. Это тот минимум, при соблюдении которого они могут участвовать в таинствах Церкви, в частности, причащаться. Такое снисхождение сделано, в первую очередь, для людей, которые пришли к вере, уже находясь в браке, но их супруга или супруг остаются неверующими и не хотят венчаться. А для людей, которые ходят в храм и называют себя православными христианами, брак, конечно, подразумевает и регистрацию, и венчание.
— Как прожить в современном мире, никого не обманывая? Ведь на любой работе мы так или иначе лукавим — перед начальством, клиентами, проверяющими органами, — иначе уволят. Так же, прямо или прикрыто, происходит и присвоение, перераспределение чужого — по сути воровство.
— Я согласен, что современная цивилизация — это цивилизация лжи, маркетинга. Но жить, не обманывая, можно, и уж точно можно жить, не воруя. Если работа предполагает обязательное воровство, то нужно уходить, не рассуждая. Приукрашивать действительность перед клиентами тоже не надо: продавать ерунду и убеждать, что это прекрасная вещь, — грех. Здесь можно вспомнить авву Дорофея, который говорит, что если приходится иногда не сказать правды, то надо считать это великим искушением. Но речь идет именно о случаях, когда человек не может сказать правду, поскольку это повредит большому количеству людей. В таком случае можно умолчать, но это касается отношений между людьми, а не бытовых или рабочих моментов.
— Могут ли проститься грехи родителю от молитв его ребенка, если родитель не раскаивается или не осознаёт своих грехов?
— Прежде всего, надо уйти от неправильного понимания религиозной жизни. Часто спрашивают, что нужно сделать, чтобы получить что-то, какую нужно прочитать молитву. Отношения человека и Бога — это отношения личностей, поэтому мы всегда надеемся на милосердие Божие. Мы всегда можем и должны молиться, в том числе дерзновенно молиться за своих близких, даже в ситуации, которая кажется абсолютно безвыходной. Часто бывает, что именно в такой ситуации человек молится по-настоящему, и Бог слышит и исполняет просимое. Господь может всё.
— Повседневная суета забирает всю силу и энергию. Приходишь домой — и ничего не хочется, пропадает желание развиваться и, в том числе, ходить в храм. Как с этим быть?
— Человеческий организм не приспособлен для современного образа жизни, мы живем на пределе своих возможностей. Избавиться от повседневной суеты и рутины невозможно. Но нужно оставлять в своем сердце некое место для Бога, для молитвы, для близких людей и стараться, чтобы наше сердце все-таки не повреждалось до конца окружающей нас суетой.
— Известно, что мужчина — добытчик, а женщина хранит уют в доме и заботится о детях, но в последнее время мы видим другую ситуацию. Можно ли строить карьеру женщине в современном мире? Правильный это приоритет или нет?
— Нет, неправильный. Женщина должна рожать и воспитывать детей. Как бы ни хотелось по-другому, это главное предназначение, которое дано ей Богом. Если удается совмещать, делать что-то еще ради Бога, это очень хорошо. Но главное — дети. Это не просто мужской взгляд на вещи, это заповедь Божия.
— Одиночество — это плохо или хорошо?
— Плохо, конечно. Каждому человеку нужен кто-то близкий, нужны единомышленники, нужна семья. Есть люди, которые выбирают одиночество ради Бога, — монахи. Если они ведут правильную монашескую жизнь, то одиноки в мирском смысле, но не одиноки онтологически, потому что они — с Богом, с Ним вся их жизнь. А одиночество абсолютное, полное, конечно, для человека противоестественно.
Газета «Православная вера» № 08 (604),
15 апреля 2018 года
http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/nuzhno-ostavlyat-v-svoem-serdce-mesto-dlya-boga