Супруга Александра III, мать последнего Императора Всероссийского Николая II Мария Федоровна вынужденно покинула Россию в 1919-ом, последние годы жизни провела в Дании. В это сложное время вдовствующая государыня находила утешение в вере, практически каждое воскресенье, до самой смерти, посещала службы в единственном православном храме Копенгагена – церкви Святого благоверного князя Александра Невского.
28 сентября 2006 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (1929–2008) в сослужении сонма архиереев совершил литию перед захоронением праха императрицы Марии Федоровны. Останки Ее Величества были перенесены в Санкт-Петербург в Петропавловский собор из усыпальницы датской королевской династии в Роскилле. Перед заупокойной службой Святейший Патриарх обратился к присутствующим со следующими словами: «…пройдя через горнило испытаний, потеряв в огне революции двух сыновей и пятерых внуков, оказавшись за пределами России, императрица Мария Федоровна не утратила любви к нашему народу. Крепкое упование на Бога и верность высшим нравственным идеалам вселяли в нее надежду на лучшее будущее для нашего Отечества…»
Мария Федоровна (1847–1928), урожденная датская принцесса Мария София Фредерика Дагмар, после помолвки с цесаревичем Александром Александровичем в 1866 г. приняла православие. На тот момент в Копенгагене была всего одна русская церковь, размещенная в бельэтаже посольского дома, но совершенно ветхая, не имевшая ни солеи, ни амвона, ни хоругвей, ни другой надлежащей утвари. Ежегодно наследник российского престола и его супруга посещали датскую столицу, и всякий раз с сожалением отмечали тесноту и неудобство местного храма. Наконец, в 1880-ом цесаревич приобрел небольшой земельный участок неподалеку от королевского замка Амалиенборг. Здесь 4 июня 1881 г. состоялась торжественная закладка первого камня будущей православной церкви. Ее проект был заказан Давиду Гримму – профессору Академии художеств в Петербурге. На строительство храма Государь выделил 70 тысяч рублей, в следующем году увеличил сумму до 300 тысяч. Ставший к тому времени Императором Всероссийским Александром III, он не ограничился пожертвованиями: изучал архитектурные эскизы, контролировал процесс возведения церкви и ее живописного оформления.
В 1881-ом в журнале «Зодчий» был опубликован проект копенгагенского храма, а два года спустя, в присутствии членов царской семьи, состоялось его торжественное освящение во имя Святого благоверного князя Александра Невского – небесного покровителя российского императора. Сотни православных жителей Копенгагена, наконец, получили возможность возносить молитвы Господу в благолепном, благоустроенном храме, который стал одной из достопримечательностей города.
Церковь была оформлена в русско-византийском стиле: главный фасад, выложенный из красного и белого кирпича, украшали высокие сводчатые окна, звонница с шестью колоколами, отлитыми в России. На фронтоне под куполами, в нише, была помещена икона святого Александра Невского, исполненная художником Федором Бронниковым – одним из авторов росписей православного Свято-Александро-Невского кафедрального собора в Париже. Но еще большее впечатление производило оформление внутреннего пространства храма: пол, выложенный мраморной мозаикой, богато декорированная двухмаршевая лестница, стены, расписанные золоченым орнаментом.
Специально для копенгагенской церкви в Петербурге был изготовлен резной иконостас из американского орешника. В собрании Радищевского музея сохранился карандашный эскиз одной из его икон. Автор рисунка – Федор Бронников – изобразил Спасителя, благословляющего ребенка. В основе сюжета – проповедь Христа: Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает… (Мф. 18, 3–5).
По заказу императора, пожелавшего видеть в церкви «светлую живопись», все образы на иконах иконостаса Бронников написал в белоснежных одеяниях. Золоченые орнаментальные фоны, блеск масляной краски усиливали художественный эффект и создавали впечатление сияния ликов.
Иконы были написаны Федором Бронниковым в 1883 г. в Италии, а картина «Укрощение бури Спасителем» – в Париже, в мастерской художника Алексея Боголюбова, с которым его связывали долгие годы дружбы. В 1886 г. в коллекцию Радищевского музея поступили карандашные эскизы этого монументального полотна. В окружении встревоженных бурей учеников автор изобразил Христа, исполненного величия и силы духа. Рисунки отличает необыкновенное благородство и эмоциональная выразительность.
Иконы и картина Бронникова – характерный пример поздней академической живописи, ориентированной на итальянское искусство эпохи Возрождения и барокко. Совершенно иначе, в духе реализма, трактованы образы на религиозных полотнах художника Ивана Крамского, украсившие копенгагенскую церковь в 1885 г. Это «Принятие схимы князем Александром Невским» и «Князь Александр на молебне в Софии Новогородской перед Невской битвой». Принцип «жизнеподобия», верность натуре характерны также для большой картины Алексея Боголюбова «Хождение по водам», написанной в 1883 г. и размещенной в храме у входа.
В «Записках моряка-художника» основатель Радищевского музея вспоминал: «Цель моя изобразить Спасителя в его полнейшем спокойствии и величии; ни ветер, ни бурного моря брызги не могут поколебать его мирного шествия: свет исходит от Христа, образует радугу, в венце которой я хочу его изобразить. На мысль эту навели меня рассказы господина Ренана, который изучая природу и бури озера-моря Тивериадского, говорит, что вся его поверхность в ненастное время представляет несущуюся массу водяной пыли, и что от большой глубины волны бывают громадны, когда ветер дует вдоль озера…»
Работы Боголюбова, Бронникова и Крамского, украсившие церковь, лично одобрял император Александр III. Его Величество не раз посещал храм и, очевидно, был доволен его живописным оформлением. Архитектор Гримм получил орден Даннеброг – второй по значимости рыцарский орден Дании.
Церковь Александра Невского стала духовным центром всех православных, проживавших в датской столице. К началу 1920-х гг. в Копенгагене насчитывалось свыше двух тысяч русских эмигрантов, бежавших из революционной России. Среди них – вдовствующая императрица Мария Федоровна. Ее духовник – протоиерей Леонид Колчев (1871–1944), был назначен настоятелем храма.
В 1920-е гг. Ее Величество мужественно «боролась» с притязаниями «большевиков, заявивших… будто русская православная церковь при посольстве Императорской России в Копенгагене является их собственностью». Она наняла лучшего адвоката в Дании и выиграла дело. В 1928-ом митрополит Евлогий (1868–1946), глава русских православных приходов Московской Патриархии в Западной Европе, в присутствии членов датского королевского Дома отпевал императрицу Марию Федоровну в храме Александра Невского.
На сегодняшний день в церковь приходят молиться почти все православные Копенгагена. Храм Святого благоверного князя Александра Невского стал ярким примером тесных отношений между царствующими Домами России и Дании, местом средоточия веры и любви.
Ирина Яфарова
ст. научный сотрудник СГХМ им. А.Н. Радищева, 8 апреля 2018 года