Семинария – особое учебное заведение, в котором готовят будущих священнослужителей. Чем отличается она от светского ВУЗа? Почему молодой человек поступает в семинарию? На эти вопросы отвечают клирики и пономари нашего собора.
Настоятель Свято-Троицкого собора игумен Пахомий (Брусков), окончил Московскую Духовную семинарию в 2002 г.
– Почему Вы поступили в семинарию?
Настоятель Свято-Троицкого собора игумен Пахомий (Брусков) – Для меня поступление на заочное отделение Московской Духовной семинарии стало логическим продолжением моего монашеского пути. У нас в обители существовала такая практика – любой послушник, монах должен был получить духовное образование. И я думаю, что это абсолютно правильно. Для современного клирика, монаха духовное образование так же необходимо, как для мирского человека светское. Мы должны хорошо знать свою веру, чтобы уметь защитить ее от любых нападок. Кроме того, духовное образование очень важно и для самого верующего человека. Оно помогает расширить его кругозор, дает определенный духовный стержень, который поможет впоследствии продолжить самообразование.
До поступления в монастырь я окончил светский ВУЗ, и потому учиться в семинарии мне было довольно легко. Ведь у меня уже был навык самообразования. Единственной трудностью было отсутствие времени. Весь день был занят монастырскими послушаниями, на подготовку к сессии оставалось ночное время, да время в дороге. Но, с другой стороны, думаю, мне было легче многих моих собратий-семинаристов. Ведь, учась в семинарии, я приобретал церковную практику на богослужении, проходя монастырские послушания. Например, сдавая литургику, я уже имел богатейший опыт уставщической деятельности на клиросе. Первой учебной аудиторией для меня была наша обитель, а семинария стала продолжением и дополнением.
– Чем, по–вашему, отличается обучение в семинарии от светского образования?
– Семинария – закрытое образовательное учреждение, обучение в котором предполагает не столько получение знаний (хотя и это очень важно), сколько воспитание служителя Церкви, несущего, подобно воину, свое послушание. В светском ВУЗе человек может хорошо учиться, и при этом никого не интересует, а как он относится к своей профессии? В семинарии те знания, которые получают воспитанники, даже те наказания, которые порой приходится применять, направлены на воспитание жертвенного духа будущего священнослужителя, его любви к своему служению.
Для верующего человека обучение в семинарии – истинный дар Божий. Ведь когда мы получаем светское образование, нам приходится изучать не только любимые предметы, но и те, которые нам совсем неинтересны. А в семинарии нам преподают Закон Божий, Священное Писание, литургику, историю Церкви – все, что необходимо верующему человеку, что не может его не интересовать. Поэтому лично я воспринимал обучение в семинарии как подарок, который мне делают Церковь и наши педагоги.
Священник Свято-Троицкого собора Виктор Тихонов, окончил Саратовскую Православную Духовную семинарию в 2009 г.
– Почему Вы поступили в семинарию?
– Понятие популярности трудно отнести к духовному образованию, исходя из его специфики. Как монах, принимая постриг, отказывается от мирских радостей, не думая о месте в монастыре, но всецело посвящает себя служению Богу, так человек, поступающий в семинарию, осознает, что он отказывается от многого и связывает свою жизнь с Богом. Поэтому главной причиной поступления в семинарию являются любовь к Богу и служение Ему на любом поприще, на которое тебя ставит Церковь. Каждого человека в семинарию приводит Господь. Поэтому часто от верующих людей можно слышать такие слова: «поступать в семинарию нужно по призванию». Я думаю, что и мое желание было таковым. Мне хотелось как-то поучаствовать в церковной жизни. На период поступления в семинарию о священстве я не думал, так как считал, что священниками становятся особые люди, безукоризненные во всем. Позднее, в процессе учебы в семинарии, появилось стремление стать пастырем.
– Чем, по–вашему, отличается обучение в семинарии от светского образования?
– Совершая своё высокое служение, сами пастыри должны быть образцами веры и благочестия для мирян, поэтому в духовных школах процесс обучения тесно связан с воспитанием. Возможно, в этом состоит одна из особенностей духовного образования. В духовном образовании человек познает все путем веры и путем разума, используя все это сразу же в своей жизни, формируя правильное религиозное мышление. Поэтому такое образование не сводится лишь к приобретению определенной суммы знаний. Но и светское образование, каким бы оно ни было, всегда будет полезным для верующего человека, если он его будет правильно использовать. Условия проживания семинаристов очень схожи с условиями быта курсантов военных училищ. Режим и дисциплина довольно строгие, что является еще одним существенным плюсом для обучающегося.
Мне запомнились слова владыки Александра, архиепископа Саратовского и Вольского, сказанные нашим преподавателем на одной из лекций: «Для студента, не полюбившего богослужение, вся его дальнейшая жизнь будет каторгой». Глубже понять богослужение и церковную жизнь я смог благодаря нашему владыке Лонгину, когда в семинарии нес послушание иподиакона. Именно в храме Божием за богослужением происходит процесс духовного воспитания будущих пастырей.
Диакон Свято-Троицкого собора Алексий Савин, окончил Саратовскую Православную Духовную семинарию в 2010 г.
– Почему Вы поступили в семинарию?
– Желание получить духовное образование у меня возникло после окончания Аграрного университета. Я в то время читал духовную книгу, в которой рассказывалось про обучение греческих детей в так называемой Афониаде – духовной школе, находящейся на Святой Горе Афон. И я даже немножко позавидовал этим детям – ведь им преподавали учителя, живущие духовной жизнью. И вот, спустя некоторое время, отец Пахомий благословил меня поступить в семинарию. Очень обрадовался тому, что буду учиться там, куда стремилась моя душа. Но понимание того, что по окончании учёбы мне, недостойному, предстоит послужить Богу в священном сане, приводило в страх и трепет.
– Чем, по–вашему, отличается обучение в семинарии от светского образования?
– В ВУЗе, да и в школе, гуманитарные науки преподавались, на мой взгляд, очень противоречиво. Например, взять историю: что ни учитель, то свой подход к преподаванию, своя интерпретация фактов, а порой – их искажение. Душа – она по природе христианка, поэтому я чувствовал, что здесь что-то «не так». А вот какой в действительности был и есть исторический путь нашей страны и мира вообще, мне помогло понять именно обучение в семинарии. Светское образование, на мой взгляд, сегодня превращается в «бизнес». Во-первых, почти везде оно платное, что вовсе не говорит о его качестве. Во-вторых, даже став хорошим специалистом в любой области, но не имея правильного представления о духовном мире, духовного стержня, человек может в итоге навредить и себе, и окружающим.
Пономарь Свято-Троицкого собора Роман Московцев, воспитанник 5 курса Саратовской Православной Духовной семинарии.
– Почему Вы поступили в семинарию?
Пономарь Свято-Троицкого собора Роман Московцев– Анализируя свой приход в семинарию, я отчетливо вижу проявление Промысла Божия. Как-то все само собой складывалось. В 2003 г. я начал постоянно ходить в Духосошественский собор. Был период, когда я ходил на богослужение практически ежедневно. В это время у меня появилось желание участвовать в богослужении. И вот именно тогда ко мне подошел отец Вячеслав Казанцев и спросил, не хочу ли я поступать в семинарию? А я как раз месяца три об этом думал. Он привел меня к отцу Пахомию в Свято-Троицкий собор. Отец Пахомий благословил меня год пономарить в соборе, а потом поступать. Вот так Господь и устроил мое поступление в семинарию, в которой я учусь уже пятый год.
– Чем, по–вашему, отличается обучение в семинарии от светского образования?
– Светские науки, которые студенты изучают в обычном ВУЗе, не дают ответа на самый главный вопрос в жизни человека: для чего мы живем? До поступления в семинарию я закончил Московский социально-экономический университет. Причем мне во время обучения пришлось поработать по специальности. Меня поразило, что многие теоретические знания, которые мы получали в университете, совершенно не применялись на практике. А о некоторых предметах мы вообще не вспоминали. В семинарии же каждая лекция, каждый предмет становились для меня настоящим открытием. Причем я понимал, что все эти знания нужны лично для моей жизни, для моего спасения.
Пономарь Свято-Троицкого собора Стахий Сахаров, воспитанник 2 курса Саратовской Православной Духовной семинарии.
– Почему Вы поступили в семинарию?
– Мысль о поступлении в семинарию у меня возникла, когда я учился на последнем курсе института. Придя в храм, я был поражен и очарован, потому что в мирской жизни не встречал такой красоты, торжественности, глубины. Меня тронули сердечные отношения между прихожанами храма, которых нет в мирской среде. Особенно поражала сердце Литургия. В ней чувствовалась благодать Божия, излияние на душу того спокойствия, которого ищет душа. Встретив и приняв все это, я решил поступать в духовную семинарию, поскольку, учась там и став в будущем священнослужителем, смогу всю свою жизнь посвятить служению Богу и Церкви.
– Чем, по–вашему, отличается обучение в семинарии от светского образования?
– Сравнивать духовную семинарию и светский ВУЗ, мне кажется, немного некорректно. Они находятся в различных сферах, хотя на первый взгляд так не кажется. Если смотреть со стороны, в семинарии идет такой же учебный процесс: начитка лекций, практические занятия, зачеты и экзамены. Распорядок дня чем-то напоминает режим военного училища – все расписано по времени. Но семинария готовит не просто специалистов, главная цель которых сводится к получению определенных навыков и умению их использовать. Семинария воспитывает будущих священников, которые должны не просто знать догматы веры, творения святых отцов и историю Церкви, но и жить всей полнотой Церкви, всей полнотой литургической жизни.