Более семнадцати веков святой великомученик Георгий спасает от смерти павших в беду. Особое покровительство он оказывает православным воинам, потому что во время жизни на земле сам был воином. С молитвой претерпев страшные муки за Христа, он был убит, но одержал духовную победу над язычниками. И с тех пор подает чудесную помощь всем, кто сражается за истинную веру и за Отечество, хранящее ее. Сила его неодолима. Во многих битвах мы побеждали потому, что с нами был Георгий Победоносец.
Смерть за Христа
Святой Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. В юном возрасте он поступил на воинскую службу. Блестящее образование, крепкое телосложение, храбрость и здравый смысл помогли ему уже в 20 лет добиться звания тысяченачальника прославленной когорты инвиктиоров (непобедимых). Во время войны римлян с персами Георгий проявил удивительную отвагу, за что был назначен комитом (спутником) – приближенным императора.
Георгия всегда тревожила непримиримость императора Диоклетиана по отношению к верующим христианам, но в последние годы правления император-язычник сделался настоящим палачом. Узнав, что он замышляет новое гонение на верующих, Георгий раздал нищим свое богатство и, подготовившись молитвой и постом, смело выступил на мученический подвиг. Он обличил Диоклетиана в безумии и жестокости и объявил себя христианином, за что был подвергнут лютым и продолжительным мучениям. Его заковывали в колоды, били воловьими жилами, колесовали, обували в сапоги с гвоздями внутри, поили ядовитым зельем… Но Георгий, хранимый Спасителем, мужественно перенес все мучения. В конце концов святого обезглавили. Это случилось в Никомидии в 303 г.
Приняв мученическую смерть за Христа, святой Георгий получил от Бога власть спасать людей во время смертельной опасности. Наиболее известен случай его чудесной помощи, который произошел в древности в ливанском городе Бейруте, близ большого озера, где обитал огромный змий, пожиравший юношей и девушек, отданных ему в жертву.
Когда змий готов был пожрать очередную жертву, дочь правителя, появился светлый юноша на белом коне, святой Георгий, который копьем поразил змия в разверстую пасть… Это чудо потрясло жителей Бейрута и всего Ливана и обратило их ко Христу.
Духовная битва
За мужество и духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить святого отречься от Христа, а также за чудесную помощь людям во время смертельной опасности великомученика Георгия назвали Победоносцем. И неслучайно его выбрали небесным покровителем Москвы – стольного града Руси, ставшей после гибели Византии хранительницей православной веры. Он изображается на гербе столицы сидящим на белом коне и пронзающим копьем чудовищного змия, что символизирует победу над диаволом – «древним змием». Этот славный образ обрел новый смысл во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.: святой великомученик Георгий был небесным предводителем нашего народа, победившего фашизм.
6 мая 2011 г., в день памяти великомученика Георгия Победоносца, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Георгиевском храме на Поклонной горе в Москве. По окончании Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом: «В день памяти святого Георгия Победоносца закончилась Великая Отечественная война. Именно в этот день его памяти прозвучал последний выстрел, и более не было военных действий. Поэтому хронологически, исторически это и есть день Победы, и это неслучайно, потому что, несомненно, Георгий Победоносец был покровителем и воинства нашего, и народа нашего, вступившего в неравную, смертельную схватку с самым опасным врагом. Как Георгий победил змия, которого никто не мог победить, так и народ наш победил врага, которого никто не мог победить. Как, несомненно, Георгий был слабее змия, так и наша армия была слабее армии врага. Но победа, если Бог преклоняет милость Свою, не на той стороне, где сила, а на той, где правда, как замечательно сказал об этом святой благоверный великий князь Александр Невский: “Не в силе Бог, а в правде”».
В первый же день войны глава Русской Православной Церкви, митрополит Московский и Коломенский Сергий, прозорливо предрек победу, которую нашему народу еще предстояло выстрадать, вымолить и завоевать ценой бесчисленных жертв. На протяжении всей войны Русская Православная Церковь вдохновляла защитников Отечества и весь народ на победу.
Над полями невиданных по своим масштабам сражений витали Высшие Силы, которые незримо, но постоянно покровительствовали нашей стране. Великая наша победа над сильнейшим врагом началась с победы духовной. С благословения Русской Православной Церкви в первый же день войны. С горячих молитв наших отцов и матерей. С благословения сыновей, идущих на фронт с крестами и иконами.
В России с самого начала войны море людей хлынуло в православные храмы, вновь обретя веру. Период Великой Отечественной войны интересен тем, что свидетельствует о подлинном патриотизме Русской Православной Церкви, о ее сотрудничестве с государством на благо своего Отечества.
Страна была на грани катастрофы. Что же остановило немецкую армию? Как отмечает ученый А.В. Трубицын: «Чудо молитвы, помноженное на великую долготерпеливую волю простого русского солдата…» У старца Валаамского монастыря было три видения во время службы в храме перед началом Великой Отечественной войны. Он видел Божию Матерь, святого пророка Иоанна Крестителя, святителя Николая и сонм святых, которые молили Спасителя, чтобы Он не оставил Россию.
Контрнаступление под Москвой началось 5-6 декабря 1941 г., на следующий день после праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы и в день кончины святого благоверного великого князя Александра Невского, а закончилось к Рождеству Христову.
Не затихала молитвенная жизнь Церкви, там шла духовная битва. Службу совершали и на оккупированной, и на освобожденной территориях. Служили на месте разрушенных храмов, в партизанских лесах звучало пастырское слово, вселяющее веру. Церковь и народ были едины в Великую Отечественную войну.
Война закончилась в ликующие пасхальные дни. 6 мая 1945 г., в празднование Святой Пасхи фашисты прекратили сопротивление и началась подготовка к официальному подписанию акта о безоговорочной капитуляции. Это была не только воинская, но и духовная победа! И дата ее отнюдь не случайна. Пасха в этот день совпала с днем святого великомученика Георгия Победоносца – покровителя русского воинства.
Имя святого Георгия также носил наш выдающийся полководец Георгий Константинович Жуков, названный народом «Маршалом Победы» (по свидетельству его близких, Георгий Константинович был верующим человеком). 8 мая маршал Г.К. Жуков от имени Верховного Главнокомандующего принимал капитуляцию Германии. А парад победы был 24 июня – в день Святой Троицы.
Господь нам даровал победу
В Москве на Поклонной горе в центральной части парка Победы в 1992 г. был заложен храм во имя великомученика Георгия. Строительство его завершилось в день памяти святого, 6 мая 1995 г.
Сегодня храм поражает величием и смысловым значением как памятник боевой славы России. Как небесный воин в золотом шлеме, Георгиевский храм возвышается над Поклонной горой – местом, откуда «непобедимый» Наполеон взирал на столицу, а потом был вынужден бежать, бросив свое войско
В день празднования очередной годовщины Победы в Великой Отечественной войне мы должны помнить, что этот общенародный праздник неразрывно связан с именем святого, почитаемого нашим народом во все времена, – святого великомученика Георгия Победоносца, который во времена языческих гонений в Римской империи в мучениях отдал свою жизнь за верность Господу. И Господь дал ему огромную силу, потому что за верность и веру Бог дает силу людям.
И неслучайно Великая Отечественная война закончилась в день святого великомученика Георгия Победоносца. Это не просто совпадение или стечение обстоятельств. Фашистская Германия напала на нашу страну, когда Святая Православная Церковь праздновала память Всех святых, в земле Российской просиявших. Это был вызов не только государству, но всей нашей духовной жизни, вере, святости, чистоте… Как отмечает в своих проповедях Патриарх Кирилл, «Господь даровал нам частицу той верности и веры, которые имел святой великомученик Георгий Победоносец, святые мученики, ставшие символами Победы – той Победы, которая совершилась по воле Божией». Патриарх Кирилл говорит о необходимости помнить о «духовном и религиозном измерении Победы»: «В ответ на наши неимоверные усилия, в ответ на высочайший героизм нашего народа, в ответ на напряжение всех сил Господь даровал победу, и из Его спасающей десницы мы получили избавление». Патриарх Кирилл говорит об «искупительном значении Великой Отечественной войны», называя это «религиозным пониманием истории». Он напоминает о кровавых событиях начала XX в. и подчеркивает: «Господь смыл эту неправду и это зло кровью нашей, кровью отцов наших…» «Как мы должны благоговеть перед этой кровью! – продолжает он. – Как мы должны благодарить Бога за победу, за то, что пролитие крови не обернулось поражением и новыми скорбями, которых уже никогда бы не выдержало наше Отечество! С какой благодарностью мы сегодня должны возносить к Нему свои взоры и молитвы за подлинное избавление страны нашей!
Великая Отечественная война явила нам Божию правду о нас самих. Она наказала нас за грех, но явила нам великую славу и силу нашего народа. Мы победили самого страшного врага, которого никто не мог победить, и этой победой Бог словно говорит нам: “Вы можете. Не грешите. Не склоняйте свою голову перед грехом. Живите по Моей правде, и вы всё сможет”».
Подготовила Варвара Проценко,
8 апреля 2018 года.